Грешным делом: 10 фильмов о супружеской измене
Измена — одна из ключевых тем, поднимаемых в мировой культуре. А в кинематографе встречается едва ли не чаще других сюжетов. На языке кино адюльтер является внежанровым концептом: его можно сделать отправной точкой для драматического или комического повествования, равно как и для триллера. Рассказываем о 10 примечательных фильмах, которые под разными углами исследуют феномен измены.
Манхэттенская мелодрама «Прошлой ночью в Нью-Йорке» — полнометражный дебют Мэсси Таджедин, в котором операторская работа и монтаж настолько же хороши, насколько квартет главных актеров (Кира Найтли, Сэм Уортингтон, Гийом Кане и Ева Мендес).
Майкл и Джоанна — идеальные молодожены, молодые, красивые и богатые. Успешная карьера, шикарная модная квартира на Манхэттене — сплошная идиллия во всём. Однако Джоанна начинает подозревать мужа в нездоровом влечении к коллеге Лауре. Сама же она неожиданно встречает своего бывшего, французского драматурга Алекса, который приглашает девушку на ужин. Та, не задумываясь ни на секунду, соглашается. Череда принятых Майклом и Джоанной решений приводит их к ночи разлуки, которая устроит настоящую проверку их отношениям.
Это экранизация бестселлера Джеймса Сигела «Сошедший с рельсов». Старомодный и угрюмый триллер шведа Микаэля Хофстрёма в первую очередь интересен необычным дуэтом Клайва Оуэна и Дженнифер Энистон. Оба в нетипичных для себя ролях: он размазня, она роковая соблазнительница. А Венсан Кассель — в роли гопника-шантажиста. Неожиданно, но приятно появление звезд американского хип-хопа RZA и Xzibit.
Чарльз утомлен семейной жизнью, большую часть которой занимает уход за больной диабетом дочерью. А еще — рутинной работой в офисе рекламного агентства. Как-то раз, сев в утренний поезд, Чарльз понимает, что жена без спроса взяла деньги из его бумажника, и теперь он не может заплатить за проезд. К счастью, действие фильма происходит в Чикаго, а это значит, что напротив героя оказывается сексуальная брюнетка в чулках и на высоких каблуках, которая хочет купить ему билет. Естественно, между Чарльзом и незнакомкой сразу возникает искра, и вскоре они уже падают в объятия друг друга в отельном номере. Однако минуту страсти прерывает ворвавшийся в комнату незнакомец. С этого момента пресная жизнь Чарльза сменяется экстремальными виражами.
На момент съемок «Матч Поинта» прошло более десяти лет с выхода последнего громкого фильма Вуди Аллена. Новый проект ненадолго положил конец творческой засухе в фильмографии режиссера, причем сделал это крайне неожиданным и впечатляющим образом. «Матч Поинт» — одна из лучших «серьезных» работ режиссера, причем написана и снята она так, что даже самый опытный поклонник Аллена с трудом узнает почерк любимого автора. Здесь нет невротических героев, комическое сведено к минимуму, а сюжет стройный и интересный. К концу фильм даже превращается в подобие триллера, а его режиссер демонстрирует незаурядное мастерство, создавая напряжение и пуская пыль в глаза.
Крис Уилтон работает инструктором по теннису. Один из учеников, Том, знакомит его со своей богатой семьей. Благодаря обаянию и умению со всеми находить общий язык Крис быстро вливается в новый круг знакомств. Вскоре он заводит роман с сестрой Тома Хлоей. Никто из семьи не против их отношений, более того, дело движется к браку. Однако Крис кладет глаз на невесту своего друга и покровителя Нолу. Их свидания угрожают его положению в новом доме, Крис разрывается между страстью и благополучием. Чтобы разрешить эту дилемму, он идет на преступление.
У фильма Джастина Чадвика была проблемная история производства, с фальстартами и переносами. Когда «Тюльпанная лихорадка» спустя несколько лет после завершения все-таки добралась до экранов, то не снискала ни больших сборов, ни восторженных отзывов. Более того, это был последний кинотеатральный релиз компании Харви Вайнштейна перед тем, как его накрыло волной обвинений в сексуальных преступлениях. Вот что называется — судьба. Если говорить о самой «Тюльпанной лихорадке», то это красочная костюмная драма, в меру сентиментальная, в меру неторопливая, в меру красивая. Интересное актерское трио в лице Алисии Викандер, Дэйна ДеХаана и Кристофа Вальца.
Амстердам XVII века, юную Софию, безродную сироту, насильно выдают замуж за пожилого и богатого торговца Корнелиса Сэндвурта. Практический смысл брака таков: он спасает ее от нищеты, а она рожает ему детей. Корнелис приглашает в дом молодого художника, чтобы он нарисовал портрет его новой жены. Конечно, Софи влюбляется в него, и у них начинается страстный роман. Чтобы финансово обеспечить себя и свою возлюбленную и вырваться из-под власти Корнелиса, юноша втягивается в сомнительную авантюру по продаже тюльпанов. Как водится, ничем хорошим эта затея не кончится.
Режиссер фильма Эдриан Лайн — один из самых увлеченных исследователей супружеской неверности. Чего только стоят названия его адюльтеровой трилогии: «Роковое влечение», «Непристойное предложение» и, наконец, «Неверная». В некотором смысле это ремейк «Неверной жены» (1968) Клода Шаброля, которая, в свою очередь, была вольной экранизацией флоберовской «Госпожи Бовари». Из трех вышеупомянутых фильмов «Неверная» кажется наиболее откровенным, но всё же вполне законно считается эротическим триллером. Тем более что дуэт Ричарда Гира и Дайан Лэйн практически идеально подходит для фильма подобного жанра.
У Конни Самнер есть любящий муж, прекрасный дом и замечательный сын, но подсознательно она хочет вырваться из этой семейной идиллии. Случайная встреча с красивым незнакомцем вскоре приводит к одержимости и роману на стороне. Последствия этой интриги настигают Конни очень быстро — муж устраивает за ней слежку.
Последний фильм величайшего Стэнли Кубрика, чье имя едва ли не синоним кинематографа нового времени. «С широко закрытыми глазами» — это эссенция режиссерского метода и стиля Кубрика, все приемы и темы из его фильмографии так или иначе просматриваются и тут. Длина любого кадра, каждый ракурс, каждое движение камеры — все продумано, отмерено и поставлено с математической точностью и максимальной эффективностью. Никаких счастливых случайностей, всем руководит длань всемогущего режиссера. Ходили слухи, что время, которое Кубрик и команда потратили на пересъемки некоторых сцен, превышало отводимые съемочные дни для большинства фильмов того времени. В итоге перед зрителями предстала провокационная и шокирующая сексопатологическая семейная драма, в которой молодые Том Круз и Николь Кидман оказываются в секте, проводящей ритуальные оргии.
Снова молодая, красивая и богатая супружеская пара. Снова размеренная рутинная жизнь. Опять за счастливым фасадом скрывается куча проблем. Тайные желания, жажда острых ощущений — всё это толкает возлюбленных к извращенным искушениям и изменам. Молодого мужа втягивают в странный сексуальный ритуал, после чего его жизнь превращается в настоящий фрейдистский кошмар.
Оригинальное название — «Арбитраж» — куда более тонкое и точное, нежели русскоязычное. Хоть фильм быстро превращается в прямолинейный детективный триллер, финансов, фондов и аудитов тут куда больше, чем страсти, особенно порочной. Режиссер Николас Джареки напоминает нам, что выбранный им жанр не обязывает к насыщенному действию, напряжение можно создать и сдержанными приемами.
Ричард Гир играет магната нью-йоркского хедж-фонда Роберта Миллера. После краха Уолл-стрит в 2008 году подобных людей начали демонизировать в кино, и Миллер не стал исключением. С одной стороны, он любящий отец, труженик и бережливый финансист. С другой — донжуан, лжец и мошенник. Из-за махинаций в особо крупном размере Миллеру грозят серьезные последствия. В попытках выпутаться из сложившейся ситуации он совершает еще больше ошибок, а его жизнь неумолимо катится под откос.
«Близость» начинается как легкий романтический фильм, однако во второй половине дает разворот на 180 градусов. Дружба и любовь сменяются цинизмом, а сексуальные отношения становятся инструментом в борьбе за власть. Майк Николс, автор культового «Выпускника» (1967), показывает изнанку романтического чувства, и зрелище это оказывается крайне некомфортным. Визитная карточка «Близости» — Натали Портман с розовым каре. Однако тройка других главных актеров — Джуд Лоу, Джулия Робертс и Клайв Оуэн — не менее интересна.
Молодая американка Элис приезжает в Лондон из Америки и работает тут стриптизершей. На улице она случайно натыкается на Дэна, посредственного журналиста и писателя. Они знакомятся, влюбляются и становятся парой. Дэн пишет книгу о жизни Элис. Перед ее релизом он организует фотосессию, на которой встречает привлекательную и холодную Анну. Она нравится Дэну, однако есть еще Ларри, у которого с Анной роман. Ларри же нравится Элис. Этот странный любовный квадрат покажет, кто есть кто, и не оставит некоторым его участникам шанса на хороший финал.
Режиссерский дебют Пола Дано, снятый по роману Ричарда Форда. Премьера состоялась на кинофестивале «Сандэнс» и получила восторженные отзывы. «Дикая жизнь» — тихая и трогательная драма о кризисе отношений, в которой Дано демонстрирует свои незаурядные режиссерские умения. Он полностью доверяет выбранному дуэту ведущих актеров, Джейку Джилленхолу и Кэри Маллиган, которые выдают безупречную игру. Режиссер позволяет своим персонажам просто жить, проводя значительную часть времени на экране в тишине. Это создает интимную и доверительную обстановку между зрителями и самим фильмом.
Действие происходит в Монтане 1950-х годов. В центре сюжета подросток Джо, наблюдающий разлад между своими родителями. Его отец, Джерри, теряет работу, что пагубно сказывается на его эмоциональном состоянии и отношениях с женой. Жанетт, мать Джо, усугубляет кризис своим романом на стороне. Их сын пытается справиться с таким давлением и сохранить любовь к обоим.
Литературные произведения покойного ныне Филипа Рота не знали до этого хоть сколько-нибудь хороших экранизаций. Переводу на кинематографический язык его книги сопротивлялись изо всех сил, пока за это дело не взялся Арно Деплешен, уважаемый французский режиссер и частый гость Каннского фестиваля. «Внебрачные связи» были потенциальным фестивальным хитом, однако награды и всеобщее признание обошли их стороной. Тем не менее этот фильм интересен во многих аспектах: театральная структура, исповедальный тон (хоть это и экранизация), наконец, Леа Сейду.
Фильм, как и роман, состоит из диалогов. Главный герой, успешный писатель, поочередно разговаривает и занимается сексом либо со своей женой, либо со своей любовницей, меняются только времена года и декорации. Звучит как идеальный фильм о любви и отношениях, да и смотрится так же.