Готические жемчужины, классика ужасов и винтажная фантастика: Любимые фильмы Тима Бёртона
Тим Бёртон прославился как один из самых креативных голливудских режиссеров современности. Ему удается быть мрачным и ярким одновременно, приправляя готические и макабрические мотивы парадоксальным юмором. Персонажи Бёртона запоминаются навсегда: будь то хоть трикстер в полосатом костюме Битлджус, артистичный скелет Джек или очаровательная Мертвая невеста. Однако стиль режиссера не возник на пустом месте — как все художники, он черпает вдохновение и трансформирует идеи из любимых лент. Предлагаем посмотреть 10 любимых фильмов Бёртона, большая часть из которых сегодня считается киноклассикой.
Тим Бёртон вырос на культовых фильмах ужасов студии Hammer, чей расцвет пришелся на 1950–1970-е годы. В его любимом хорроре компании знаменитый граф Дракула (Кристофер Ли) оказывается воскрешен группой хиппи. Он гневается на молодежь, посмевшую побеспокоить его столетний сон, направо и налево кусает девушек, и лишь потомок знаменитого Ван Хельсинга (Питер Кушинг) решается ему противостоять.
Это не самый популярный фильм о Дракуле, но его ценят за легкий налет ностальгии по бунтарским 1960-м, духу свободы, музыке и моде того времени. Главную роль исполнил любимый актер Бёртона Кристофер Ли, снявшийся за свою карьеру в нескольких десятках фильмов ужасов. Отголоски истории явно прослеживаются в сюжете «Мрачных теней» Бёртона — там многовековой вампир тоже возвращается к жизни в наши дни и не понимает, что же происходит в этом сумасшедшем мире.
Фэнтези 1973 года режиссера Гордона Хесслера о приключениях легендарного моряка Синдбада. Герой отправляется в опасное путешествие на поиски артефакта — золотой таблички, способной наделить обладателя невероятной силой. В пути ему предстоит преодолеть множество препятствий и сразиться с устрашающими противниками: одноглазым кентавром, грифоном, ожившей статуей индуистской богини и зловещим колдуном.
Фильм вошел в историю кино благодаря мастерским спецэффектам от легендарного американского художника Рэя Харрихаузена. Кукольные монстры двигались за счет устаревающей сегодня техники покадровой анимации, которую Бёртон использовал в «Трупе невесты», «Франкенвини» и «Кошмаре перед Рождеством». По словам режиссера, именно работы Харрихаузена вдохновили его использовать этот метод, поскольку он позволяет «взять неодушевленный объект и оживить его».
Девочка-сирота Дороти (Джуди Гарлэнд) живет одинокой жизнью на отдаленной ферме у родственников. Она проводит время в компании терьера Тото, мечтая о том, что однажды попадет в сказочную страну. И ураган действительно уносит ее в страну Оз, полную опасностей и приключений. Но девочка начинает скучать по дому. Чтобы вернуться, ей предстоит отыскать Великого Волшебника из Изумрудного города. Вместе с ней в путь отправляются глуповатый Страшила (Рэй Болджер), печальный Железный Дровосек (Джек Хейли) и Трусливый Лев (Берт Лар).
Классическая голливудская музыкальная сказка построена вокруг любимой концепции Бёртона. Это мотив запутавшегося изгоя, пытающегося найти свое место в мире. Сам режиссер прошел через подобный процесс в юности. Он рос в небольшом пригороде, где не мог найти единомышленников (родной городок Бёртон блестяще высмеял в драме «Эдвард руки-ножницы»). Но больше всего режиссер вдохновлялся «Волшебником страны Оз», работая над фильмами про Алису в стране чудес, о чём прямо неоднократно упоминал в интервью.
Британский фильм ужасов о сержанте полиции, которого отправляют искать пропавшую девочку на отдаленном шотландском острове. Местные жители ведут себя крайне странно, отрицая пропажу ребенка. Вскоре следователь обнаруживает, что островитяне приняли язычество и участвуют в оккультных ритуалах. В попытках узнать больше полицейский и сам оказывается втянут в таинственный заговор.
Фолк-хоррор Робина Харди не сразу нашел своего зрителя, но с годами обрел статус культового. Он стал одним из первых хорроров, где ужас таился за повседневной рутиной обычных с виду людей. Бёртон назвал «Плетеного человека» своим любимым хоррором за всю историю кино. К тому же в нём, как и в «Дракуле 1972», снялся любимый актер режиссера Кристофер Ли, считавший роль предводителя язычников лорда Саммерайла лучшей в своей карьере.
Экранизация научно-фантастического романа Ричарда Мэтисона «Я — легенда» 1971 года выпуска. Военный врач Роберт Невилл (Чарлтон Хестон) пережил глобальную пандемию, превратившую большую часть населения США в вампироподобных мутантов. Невосприимчивый к вирусу, он проводит свои дни в поисках припасов и отражении атак «Семьи». Так называет себя группа инфицированных, образовавшая жестокую секту под руководством бывшего ведущего новостей. Невилл не теряет надежды найти вакцину от болезни и помочь мутантам снова стать людьми. Но главный вопрос заключается в том, хотят ли этого они сами.
Бёртон говорил, что эта история уже является частью его ДНК — столько раз он пересматривал фильм. Он назвал Чарлтона Хестона «величайшим плохим актером всех времен». Примечательно, что любовь Бёртона к ретро-фантастике и аутсайдерам из мира кино проявилась в его оскароносном фильме «Эд Вуд» о самом худшем режиссере всех времен.
Многими критиками картина признается первым в истории кино фильмом ужасов. В центре истории — двое юношей и девушка, ставшие жертвами экспериментов доктора Калигари, талантливого гипнотизера, способного подчинять людей своей воле. Руками молодых людей он творит жуткие убийства, преследуя собственные безумные цели.
По слухам, Бёртон был готов снять ремейк этого фильма в 1980-х годах, но что-то не сложилось. Зато экспрессионистский стиль «Кабинета доктора Калигари» повлиял на многие фильмы режиссера. Например, в производственном дизайне «Бэтмена» используется похожее экспрессионистское освещение, удлиняющее тени и подчеркивающее острые углы.
Еще один классический фильм ужасов по мотивам романа Мэри Шелли. Безумный ученый решает поиграть в Бога и создает голема из человеческих останков, собранных на кладбищах и виселицах. Монстр боится солнечного света, а его страх создатели принимают за агрессию. Голем становится жертвой экспериментов и издевательств. Череда трагических событий приводит к тому, что о его существовании узнает широкая общественность. Хочет она одного — уничтожить жуткое создание.
Наряду с «Кабинетом доктора Калигари» «Франкенштейн» считается основоположником жанра ужасов. И снова здесь обыгрывается любимая тема режиссера — отторжение обществом иного, непонятного, чужеродного. В монстре можно найти гораздо больше человеческого, нежели в большинстве персонажей истории. За исключением разве что маленькой девочки, которая не обращает внимания на угрожающую внешность чудища и видит в нем друга. Фильм стал настолько популярным, что получил множество продолжений, а Тим Бёртон делает прямую отсылку к «Франкенштейну» в мультфильме «Франкенвини» о воскрешении любимого пса.
«Завещание профессора Доуэля» по-американски: научная фантастика о докторе Билле Кортнере (Джейсон Эверс). Он становится одержим идеей сохранить мозг своей невесты Ян (Вирджиния Лейт), обезглавленной в автокатастрофе. Кортнер искусственно поддерживает жизнь головы в лаборатории и пытается найти для любимой новое тело, но благие намерения выводят его на путь ужасающих экспериментов и морального разложения.
Именно такие зловещие малобюджетные фильмы ужасов крутили по субботнему дневному телевидению, когда Бёртон был ребенком. Для своего времени эта лента была настолько вызывающе кровавой, что родители пытались запретить мальчику просмотр, но тщетно. Сам Бёртон говорит, что никогда не воспринимал кровь и оторванные конечности из фильма как что-то негативное. Ретроспективно «Мозг, который не мог умереть» смотрится как отличная винтажная научная фантастика с первоклассной актерской игрой и очаровательными рукотворными ретро-спецэффектами.
Готический хоррор итальянского режиссера Марио Бавы, основанный на повести Николая Гоголя «Вий». Из-за роковой случайности казненная за ведьмовство княжна Аза (Барбара Стил) восстает из мертвых. Чтобы обмануть смертных и остаться в земном воплощении, она решает использовать собственного потомка, невинную Катю (Барбара Стил). Девушку стремится спасти доктор Андрей Горобец (Джон Ричардсон), но Аза слишком сильна — она распространяет вокруг себя ужас и может управлять мыслями других, используя телепатию.
«Маска Сатаны» — дебютный фильм Марио Бавы, ставший классикой итальянского хоррора благодаря атмосферному освещению и изобретательной операторской работе. Барбара Стил сыграла две главные роли и укрепилась в звании «Королевы всех королев крика». Бёртон отдает дань уважения фильму в некоторых сценах из «Сонной Лощины».
Кайдзю-фильм японского режиссера Исиро Хонды, подарившего миру «Годзиллу». Двое гигантских антропоморфных монстров появляются на улицах Токио и превращают их в свою боевую арену. Пока они крушат всё вокруг, ученые из секретной лаборатории пытаются установить с ними контакт и взять под контроль.
Фильм полюбился не только самому Тиму Бёртону, но и его дочери. История вертится вокруг «неправильно понятого монстра» — мирного существа, которое рассматривается как угроза только из-за внешнего вида, выходящего за пределы нормы. Бёртон ощущает связь с этими созданиями, рассматривая их как доведенные до абсурда образы социальных изгоев, которым приходится плыть против течения общественной жизни.