Горячий испанский мачо: 10 фильмов с Хавьером Бардемом
Харизматичный, обаятельный и неизменно талантливый Хавьер Бардем уже более 40 лет украшает практически каждый фильм, в котором появляется. Будь это главная роль или персонаж второго плана, Бардем всегда выделяется на общем фоне. Предлагаем 10 фильмов с его участием, которые не грех и пересмотреть при случае.
В последней на сегодняшний день картине Салли Поттер («Вечеринка», «Орлеан») события разворачиваются в разных точках планеты — в Нью-Йорке, Мексике и Греции, образуя сложносочиненный нелинейный сюжет. В центре истории Лео (собственно, Хавьер Бардем) — некогда популярный писатель, который в настоящее время страдает от деменции и не может определиться даже с собственным местонахождением.
К нему приезжает родная дочь Молли, которую он не то чтобы особенно рад видеть (как, впрочем, и всех остальных посетителей своей мрачной квартиры в Нью-Йорке). Однако у девушки цельный план, как помочь отцу вновь начать жить если не полной, то хотя бы сколько-нибудь активной жизнью. Девушка водит его по врачам, заставляет гулять на свежем воздухе и проходить разные процедуры, цель которых вдохнуть жизнь в увядающий организм. Большую часть хронометража персонаж Бардема молчит, играя исключительно лицевыми мышцами (вероятно, это и есть высшая степень актерского таланта). Премьера картины состоялась в основном конкурсе Берлинского фестиваля.
На фоне международных проектов Бардем не забывает свои корни и время от времени появляется в испанских фильмах. В частности, «Эскобар» — фактурный байопик, рассказывающий об одном из самых известных наркобаронов. Сюжет основан на романе-автобиографии колумбийки Вирхинии Вальехо, писательницы, журналистки, светской львицы и любовницы самого известного наркобарона в истории. Хавьер исполнил главную роль — Эскобара. Его партнерами на площадке стали Пенелопа Крус в образе, собственно Вирхинии, а также Питер Сарсгаард.
Это масштабная двухчасовая биографическая драма, в рамках которой зрителю раскрывается история становления Пабло — с момента первого знакомства Эскобара с журналисткой Вальехо до последних лет жизни наркобарона. Здесь и романтические отношения преступника и его биографа, и любовный треугольник, и бандитские разборки, и, конечно, многолетнее преследование со стороны правоохранителей.
Образы злодеев и антигероев часто попадаются в фильмографии Хавьера Бардема. Одна из наиболее ярких ролей такого плана — террорист Рауль Сильва в 23-м фильме «Бондианы». Пока знаменитый агент 007, Джеймс Бонд, считается погибшим, над миром сгущаются тучи и новые угрозы, а командование Бонда в лице госпожи М оказывается под угрозой из-за неприятных тайн прошлого, которые она предпочла бы забыть.
«Скайфолл», отмеченный 5 номинациями на премию «Оскар», сталкивает Бонда (естественно, он не умер, до этого еще далеко) с новым злодеем. Бардем, сыгравший экс-агента Ми-6, также был когда-то связан с М и подвергает сомнению ее бережливость, ввергая Джеймса в пучину хаоса и недоговоренностей. Однако преданный агент 007 проходит это испытание и защищает М до самого конца.
Не проходит Бардем и мимо фестивального кино. Так, в 2010 году на Каннском кинофестивале был представлен драматический фильм Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Бьютифул», главную роль в котором исполнил испанский актер. За образ разведенного отца двоих детей Уксбаля Бардем был номинирован на «Оскар» и получил награду в Каннах за лучшую мужскую роль.
События фильма разворачиваются в Барселоне. Уксбаль мечется меж двух огней, он замешан в нелегальном бизнесе, связанном с устройством на работу. Для правоохранителей он злостный преступник, однако для иммигрантов, которым Уксбаль дает шанс устроиться на работу и начать новую жизнь в столице Каталонии, он буквально проводник, «лучик света в темном царстве». Но ситуация осложняется тем, что однажды герой узнает о том, что смертельно болен. Вспоминая свои взлеты и падения, Уксбаль готовится уйти и жизни и пытается разобраться с непростым настоящим.
Еще одной фестивальной премьерой для Бардема стала мелодрама Вуди Аллена «Вики Кристина Барселона», где он исполнил одну из главных ролей — вместе с Пенелопой Крус (актриса получила «Оскар» за работу в этом фильме), Ребеккой Холл и Скарлетт Йоханссон. Хавьер становится объектом любовного интереса сразу двух страстных американок, Вики и Кристины, которые приехали на летние каникулы в Барселону.
Девушки очарованы городом, а также молодым художником Антонио (Бардем). Если Вики настроена на серьезные отношения, то Кристина — ее полная противоположность, не против удовлетворения своей бунтарской, раскрепощенной сущности в режиме one night stand (приключение на одну ночь). Любовные похождения троицы усложняются тем, что у Антонио есть жена (Крус), пусть и бывшая, но обладающая по-настоящему взрывным характером.
Один из главных фильмов в карьере Бардема (за роль второго плана в этой картине Хавьер получил «Оскар» и «Золотой глобус»). Триллер братьев Коэн, базирующийся на романе Кормака Маккарти, рассказывает о наемном убийце, который преследует ветерана войны, похитившего в свою очередь крупную сумму денег у наркодельцов. Среди горы трупов, лежащих в глухой пустыне, сварщик Льюэллин Мосс (Джош Бролин) находит 2 миллиона долларов в чемодане. Недолго думая, он пускается в бега, спасаясь от мексиканских бандитов, а после и от безжалостного киллера Антона Чигура (его образ и воплотил на экране Бардем).
Эта волна насилия, которая постепенно окутывает весь Западный Техас, кажется, не знает границ и никогда не закончится. Тут все воюют со всеми: шерифы и обычные работяги, мексиканцы и американцы. Всем нужны деньги, да только мотивация у героев разная, как и понятия чести и достоинства. В перечне фильмов первого десятилетия XXI века, составленном Ассоциацией кинокритиков Лос-Анджелеса, «Старикам тут не место» занял пятое место. А еще картина удостоилась сразу 4 «Оскаров»: помимо награды Бардему, в категориях: «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучший адаптированный сценарий».
В середине 2000-х одной из главных работ в фильмографии Бардема стала эмоциональная драма Алехандро Аменабара «Море внутри». Хавьер исполнил главную роль — парализованного мужчины Рамона Сампедро, который борется с медицинской системой Испании за право на эвтаназию, поскольку переживает нестерпимую боль ежедневно. Ленту показали на фестивалях в Венеции и Сан-Себастьяне, а в наградном сезоне фильм Аменабара собрал целый букет номинаций и наград, в том числе премию «Гойя» за лучшую мужскую роль, исполненную Бардемом.
Фильм основан, к слову, на реальной истории жизни Сампедро. Он сражался за право на добровольный уход из жизни на протяжении тридцати лет. Помимо столкновения «маленького человека» и принципиальной государственной системы картина рассказывает об отношениях Рамона с двумя важными женщинами из его жизни — адвокатом Джулией и подругой Розой. Одна встает на сторону клиента и принимает его правила игры, тогда как другая твердит, что жизнь стоит того, чтобы жить. На этих полутонах и строится повествование этой истории.
На раннем этапе карьеры Хавьер Бардем не проходил и мимо дебютных работ. «Танцующая наверху» — режиссерская проба пера актера и сценариста Джона Малковича. Это международный проект, объединивший продакшн-компании из Испании и Америки. Криминальный триллер Малковича базировался на романе Николаса Шекспира (автор участвовал и в сценарной адаптации первоисточника). По сюжету детектив Аугустин Рехас (Бардем) ведет дело лидера подпольной группировки марксистов. Это дело его жизни, он отдал ему 12 лет, но результатов все нет.
Так бы и продолжалось, однако поиски лидера марксистов приводят Рехаса в школу танцев, где он знакомится с учительницей Иоландой. Миловидная девушка ничем не выдает свой секрет; на самом деле она является одним из членов разыскиваемой Рехасом группировки. Примечательно, что съемки этой картины долго не могли начаться из-за отсутствия финансирования. Это время Бардем потратил продуктивно, занявшись изучением английского языка. Во многом благодаря этому Малкович и утвердил его на роль, хотя на первых порах сомневался в этом кастинговом решении.
Мелодрама Джулиана Шнабеля, основанная на автобиографии звезды кубинской поэзии Рейнальдо Аренаса — немаловажная лента в карьере Бардема. За исполнение этой роли Бардема похвалил сам Аль Пачино — кумир испанского актера. Прослушав сообщение, оставленное Пачино на автоответчике, Бардем еще не один год утверждал, что это был лучший подарок в его жизни.
Аренас, поэт и романист, никогда не скрывавший и не стыдящийся гомосексуальности, родился в Орьенте, а позднее переехал в Гавану. Уже в школьные годы он получил возможность издать свои первые произведения. Но политический климат на Кубе становился все более опасным для вольной творческой личности. Так, Аренас попал под раздачу: был арестован за публикацию работ без согласования с властями, а также за принадлежность к секс-меньшинствам. За эту роль Хавьера наградили на фестивале в Венеции. Также Бардем стал первым испанским актером, номинированным на премию «Оскар» в категории «Лучшая мужская роль».
Завершает подборку еще одна европейская работа Хавьера Бардема. «Живая плоть» — экранизация одноименного детективного романа британской писательницы Рут Ренделл. Правда, соответствия первоисточнику лучше не искать; тезис «по мотивам» здесь более чем оправдан в начальных титрах. Это история, раскрывающая нетривиальные судьбы 5 персонажей, линии жизни которых постепенно переплетаются.
В центре внимания Виктор, антагонисты-полицейские и их жены, которые в разный период времени вступают в интимную связь с главным героем. События происходят в Мадриде (в кои-то веки не Барселона!) 70-х и постепенно движутся по хронологии. Фильм охватывает как первый сексуальный опыт Виктора (мальчика, родившегося в салоне автобуса и потому пользующегося пожизненным проездным, подарком мэра), так и любовные перипетии с новыми женщинами в его жизни и, естественно, разборки с их мужьями.