Горшки не обжигают: 10 фильмов о греческих богах и героях
Древняя Греция — колыбель культуры вообще и прежде всего — искусства сторителлинга. В основе любого современного киносценария лежит схема «путь героя», в основе которой древнегреческая мифология. Мифология богов, людей и героев-полукровок (в основном сыновей Зевса от земных женщин) манит, ибо соответствует матрице зрительского интереса. Но не всем режиссерам интересно просто экранизировать мифы. Многие вступают с мифами в увлекательный диалог, который позволяет переосмыслить их и обнаружить, в чем же подлинная актуальность на сегодняшний день.
Юноша Тесей — крестьянин, живет с матерью на берегу моря. Она верующая, а он нет. Из развлечений — упражнения в боевых искусствах, которые ему преподает безымянный старик (Зевс в земном обличье). Тем временем царь Гиперион решил наказать богов за то, что они не помогли ему спасти семью. Он хочет найти Эпирский лук и освободить титанов, заключенных богами в горах Тартара. Войско безупречных убийц под управлением Гипериона приходит в Элладу, где в одном из храмов хранится чудо-лук. Мать Тесея убивают, его самого берут в плен… Оракул Федра предсказывает, что Тесей согласится стать помощником Гипериона. Тесей берет судьбу в свои руки.
Фильм культового клипмейкера Тарсема Сингха (самый известный его клип — Losing My Religion R.E.M.) выделяется колористическим решением и дизайном пространств. Теплые цвета — в мире людей, холодные цвета — в мире богов. Композиции кадра нарочито симметричные, иногда декорации напоминают компьютерную игру. Не секрет, что боги иногда играют людскими судьбами, но на этот раз Зевс запрещает им вмешиваться в происходящее. Напряжение драматургии вырастает до предела, но все режиссерские решения оказываются при этом схематичными и предсказуемыми.
Персей — приемный сын рыбака Спироса. Он растет как обычный человек, пока однажды не оказывается в гуще войны царя Кефея против богов. Кефей и его жена Кассиопея решают, что боги им больше не нужны. Весь Олимп в ярости от людей. Зевс позволяет Аиду наказать их. Благодаря Аиду Персей узнает, что он — сын Зевса и Данаи и что муж Данаи буквально выкинул жену с ребенком в море. С тех пор за ним приглядывает Ио, бессмертная проклятая. Персею нужно обезвредить сначала проклятого мужа своей матери, потом Кракена, и только в этом случае он сможет помочь избавить Андромеду, дочь Кефея и Кассиопеи, и всю Элладу от ярости богов.
Дорогостоящий приключенческий боевик с героями и чудовищами снят по одноименному фильму 1981 года. Тогда не было зрелищных возможностей современной компьютерной графики, но в главных ролях сыграли Лоуренс Оливье и Урсула Андресс. Режиссером современного ремейка выступил Луи Летерье, до этого снявший «Невероятного Халка». Он согласился на эту работу, потому что для финала «Халка» как раз вдохновлялся сценой из «Битвы титанов» 1981 года. Визуальные и сценарные параллели между героями мифов и современными супергероями отчетливо чувствуются в картине.
Жили-были древние греки, и среди них – царь Менелай. У него была жена Елена, такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Менелай отлучился по государственным делам, а к Елене в гости нагрянул царевич Парис из Трои. Он был моложе Менелая, и вообще сердцу не прикажешь. Елена сбежала из дворца с Парисом, Менелай рассердился и стал жаловаться другим царям древней Греции. Одиссей и Агамемнон поддержали желание Менелая отомстить Парису — а заодно здорово бы было поработить Трою, присоединить ее к Греции. Но им не справиться без супервоина Ахиллеса, который царей презирает. И все-таки соглашается присоединиться к походу…
Сюжет «Трои» основан на эпической поэме Гомера «Илиада», повествующей о Троянской войне, с одним очень серьезным исключением — в картине вообще нет героев-богов. Это принципиальное решение авторов. По их мнению, времени прошло так много, что герои Ахиллес и Гектор в глазах современного зрителя сами как боги. Это спорное решение вызвало полемику среди критиков. Кому-то оно показалось актуальным прочтением мифа, кому-то — просто пустым хайпом. Кассовые сборы по всему миру (почти 500 миллионов долларов) доказывают, что многие зрители решили самостоятельно разобраться в вопросе. Троянский конь из декораций фильма установлен недалеко от места предполагаемой Трои — и пользуется бешеной популярностью туристов.
Фильм начинается с ликбеза о том, что скрывается за славным именем Геракла. Рассказчик — племянник героя Иолай. Его схватили пираты и вот-вот посадят на кол, рассказ — способ потянуть время, отвлечь злодеев, спасти жизнь. Способ верный, потому что в последний момент появляется дядя Геракл с командой помощников. Банда празднует воссоединение в трактире. Там с Гераклом ведет переговоры Ергения, дочь фракийского царя Котиса. Им нужна помощь героя, чтобы победить чародея Реса. Но правильную ли сторону выбирает сын Зевса?
Экранизация популярного комикса Стива Мура о Геракле началась со скандала: Мур потребовал убрать себя из титров, ведь никто никаких авторских отчислений ему не предложил. Боевик в декорациях условного древнего мира у Бретта Рэтнера перекликается с динамичным и ярким стилем комиксов. Удались и батальные сцены с колесницами-зомбосеками, и загадочные флешбеки героя. Геракл в фильме не просто полубог и машина для боев, но травматик, сжимающийся при слове «ребенок» и мучимый видениями Цербера по ночам. Одна из сюжетных линий посвящена скелетам в шкафу героя.
Перси Джексон — обычный подросток. У него взрывной характер и сложные отношения с отчимом. Однажды учительница просит его на разговор, но превращается в фурию. Спасают его друг-инвалид и другой учитель, которые оказываются кентавром и сатиром. По дороге в укромное место Перси с матерью чуть не убивает минотавр. Всё встает на свои места в лагере «Смешанная кровь»: Перси — сын Посейдона, кто-то хочет использовать его, чтобы посеять раздор между Посейдоном и его братьями Зевсом и Аидом. Сможет ли Перси воплотить свою сущность героя Персея и спасти мир?
Режиссер фильма — прославленный франшизами «Один дома» и «Гарри Поттер»Крис Коламбус — привлек к работе над картиной суперзвезд Пирса Броснана, Шона Бина и Уму Турман. Но сила и зрелищность экранизации романа Рика Риордана — в слаженной работе всего актерского состава, увлекательной форме подачи греческой мифологии и яркой динамичности сюжета. Фильм стоит посмотреть хотя бы ради сцены, в которой Перси пытается убить Медузу Горгону (в исполнении Умы Турман) и ищет ее отражение с помощью поверхности айфона.
Во времена, когда боги безжалостно играют людьми, в мир сильных мужчин-героев приходит воительница Зена. Она не только супербоец, но целитель с навыками акупунктуры и привлекательной внешностью. Ее не интересует нажива — ее интересуют спасение слабых и помощь угнетенным. Однажды она встречает Габриэль. Она хорошо образована, умна и собирается замуж. Но встреча с Зеной меняет планы: Габриэль становится верной соратницей, вместе с которой Зена не только причиняет миру добро, но растет над собой.
Сериал о Зене — это 6 сезонов, которые выходили с 1995 по 2001 год. Культовым его сделала революционная для того времени феминистская идея сделать супергероями женщин, который не нуждаются в помощи мужчин. Много шума наделал и откровенный ЛГБТ+ флер отношений главных героинь. Интригующее напряжение между героинями помогало сценаристам маневрировать в сюжетном поле, периодически представляя вниманию зрителей героев, претендующих на роль избранников Зены или Габриэль. Однако в связи с тем, что главная аудитория сериала — подростки, ни каминг-аута, ни откровенных сексуальных сцен и ярких сцен насилия сериал не содержит.
Времена богов и героев, Итака. Фильм начинается со сцены родов Пенелопы. Схватки застали ее на прогулке, быстроногий муж Одиссей приносит ее в овечий хлев, где рождается их сын Телемах. Но семейному счастью суждено прерваться — Одиссей покидает дом, его призвали на войну с Троей. Благодаря его смекалке греки победили, Одиссей предвкушает возвращение домой. Победа ослепила его, он бросает вызов Посейдону — и тот обещает сделать всё, чтобы Одиссей не добрался до Итаки. Самые популярные приключения всех времен и народов начинаются…
Мини-сериал Андрея Кончаловского выглядит как классическая экранизация, даже несмотря на то что Троянской войне уделено в общей сложности 7 минут из 3 часов, а многие сюжетные детали — чистой воды выдумка авторов. Такое впечатление складывается за счет бережного отношения к образу Одиссея и мифу в целом. Плюс всегда эмоционально точная музыка Эдуарда Артемьева, педантичная работа костюмеров и классические, безупречно работающие операторские решения оператора Сергея Козлова, блестящий кастинг (особенно хороша Изабелла Росселлини в роли богини Афины).
Основа фильма — миф о поисках золотого руна. Пелий свергает своего брата Эсона, но ему не удается убить его сына Ясона. Могущественная богиня Гера предупреждает его: убьешь Ясона — погибнешь сам. Пелий рад отправить Ясона на край света за золотым руном. Такого путешествия еще никто никогда не совершал, вряд ли Ясон вообще вернется из него. Ясон на пути к цели сталкивается со страшными мифическими существами, его команда терпит серьезные потери, но в финале в придачу к золотому руну Ясону достается еще и Медея, красавица-дочь царя Колхиды.
Легендарный фильм 1963 года вошел в историю кино благодаря спецэффектам Рэя Харрихаузена. Чего стоит одна сцена битвы с воинами-скелетами, постановка которой заняла 4,5 месяца. Но она стоила того! Согласно опросам Британского института кино, среди кинематографистов, на которых повлияли работы Харрихаузена, — Стивен Спилберг, Питер Джексон, Тим Бёртон, Ник Парк и Джеймс Кэмерон.
1300 год до н. э. Царь Амфитрион завоевал Аргос, но его жена-пацифистка Алкмена выступает против войн мужа. Она жалуется Гере на мужа, Гера посылает Алкмене Зевса, после чего у царицы рождается сын-полубог. Ему суждено свергнуть кровожадного Амфитриона. Амфитрион зовет мальчика Алкидом, хотя Алкмена знает, что его имя — Геракл, то есть дар Геры. Алкид-Геракл растет в тени своего брата Ификла, который, например, нагло врет, что это он убил немейского льва, а братец сбежал. Геракл влюблен в Гебу, невесту Ификла. Узнав об этом, Амфитрион отправляет его в Египет. Но Геракл обещает Гебе вернуться во что бы то ни стало…
Вышедший в один год с фильмом Бретта Рэтнера 3D-фэнтези-боевик с треском провалился в прокате. Почему? Геракл прежде всего герой, это он организует вокруг себя пространство силы, а в фильме герой теряется на фоне компьютерной графики и массовки в декорациях. Сюжет перенасыщен деталями, которые в пересказе кажутся занимательными, но по факту мелькают на экране. Режиссерская работа не позволяет зрителю зацепиться за образ. Впрочем, сама идея становления героя, даже такого безусловного, как Геракл, — тонкая и точная одновременно.
Престарелый Птолемей Лаг, соратник и друг царя Александра Македонского, начинает свой рассказ — не столько о подвигах великого царя, сколько о его частной жизни. Как он рос, наблюдая конфликт между жестоким отцом Филиппом и красивой, нежной матерью Олимпиадой. Как он спорил с самим Аристотелем, по мнению которого мечта завоевать персов неосуществима. Как он знакомится со своим верным конем Буцефалом. Как убеждает воинов силой своего ораторского мастерства. Как поражает противников своей безусловной смелостью.
Картина Оливера Стоуна с блестящим актерским составом (Колин Фаррелл, Джаред Лето, Анджелина Джоли, Энтони Хопкинс) провалилась в американском прокате, но отбила бюджет в мировом. Скорее всего, это связано с неспешным ритмом фильма, его нелинейной структурой. Фильм сложно устроен, потому что автору хочется создать психологически достоверный образ богоподобного героя, а не бравировать яркими элементами сюжета. Из-за провала «Александра» продюсеры отказались от одноименной постановки База Лурмана, главные роли в которой должны были исполнить Николь Кидман и Леонардо ДиКаприо.