Город греха и любви: 10 фильмов про Нью-Йорк
Нью-Йорк уже много десятилетий завораживает кинематографистов. На его улицах разворачивались самые разные сюжеты: романтичные, захватывающие, мрачные, смешные, фантастические. Выбрали 10 фильмов, которые показывают Большое яблоко с разных сторон во всей красе.
Настоящая классика кинематографа и одна из самых известных ролей неподражаемой Одри Хепберн. Образ Хепберн в роли Холли Голайтли с волосами, собранными в высокий шиньон, и с огромным мундштуком в руках считается одним из самых знаковых образов американского кино XX века. При этом Трумен Капоте, автор повести «Завтрак у Тиффани», ставшей основой для картины, видел в главной роли только Мэрилин Монро, и даже сценарий изначально писался специально под актрису. По одной версии, Монро сама отказалась от роли, по другой, режиссер Блейк Эдвардс хотел видеть в этой роли только Хепберн.
Действие фильма происходит в Нью-Йорке. Здесь живет Холли Голайтли, элегантная светская львица, которая всегда знает, как выставить себя в лучшем свете. Ее красавец-сосед Пол Варжак (Джордж Пеппард), писатель, застрявший в творческом тупике, очарован ослепительным поверхностным миром Холли и мало-помалу поддается обольстительному очарованию девушки. И хотя они не признаются в этом открыто, у двух влюбленных есть прошлое, которое они изо всех сил стараются держать в секрете.
Мало какой режиссер сделал столько для романтизации Нью-Йорка, как Вуди Аллен. Именно на улицах Большого яблока разворачивается сюжет большинства его лучших фильмов. Нью-Йорк для него — дополнительный персонаж, чьи небоскребы и неповторимая атмосфера придают истории дополнительного шарма. В «Манхэттене», одной из лучших своих картин, Аллен создает из Нью-Йорка черно-белый завораживающий мегаполис, полный романтики.
В любовном послании Нью-Йорку Аллен играет разочарованного телевизионного сценариста Исаака Дэвиса. Дважды разведенный и недовольный жизнью, он вынужден войти в средний возраст в одиночестве, после того как его жена Джилл (Мэрил Стрип) бросает его ради женщины. Исаак встречается с Трейси (Мэриэл Хемингуэй), девочкой со свежим лицом, старшеклассницей, которая, как он знает, ему не подходит. Вместе с тем он начинает задумываться, что, возможно, мозговитая писательница Мэри (Дайан Китон), любовница его лучшего друга, могла бы составить ему пару получше.
Нью-Йорк всегда был гигантским плавильным котлом, где смешивались выходцы со всех уголков света. Они не всегда уживались вместе, что часто выливалось в конфликты между местными бандами. Если добавить к этому противостоянию немного «Ромео и Джульетты», то получится мюзикл «Вестсайдская история», ставший основой для одноименного полнометражного фильма 1961 года. Лента не только стала самым кассовым фильмом года, но и одержала оглушительную победу на 34-й церемонии вручения премии «Оскар», взяв 10 статуэток.
На улицах города идет непримиримая борьба между двумя бандами. С одной стороны «Джеты» и их предводитель Рифф, которые считают себя единственными настоящими американцами. С другой — «Акулы» во главе с Бернардо, выходцы из латиноамериканских кварталов, рассчитывающие на новую жизнь. Но когда лучший друг Риффа (и бывший «Джет») Тони и младшая сестра Бернардо Мария встречаются на танцах, никто не может остановить их любовь. Мария и Тони начинают тайно встречаться, планируя сбежать. Но когда «Акулы» и «Джеты» устраивают драку за контроль над улицами, Мария посылает Тони остановить их, надеясь, что это положит конец насилию. Однако события принимают трагический оборот.
Список картин о Нью-Йорке просто не мог обойтись лишь одной картиной Вуди Аллена. «Энни Холл» — поворотный фильм в карьере постановщика, во многом благодаря сотрудничеству с Гордоном Уиллисом, оператором «Крестного отца». Здесь Аллен отходит от привычной сатиры и фарса и обращается к более глубоким, взрослым темам. Нью-Йорк выступает задником для исследования тем гендерных различий в сексуальности, еврейской идентичности и психоанализа. Заметно также, как по-разному Аллен показывает родной город и столь чуждый ему Лос-Анджелес.
Элви Сингер (Аллен), 40-летний дважды разведенный невротический интеллектуальный комик-еврей, размышляет о неудавшихся отношениях с Энни Холл (Дайан Китон) — неуверенной в себе, непостоянной начинающей певицей ночного клуба. Он не только анализирует множество взлетов и падений в их отношениях, но также рассматривает разные аспекты своего поведения, которые привели к тому, что он начал встречаться с Энни: будь то детство в Бруклине или многолетнее чувство вины перед постоянно спорящими родителями.
Чарли Кауфман известен в первую очередь как сценарист необычных, сложных картин, таких как «Вечное сияние чистого разума» и «Быть Джоном Малковичем». В 2008 году он дебютировал в режиссуре с картиной «Нью-Йорк, Нью-Йорк». В постмодернистской ленте Большое яблоко, тщательно воссозданное в стенах гигантского склада, превращается в сцену, на которой главный герой пытается разобраться в себе. Это не просто город, но мегаполис внутри мегаполиса, где постановочная жизнь имитирует настоящую.
Жизнь театрального режиссера Кейдена Котара (Филип Сеймур Хоффман) выглядит довольно безрадостной. Его жена и дочь ушли от него, его терапевт больше заинтересован в том, чтобы продать свою новую книгу, чем помочь пациенту, а странная болезнь заставляет организм постоянно сбоить. Получив крупный грант, Кейден покидает свой дом и направляется в Нью-Йорк, где на гигантском складе в деталях воссоздает родной город. Кейден населяет макет группой актеров и говорит им, чтобы они жили своей жизнью в конструкциях. Постепенно постановка становится всё более сложной, а приверженность Кейдена к реализму начинает стирать границы между вымыслом и реальностью.
В 2006 году свет увидела романтическая антология «Париж, я люблю тебя»: 18 короткий историй о влюбленных и Городе любви. В 2008-м вышел своего рода сиквел — «Нью-Йорк, я люблю тебя», где центральное место заняло Большое яблоко. Основная идея же осталась без изменений: 11 короткометражек, объединенных темой любви и Нью-Йорка, который на этот раз играет роль самого романтичного места на Земле.
Все сцены в фильме в подобие единой истории объединяет оператор, который снимает других персонажей. Карманник встречает соперника; молодая хасидка накануне свадьбы открывается индийскому бизнесмену; писатель пробует новую фразу для знакомства с девушками; художник ищет модель; композитор хочет почитать; две женщины узнают друг друга; мужчина ведет ребенка в Центральный парк; любовники встречаются; пара гуляет в свой юбилей; парень идет на выпускной с девушкой в инвалидной коляске; певица на пенсии думает о самоубийстве.
Любовь вновь оживает на улицах Нью-Йорка. На этот раз в мелодраме «Осень в Нью-Йорке». В картине Джоан Чэнь окрашенный в золото город выступает свидетелем грустной, но романтичной истории случайной встречи, которая меняет жизни двух влюбленных. И, что немаловажно, в фильме есть прогулки по Центральному парку, занесенному опавшей листвой.
В центре сюжета — Уилл Кин (Ричард Гир), ресторатор из Нью-Йорка, печально известный плейбой на грани 50, мастер обольщения без обязательств. Всё меняется, когда он встречает Шарлотту Филдинг (Вайнона Райдер). Шарлотта вдвое моложе Уилла, но не собирается ему уступать, несмотря на юный возраст. Она стремится к свободе и жаждет вкусить азарт взрослой жизни. Эта встреча длиной в сезон изменит предубеждения Уилла о женщинах, сексе и ответственности.
Вуди Аллен — не единственный воспеватель нью-йоркских улиц. Другую, более грязную и опасную сторону Большого яблока зрителю раскрыл другой именитый режиссер, Мартин Скорсезе. Одна из самых известных его работ — «Таксист», откровенно демонстрирующий зрителю неприглядную жизнь среди небоскребов и темных переулков. История ветерана войны во Вьетнаме, вынужденного погрузиться в ночную жизнь Нью-Йорка, оказала заметное влияние на кинематограф и до сих пор прочно занимает высокие позиции в списках лучших фильмов в истории.
Трэвис Бикл (Роберт Де Ниро) — бывший морской пехотинец и ветеран войны во Вьетнаме. Из-за бессонницы он проводит время, работая по ночам таксистом, а днем смотрит порнофильмы в захудалых кинотеатрах или размышляет о том, как мир превратился в выгребную яму. Единственным светлым пятном в нью-йоркском человечестве он видит Бетси (Сибилл Шепард). Он становится одержим ею. После инцидента с Бетси Трэвис решает, что должен сделать мир лучше. И для начала — спасти 12-летнюю беглянку и проститутку Айрис (Джоди Фостер).
На позднем этапе своей карьеры многие комедийные актеры начинают пробовать себя в драме. И Адам Сэндлер, известный в первую очередь по дурацким незамысловатым комедиям, не исключение. В 2019 году он предстал перед зрителем в необычном амплуа: нью-йоркского ювелира с пристрастием к азартным играм в фильме братьев Сэфди «Неограненные алмазы». Большое яблоко в картине превращается в странную волшебную страну, где каждый (приложив достаточно усилий) может добиться успеха. Главное — не останавливаться, иначе рискуешь превратиться в добычу для хищника покрупнее.
На хаотичном и коррумпированном алмазном рынке торговец драгоценными камнями и азартный игрок Говард Ратнер (Сэндлер) должен деньги почти всем, включая своего зятя Арно. Неверный муж, неисправимый игрок и всесторонний мошенник, Говард думает, что наконец сможет выбраться из затруднительного положения, когда доберется до куска редкого эфиопского черного опала, с помощью которого удастся погасить постоянно растущие долги. Однако звездный игрок «Бостон Селтикс» Кевин Гарнетт уже присмотрелся к драгоценному необработанному камню. Сможет ли Ратнер совладать с семьей, парой бандитов-коллекционеров, работой и своими замыслами до того, как всё накроется медным тазом?
Большое яблоко часто становилось сценой для романтических историй, но гораздо чаще город представал на экране как мрачный, грязный мегаполис, полный греха и смерти. Один из самых ярких примеров — картина 1969 года «Полуночный ковбой», экранизация одноименного романа Джеймса Лео Херлихая. Фильм очень точно передает ощущение прогулки по улицам большого города, полным жутких бродяг, мелких дельцов и разнообразных непередаваемых запахов.
Убежденный в своей неотразимой привлекательности для женщин техасский посудомойщик Джо Бак (Джон Войт) бросает работу и направляется в Нью-Йорк, надеясь подцепить для себя богатенькую вдову. Однако город не так гостеприимен, как он себе представлял, и вскоре Джо оказывается в заброшенном доме с бездельником по имени Энрико «Ратсо» Риццо (Дастин Хоффман). Эти двое образуют странный союз и вместе дают толчок карьере Джо в качестве уличного проститута, когда здоровье Ратсо начинает ухудшаться.