Глубокое синее море: Все фильмы хоррор-франшизы «Челюсти» по порядку
Хоррор «Челюсти» 1975 года традиционно считается отцом всех летних блокбастеров — при скромном бюджете в 9 млн долларов фильму удалось поднять в мировом прокате порядка 477 млн. При этом общие сборы от всех частей перевалили за отметку в 800 миллионов долларов. Вплоть до выхода первого эпизода «Звездных войн» ужастик про акулу-убийцу считался самой кассовой картиной в истории кино. «Челюсти» заставили весь мир бояться воды, принесли всемирную славу Стивену Спилбергу (для которого картина стала всего лишь второй в карьере), а также сформировали действующую бизнес-модель по производству кассового кино. При всех плюсах первой части уход Спилберга не самым лучшим образом отразился на франшизе: и если сиквел «Челюстей» еще способен навести ужаса, то последующие части больше напоминают комедию. Вспоминаем все части серии.
Всем поклонникам хорроров про подводных хищников также предлагаем ознакомиться с подборкой лучших фильмов про акул.
«Челюсти», как и многие другие фильмы, создавались путем большого труда и страданий — последнее, в частности, было связано с так называемым производственным адом: изначальный бюджет хоррора о белой акуле был превышен в два раза (с предполагаемых 4 млн долларов до 9), съемки и вовсе затянулись на 100 дней. Студия Universal Pictures в лице исполнительных продюсеров Ричарда Д. Занука и Дэвида Брауна даже угрожала отнять проект у Спилберга. К счастью, все эти невзгоды были с лихвой компенсированы последующей широкой популярностью ленты, которая без преувеличения стала маленькой революцией в мире кино.
В основу оригинального фильма лег одноименный роман Питера Бенчли. Действие разворачивается в небольшом курортном городке на острове Мартас-Винъярд, жители которого стали жертвами акулы-людоеда. Начальник полиции Мартин Броуди (Рой Шайдер) вместе с морским биологом Мэттом Хупером (Ричард Дрейфусс) и бывшим ветераном Второй мировой Квинтом (Роберт Шоу) решают начать охоту на хищницу, однако акула оказывается не только кровожадна, но и умна — она с легкостью обходит все ловушки и продолжает создавать напряжение среди пляжников.
Помимо леденящего душу сюжета, отличительной особенностью «Челюстей» является техническая сторона — не зря фильм в свое время был удостоен целых трех премий «Оскар». «Челюсти» стали второй совместной работой Спилберга и прославленного композитора Джона Уильямса, известного, в частности, своими композициями для франшиз «Индиана Джонс», «Звездные войны», «Гарри Поттер». Душераздирающий саундтрек «Челюстей» по праву считается визитной карточкой фильма ужасов, который обеспечивает ему саспенс и выгодно выделяет на фоне других картин на схожую тематику.
По указанию Спилберга специально для съемок были изготовлены три гигантские модели акулы, одна из которых, получившая имя Брюс в честь адвоката режиссера, была предназначена для основных кадров, а две другие — для обзора с левой и правой стороны. Во время работы над той или иной сценой «Челюстей» управлением механизированных акул занимались сразу 14 человек. По словам членов съемочной команды, работать с Брюсом на суше было не так сложно, как в океане: в устройство постоянно забивалась соль, которая мешала работе механизма. Здесь важно отметить, что Спилберг принципиально отказался от съемок в специальном павильоне с дистиллированной водой. Перфекционизм постановщика обошелся фильму в лишние пару миллионов долларов, а отсутствие опыта производства кино в открытом океане существенно замедлило процесс производства. К счастью, большая часть угроз со стороны продюсеров оказалась абсолютно пустой: впоследствии Ричард Д. Занук и Дэвид Браун неоднократно признавались, что всегда верили в Спилберга и знали, что его свободное творческое видение сможет привлечь миллионы людей.
Помимо инновационных технических достижений, одним из факторов успеха «Челюстей» являлась широкая рекламная кампания: за несколько недель до премьеры на крупнейших телевизионных каналах США начали транслировать короткие интригующие ролики, которые тизерили «нечто жуткое», всплывающее из глубины. Видео показывали в прайм-тайм, когда у экранов находились миллионы людей. В итоге к началу непосредственного проката релиз «Челюстей» стал событием мирового масштаба, выхода фильма ждали буквально все. На формулу продвижения «Челюстей» до сих пор ориентируется большинство современных киностудий, более того — именно картина Спилберга в свое время популяризовала понятия «блокбастер» и «франшиза». Получивший сразу три продолжения фильм долгое время оставался беспрецедентным экранным хитом, который стабильно обеспечивал зрителей яркими впечатлениями, а продюсеров — отличными сборами.
Продолжение «Челюстей» считалось лучшим сиквелом в истории вплоть до выхода «Рокки 2» в 1979 году. Бюджет второго фильма был значительно увеличен — с 9 млн долларов до 20. Однако Стивен Спилберг в проект уже не вернулся — он был занят работой над «Близкими контактами третьей степени», которые концептуально были ему ближе и понятнее «Челюстей». Освободившееся место режиссера занял Джон Д. Хэнкок («Сорняки»), который, впрочем, почти сразу покинул съемочную площадку из-за творческих разногласий со студией. Вместо него в сиквел позвали Жанно Шварца («Энигма», «Тайны Смолвиля»), который, увы, не обладал мастерством Спилберга. Первые «Челюсти» пугали не видом, но самим ощущением угрозы, которое значительно подкрепляла музыка Джона Уильямса. Второй фильм работает в совершенно другой плоскости: вместо того чтобы заигрывать с подсознанием зрителя, Шварц фокусируется на крупных планах морской хищницы, которая едва ли выглядит естественно.
Сюжет картины также существенно отошел от оригинала: основной упор сделан на семье шефа полиции Мартина Броуди (Рой Шайдер) — жене Эллен (Лоррэйн Гари), а также сыновьях Майке (Марк Грюнер) и Шоне (Марк Джилпин). Действие всё так же разворачивается в вымышленном городе на острове Эмити, жители которого начинают подвергаться нападениям еще одной акулы-людоедки.
Сиквел фильма «Челюсти» имел целых два продолжения — оригинальное «Челюсти 3» и альтернативное «Челюсти: Месть». При этом последняя картина стала попыткой студии искупить вину за неудавшийся триквел. В новых «Челюстях» сюжет впервые разворачивается не на побережье, основным местом действия выбран аквапарк во Флориде. Главные герои — сыновья шефа Броуди Майкл (Деннис Куэйд) и Шон (Джон Путч), знакомые аудитории по предыдущим частям. Майк вместе с морским биологом Кэтрин Морган (Бесс Армстронг) пытается спасти ничего не подозревающих посетителей аквапарка от сразу двух опасных акул.
«Челюсти 3» стали одним из первых летних блокбастеров, которые вернули в американские кинотеатры формат 3D, однако на этом, увы, его технические достижения заканчиваются. В написании сценария триквела участвовало множество людей, в том числе и Ричард Мэтисон, автор «Дуэли» Стивена Спилберга. Сюжет о нападении акул во флоридском аквапарке прекрасно звучал на бумаге, но, к сожалению, не смог раскрыться на большом экране — во многом из-за топорности Джо Элвса, художника-постановщика первой и второй части, который в этот раз решил попробовать себя в качестве режиссера.
Помимо существенной потери в лице исполнителя главной роли Роя Шайдера (актер ушел из франшизы после серьезного конфликта с режиссером сиквела Жанно Шварцем), «Челюсти 3» также остались без Джона Уильямса. Новым композитором стал Алан Паркер («Что гложет Гилберта Грейпа», «Американская готика»), который, впрочем, активно использовал в своем саундтреке знаменитую партитуру Уильямса. Фильм по всеобщему признанию является разочарованием, как в финансовом (при бюджете в 20 млн фильм собрал всего 87), так и в критическом плане — третью часть похождений акулы-убийцы номинировали сразу на пять антипремий «Золотая малина», в том числе в категориях «Худший режиссер» и «Худший фильм года».
Четвертая часть хоррор-франшизы с бескомпромиссным подзаголовком «Месть» была поставлена режиссером Джозефом Сарджентом («Лэсси», «Беглец») как прямое продолжение второго фильма. Сарджент сместил сюжетный фокус с сыновей шефа Броуди на его овдовевшую супругу Эллен (Лоррэйн Гари), которая пытается пережить тяжелую потерю. Главная героиня убеждена, что у большой белой акулы зуб на ее семейство и она не успокоится, пока не уничтожит каждого Броуди. Несмотря на многочисленные попытки Эллен спрятаться от кровожадной хищницы, та то и дело находит способ напомнить о себе. В конце концов женщина решается на открытое противостояние.
Несмотря на все старания Сарджента, четвертой части не удалось восстановить репутацию хоррор-франшизы в глазах зрителей. Каким-то невероятным образом «Месть» оказалась на голову ниже триквела, некоторые критики и вовсе назвали четвертую часть «худшим блокбастером всех времен». Впрочем, на сегодняшний день даже у разгромленных прессой «Челюстей» есть вполне достойные соперники, которые также способны побороться за это звание. Во время производства картины Сарджент неоднократно пытался воспроизвести знаменитую технику Спилберга, когда всё самое страшное всегда оставалось за кадром, но потерпел поражение. В отличие от Спилберга, который был всецело предан реализму и натуральности, Сарджент частенько выбирал эффектные, но китчевые приемы, которые превращали акулу в суперзлодея, способного к аналитике, злопамятству и даже боям на суше. В этом плане «Челюсти: Месть» гораздо больше апеллируют к трэш-комедии «Акулий торнадо», нежели к откровенно пугающей первой части.
После двух неудачных фильмов «Челюсти» перестали принимать всерьез (шутливый референс в сиквеле «Назад в будущее» — официальное тому подтверждение), однако свой след в мировой культуре франшиза так или иначе оставила. В начале 2010-х годов кинематографисты вновь вспомнили об опасности подводных хищников, выпустив в прокат картину под названием «Челюсти 3D», которую можно назвать духовным наследником оригинальной серии. Впрочем, как и последние части, эти «Челюсти» не смогли преодолеть планку, которую установила картина Стивена Спилберга.