Главный киногурман: Хронология фильмов про Ганнибала Лектера
Рассказываем, в каком порядке смотреть фильмы с участием Ганнибала Лектера, славу которому принес не столько роман Томаса Харриса, сколько «Молчание ягнят» Джонатана Демме.
Об утонченном людоеде-гурмане Ганнибале Лектере большинство узнали из фильма «Молчание ягнят», в основе сюжета которого лежит одноименный роман Томаса Харриса. Картина Джонатана Демме стала сенсацией в мире кино и получила пять главных «Оскаров». Печатный роман вошел в американскую версию «100 лучших детективных романов всех времен», а кинокартина по нему — в подборку «100 самых остросюжетных американских фильмов за 100 лет».
Еще до того, как великолепный Хопкинс появляется на экране, зрителям рассказывают о чудовище Ганнибале-каннибале, которым является доктор Лектер, через диалоги между персонажами, обсуждающими ужасные действия маньяка. Но как только он возникает во плоти, становится очевидно, что он бесконечно изощрен, проницателен и осторожен. Это заставляет задуматься, как его вообще поймали и какой была его жизнь до ареста.
По мере того как выходили новые фильмы, хронология жизни доктора-садиста становилась всё более запутанной. Попробуем прояснить последовательность событий и лучше понять одного из самых противоречивых персонажей в мировом кино.
Фильмы выходили в следующем порядке:
1986 — «Охотник за людьми»
1991 — «Молчание ягнят»
2001 — «Ганнибал»
2002 — «Красный дракон»
2007 — «Ганнибал: Восхождение».
Однако биографически история строится по-другому.
Несмотря на то что это самая новая история (в формате как фильма, так и книги), это первая часть, с которой нужно начинать знакомство с жизнью Лектера. Приквел стал самым неудачным из всей франшизы. Француз Гаспар Ульель — далеко не самый плохой актер, но не похоже, что его юному Ганнибалу предстоит вырасти в версию Энтони Хопкинса. Не покидает ощущение, что фильм изо всех сил выжимает эмпатию к Ганнибалу, представляя жалостливый взгляд на его прошлое, о котором никто на самом деле не просил. За исключением продюсера Дино Де Лаурентиса, который, как говорят, запугивал Томаса Харриса, чтобы тот написал этот роман, ставший нелюбимым для автора.
Действие происходит в 1944 году в Литве и должно стать объяснением маниакальной любви Лектера к изощренным убийствам и человеческой плоти. Восьмилетний Ганнибал теряет всю семью в результате столкновения между отступающими нацистами и советскими войсками. Младшая сестра, любимица Ганнибала Миша, убита и съедена бандой мародеров. Несколько лет спустя, после поступления во французскую медицинскую школу, Лектер выслеживает тех ублюдков. Он уже убивал и даже вкусил человечину, когда отомстил мяснику, оскорбившему жену его дяди. Потому мстит он максимально леденяще, поедая лицо живого, заходящегося в крике человека. Картина заканчивается тем, что Ганнибал отправляется в Соединенные Штаты.
Лента Майкла Манна редко упоминается в подборке про доктора Лектера, так как не вызвала особого интереса у зрителей, не имела больших кассовых сборов и вышла до того, как Хопкинс закрепился в роли маньяка. Фильм с Брайаном Коксом в роли Ганнибала Лектора (орфография была специально изменена для фильма) и Уильямом Петерсеном в роли Уилла Грэма теперь считается скорее культовой классикой, необычной и стильной: пастельные тона, стилизованный визуальный ряд и необычная синтезаторная музыка. Она-то и придает картине совершенно иную, психоделическую атмосферу, которой нет в других фильмах франшизы. Картина словно существует в своем собственном маленьком мире, но в хронологии фильмов стоит прямо перед «Молчанием ягнят».
Главный маньяк по прозвищу Зубная фея убивает целые семьи с психотическим намерением пережить трансформацию. Он отождествляет себя с картиной Уильяма Блейка под названием «Красный дракон». Агента ФБР Уилла Грэма вызывают из отставки, чтобы помочь в этом деле, не слишком при этом вмешиваясь. Что он, конечно же, делает с помощью доктора Лектора. Манн и Петерсен провели немало часов, изучая материалы отдела поведенческой психологии ФБР, особенно дело маньяка Ричарда Рамиреса, на счету которого два десятка жертв.
Это второй фильм, основанный на одноименной книге. Прямой приквел к «Молчанию ягнят» с практически тем же сюжетом, что и «Охотник за людьми», о котором к 2002 году уже забыли. Здесь Бретт Рэтнер руководит, а Энтони Хопкинс повторяет свою роль, несмотря на 20 лет разницы с персонажем, и его игра феноменальна. Сложно признавать, но наблюдать, как безумный садист манипулирует всеми вокруг, завораживает и восхищает.
Действие этой истории происходит в 1980 году, а Ганнибал Лектер работает судебным психиатром. По иронии судьбы он помогает профайлеру ФБР Уиллу Грэму (Эдвард Нортон) ловить самого себя. В ходе расследования Грэм понимает, что серийный убийца отрезает куски плоти у своих жертв, чтобы потом готовить из них изысканные блюда. Агент догадывается, что маньяк рядом с ним, и арестовывает Лектера. Преступника отправляют в закрытую клинику для душевнобольных преступников. Спустя годы Грэму приходится просить заключенного о помощи в поимке другого серийного убийцы, известного как Зубная фея, который пытается подражать Ганнибалу. Но помощь этого изощренного убийцы — психологическая игра. Он развлекается, стравливая агента и подражателя, до того, что последний выслеживает семью Грэма и нападает на нее. В последней сцене Лектеру сообщают, что к нему пришла молодая женщина из ФБР.
Говоря об этой картине, можно без опаски использовать высшие формы восхищения и называть его самым известным и самым лучшим во франшизе. Культовый фильм, который теперь изучают на уроках киноискусства, собрал почти 273 миллиона долларов выручки и получил сотни кинонаград. Он включен в Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса США как объект культуры, имеющий «культурное, историческое или эстетическое значение». После триумфа «Молчания ягнят» в кино происходит бум интеллектуального триллера-хоррора, а Ганнибал Лектер оказывается на вершине «100 лучших героев и злодеев по версии AFI» (Американского института киноискусства).
Кларисса Старлинг (Джоди Фостер) — та самая «молодая женщина из ФБР», упомянутая в самом конце «Красного дракона». Она еще неопытный агент, но с настойчивостью провинциалки выбивает себе местечко в патриархальном мире агентства. Почему-то именно ее отправляют на аудиенцию к Ганнибалу, заключенному в камере строжайшего режима. Задача женщины — проникнуть в мозги этого маньяка и с его помощью установить личность серийного убийцы Буффало Билла (Тед Левайн), который убивает женщин и сдирает с них кожу. Неожиданно Лектер проявляет невероятный интерес к Старлинг, но у него есть свои требования к сотрудничеству: «услуга за услугу, Кларисса». Он соглашается помогать лишь в том случае, если она откроет некоторые подробности своей жизни. Пока Старлинг выслеживает Буффало Билла, Лектер занят разработкой плана побега. В начале фильма зрители наконец-то увидят Ганнибала в его родной стихии — в процессе кровавого буйства. В финальной сцене Лектер сообщает Клариссе, что он где-то на Багамах. Старлинг же обещает, что будет искать его до победного.
Есть несколько версий, почему Джоди Фостер отказалась повторить роль Клариссы Старлинг, ставшую ее звездным билетом. По одной, максимально официальной, актриса переживала животный ужас во время работы с Энтони Хопкинсом в образе Лектера. Второй вариант: Фостер, да и другие члены команды, были шокированы продолжением истории. Том Харрис превращает интеллектуальное напряжение в кроваво-вульгарное буйство, заканчивающееся семейным счастьем Старлинг и Лектера. Но «тепленькое место» занимает Джулианна Мур, а за режиссуру берется Ридли Скотт, который совместно с Стивеном Зеллианом адаптирует сценарий, выбросив худшие сцены печатного романа.
Действие фильма происходит спустя десять лет после событий «Молчания ягнят». Доктор Ганнибал Лектер всё еще на свободе, и Кларисса Старлинг получает от него письмо, в котором он насмехается над ней после того, как она провалила задание. С агентом связывается Мейсон Вёрджер (Гари Олдман), четвертая и единственная выжившая жертва Лектера. Много лет назад добрый доктор накачал его, любителя педофильских развлечений, наркотиками и убедил отрезать себе лицо. Теперь изуродованный и парализованный мужчина одержим местью и использует Старлинг как приманку, чтобы выманить Ганнибала из укрытия. Агент пытается помешать плану Вёрджера и сама схватить Лектера, но получает серьезное ранение. Заканчивается история таким поворотом, что зритель застывает, словно накачанная наркотиками жертва Лектера. Услужливый и галантный Ганнибал готовит Клариссе мозги ее главного недруга, они пьют вино и занимаются любовью. При таком раскладе доктор Лектер всё еще мог бы быть жив, гедонистично проживая свои пенсионные годы и изысканно обедая новыми жертвами.
С появлением мультивселенных этот сериал можно рассматривать как современный вариант истории о ранних годах доктора. А новый образ Ганнибала в исполнении Мадса Миккельсена, самого популярного на данный момент датского актера, такой же жизнерадостный, как у Энтони Хопкинса, и такой же тревожный, как у Брайана Кокса.
Сьюзан Купер застряла на 10 лет в подвале штаб-квартиры ЦРУ, среди голубей и крыс. Она служит глазами и ушами полевого агента, харизматичного красавчика Брэдли Файна (Джуд Лоу), в которого безнадежно влюблена. Но когда мачо-команда лучших шпионов оказывается скомпрометирована, необходимо найти того, кого не знают преступники. Так что Купер встает с офисного кресла, получает образ «тетки-гомофобки» и отправляется в Париж. Теперь шпионке будет где развернуться и показать все свои умения, просят ее или нет.
Фокус смещается с маньяка на агента ФБР, и сериал становится продолжением сюжетной линии Клариссы Старлинг, на роль которой пригласили Ребекку Бридс («Милые обманщицы»). При огромной культурной силе персонажа — Американский институт киноискусства признал Клариссу Старлинг одной из величайших киногероинь всех времен — о ней известно на удивление мало. Из-за сложностей с авторскими правами шоураннерам не только запретили использовать образ Ганнибала Лектера, но и даже упоминать его имя. Хотя своего зрителя история нашла, из-за внутренних проблем выпуск второго сезона оказался под вопросом.
Сюжет разворачивается после событий «Молчания ягнят» и до фильма «Ганнибал», через год после поимки маньяка Буффало Билла и побега Ганнибала Лектера. Агента Старлинг мучают ночные кошмары, избавиться от которых не помогает даже регулярная психотерапия. Это очень мешает работе Клариссы, как и зависть коллег в агентстве, считающих ее выскочкой. Первое же дело принесло ей славу и уважение начальства, хотя опыта у нее мало. Старлинг доверяют сложное дело о маньяке в Луизиане, который убивает девушек, и ей придется приложить все усилия для расследования.