Гигантские черепахи, человечки LEGO и хладнокровные убийцы: 8 фильмов про ниндзя
Вспоминаем самые странные, веселые и зрелищные фильмы про ниндзя: от кровавого экшена, спродюсированного создателями «Матрицы», до адаптации истории нью-йоркских черепах-воинов, живущих в канализации.
Агент Европола Мика Коретти расследует таинственные политические убийства и узнает, что за всеми ними стоит восточная организация киллеров, которых с детства готовили к безжалостному устранению людей. Чем больше тайн она раскрывает, тем неудобнее становится для клана — и так по ее пятам отправляется целая свора вооруженных до зубов головорезов. Чтобы спасти девушку и помочь ей добиться справедливости, на горизонте появляется Райдзо (южнокорейский певец Рейн) — когда-то он тоже был в списке наемных убийц, но покинул стены клана и встал на тропу мести.
Джеймс МакТиг («V — значит вендетта») объединил свой безумный кинокомиксовый стиль с эстетикой сестер Вачовски (здесь они выступили продюсерами и постоянно координировали проект), чтобы снять, пожалуй, самый дикий ниндзя-боевик XXI века. Восточная культура сталкивается с западной, невероятно жестокие боевые сцены, где кому-то отрезают голову или все конечности, — с вдумчивым геополитическим триллером. Тон у фильма хоть и серьезный, но не лишен авторского безумия: больше, чем обычный голливудский экшен, он напоминает экранизацию кровавой циничной манги, которая не боится быть одновременно остросоциальной и зрелищной.
Джеффри, Майкл и Самюэл — внуки Мори Танаки, восточного мастера, который обучает своих родственников искусству ниндзя на летних каникулах. Их беспечные будни оказываются под угрозой, когда на всю семью нападет Хьюго Снайдер — злодей и бывший ученик Танаки, желающий насолить династии воинов. Правда, тот еще не знает, что троица детишек, на первый взгляд совершенно беззащитных, способна дать отпор любому врагу.
Кровавые боевики о ниндзя — слишком жестокие для семейного просмотра, восточные драмы о единоборствах — слишком сложные, а вот культовую классику 90-х от Джона Терлтауба (автора дилогии «Сокровище нации») оценят и взрослые, и дети. Первые — потому что нет ничего очаровательнее милого ностальгического экшена о недорослях-ниндзя, защищающих родителей (кино ни на секунду не устарело и выглядит как идеальный артефакт эпохи VHS), вторые — потому что семейная история здесь перемежается с яркими драками, легковесным юмором и очаровательными юными артистами в главных ролях, с которыми себя можно ассоциировать во время и после просмотра.
Великий воин Янг, отважно сражавшийся с беспощадным кланом ниндзя, не смог убить их последнего представителя — маленькую девочку. За свое непослушание герой расплатился судьбой: схватив ребенка, он отправился в бега, прямиком на Дикий Запад, и скрылся в одном из захолустных американских городков. Однако прошлое не собирается отпускать Янга — его новых соседей держит в страхе безумец Полковник, так что рано или поздно герой вынужден будет вытащить меч из ножен и сразиться не только со злобным янки, но и ниндзя, следующими по его пятам.
Как и «Ниндзя-убийца», «Путь воина» оказывается удивительным боевиком на грани жанров. Декорации здесь — почти мультяшные, больше напоминающие задники из восточной мультипликации. Но и герои не отстают в этом марафоне безумия: есть в сюжете и темнокожий карлик-циркач, и пьянчуга-снайпер, и злодей с жуткой маской на лице — все они как будто перекочевали не из суровых вестернов или сдержанных азиатских драм, а из подростковой компьютерной игры. «Путь воина», конечно, местами выглядит дешево, зато безумно красиво: из этой визуальной и эстетической эклектики (представьте, что Серджио Леоне снял фильм вместе с Сатоси Коном) рождается настоящий шедевр о восточных единоборствах и ковбойских перестрелках.
Франшиза «Бросок кобры» никогда не отличалась претензией на художественность и больше напоминала эталонный голливудский B-movie: среднебюджетную, бессмысленную и глупую серию, своими корнями восходящую в далекие 90-е с их эпохой VHS-шедевров и фильмов в закадровом переводе. В «Снейк Айз» даже сюжет аутентично абсурден: мужчина, потерявший в детстве отца, попадает в таинственный клан и учится мастерству настоящего воина. Чтобы стать ниндзя, ему придется не только преодолеть суровые тренировки, но и лицом к лицу столкнуться со своим злейшим врагом — убийцей папы.
Представьте, что студийные боссы, режиссер, оператор и сценаристы вытряхнули коробку солдатиков на пол и решили снять с ними кино — примерно так и выглядит «Снейк Айз». От экранизации серии игрушек Hasbro вряд ли кто-то ждал чего-то серьезного, но фильму Роберта Швентке удивительным образом удается свою второсортность направить во благо: каждая драка, каждый безумный диалог и уж тем более поворот сюжета — плод фантазии если не ребенка, так какого-нибудь великовозрастного инфантила. Смотреть на это, впрочем, куда интереснее, чем на серые голливудские боевики: когда на экране появляются гигантские змеи, а один из антагонистов сжигает людей с помощью волшебного камня, даже жалеешь, что не все посредственные блокбастеры выглядят именно так.
Неудачник Ллойд, которого в мегаполисе Ниндзяго извечно буллят за его злодея-отца — завоевателя Гармадона — прячется за маской зеленого ниндзя. Вместе со своими друзьями он каждый раз спасает город от нападения папы, но чем взрослее становится главный герой, тем тяжелее ему переживать разлад с родственником. Во время одного из очередных сражений он дает слабину, открывает свою личность Гармадону и неожиданно проигрывает бой за Ниндзяго. Теперь чтобы вернуть гармонию в город, ему предстоит пройти опасный путь воина и нанести сокрушительный удар отцу.
«Ниндзяго» — очередное подтверждение того, как из полуторачасовой рекламы LEGO может выйти удивительно красивый и неглупый мультфильм. С первой картиной из серии он, конечно, не сравнится (Лорд и Миллер вообще мало кому дают фору в современной комедии), но в пределах всей современной анимации выглядит свежо. Попкультурные шутки, красочные игрушечные миры, сражения на мечах и летающие роботы-драконы — все самые смелые зрительские мечты воплощаются в этом цветастом карнавале. Одну из ролей, кстати, играет Джеки Чан, так что дух старого восточного кино тоже на месте.
Ронин, чью жену убил клан ниндзя, отправляется в опасное путешествие вместе со своим малолетним сыном: его цель — месть, его оружие — холодный клинок, и даже несмотря на младенца в руках, врагов ожидает самая незавидная участь. Незамеченная японская классика Кэндзи Мисуми, с одной стороны, не самый изысканный экземпляр из национального кино 70-х: драматургически оно слишком простое, визуально — снятое слишком «в лоб». Хотя как еще может звучать и выглядеть бескомпромиссная драма о мести, сражении самурая с ниндзя и отцовской опеке?
Это кино умудряется не скатиться в бесстыдную эксплуатацию знакомого жанрового сюжета, довольствуясь тем малым, что у него есть: насилие здесь по-старомодному жестокое, нравоучения — внушительны, да и монументальный образ центрального героя в будущем не раз переймут такие мастера экшена, как, скажем, Чад Стахелски. «Меч отмщения» — один из тех представителей жанра, чей вклад в историю пусть и не очень заметен, но очень важен.
Хару нашли мальчишкой и воспитали в культуре ниндзя, но вместо бравого война он превратился в неловкого полного мужчину, который не может защитить даже самого себя. Однажды в додзе, специальном месте для медитации, приходит американка и просит помощи от «белого ниндзя». Решив, что ему суждено стать избранным, Хару отправляется в Америку, прямиком в Беверли-Хиллз, и пытается спасти даму от мафии якудза — правда, новоиспеченный герой еще не знает, что оказался втянут в опасную игру.
«Ниндзя из Беверли-Хиллз» — идеальная комедия для любого зрителя, кто относится к восточным боевикам с легкой иронией. Фильм Денниса Дугана (ветерана жанра, снявшего «Не шутите с Зоханом» и «Чак и Ларри») ближе не к гонконгским уся или японским самурайским драмам, а, как бы парадоксально ни звучало, к «Тупому и еще тупее», «Эйсу Вентуре» и другим провокационным американским комедиям на грани фола. Хару — эталонный остолоп-янки, который добивается своего не находчивостью и талантом, а банальной упертостью. Падая и ударяясь бесчисленное количество раз (чаплиновский слэпстик все еще в силе), обаятельный комик Крис Фарли все-таки доказывает, что дерзость и отвага победят любое зло. Не зря этот фильм обожает пересматривать Кристиан Бейл — в его наивности каждый раз находишь что-то очаровательное.
Четыре гигантских говорящих черепахи (Леонардо, Донателло, Рафаэль и Микеланджело — все названы в честь великих художников эпохи Возрождения) живут в канализации под бдительным надзором их учителя Сплинтера — мастера восточных боевых искусств и по совместительству крысы. Друзья изредка выбираются на улицы Нью-Йорка, сражаются с мелкими преступниками, а вечерами едят пиццу под землей и рубятся в видеоигры. Все меняется, когда в городе появляется Шреддер — глава кровожадного клана, устраняющий всех врагов на своем пути.
Новую адаптацию любимых «Черепашек-ниндзя» режиссировал Джонатан Либесман, но куда важнее здесь фигура продюсера Майкла Бэя: именно он, король большого голливудского кино, клипового монтажа и повсеместных взрывов, задал тон очередной инкарнации знаменитых героев. Здесь и неловкий подростковый юмор (часто объектом насмешки выступает очаровательная героиня Меган Фокс), и мельтешащие экшен-сцены, и эффектная компьютерная графика — неясно, как Бэю удалось создать свое очередное творение вне режиссерского кресла, но вышло этого у него с прежним задором.