Опубликовано 31 июля 2024, 10:10
8 мин.

«Гайдай какой-то!»: 10 лучших фильмов «Мосфильма»

Поделиться:
«Гайдай какой-то!»: 10 лучших фильмов «Мосфильма»

Великая киностудия «Мосфильм», которой в этом году исполнилось 100 лет, подарила нам золотой фонд фильмов на любой вкус. Многие отчаянно сопротивляются, называют их потрепанными временем и неактуальными, но они продолжают взращивать поколения, считаясь своеобразным учебником жизни для целого общества. В нашей подборке 10 лучших фильмов за всю историю киностудии «Мосфильм», которые должен посмотреть каждый отечественный зритель.

Также рекомендуем познакомиться с подборкой советских фильмов на все времена.

Лучшие фильмы студии «Мосфильм» с высоким рейтингом — в нашем списке

Служебный роман

Рейтинг: 8.3IMDb: 8.4
Жанры: Мелодрамы, Советское
1977, 159 мин
СССР, 0+
Режиссер: Эльдар РязановГлавные роли: Андрей Мягков, Алиса Фрейндлих, Светлана Немоляева, Олег Басилашвили, Лия Ахеджакова, Георгий Бурков

Строгая и дисциплинированная Людмила Прокофьевна Калугина (Алиса Фрейндлих) работает директором московского статистического учреждения. Подчиненные ее уважают, некоторые даже боятся. Анатолий Ефремович Новосельцев (Андрей Мягков) — рядовой сотрудник той же организации, который напоминает скорее школьника, нежели претендента на роль начальника отдела. Кто бы мог подумать, что именно эта вакансия столкнет героев за пределами рабочих кабинетов.

И сложно, и легко сказать, за что советский зритель так полюбил комедию Эльдара Рязанова. История офисной золушки родилась из пьесы «Сослуживцы», написанной самим мэтром с бессменным соавтором Эмилем Брагинским. Благодаря литературному таланту авторов фильм мгновенно разошелся на цитаты («Мы вас любим. Где-то в глубине души, где-то очень глубоко»), а легкую и гениальную музыку композитора Андрея Петрова узнают чуть ли не с первых нот. Как и всегда у Рязанова, в его фильме играют артисты первой величины, в частности муза режиссера Лия Ахеджакова, которая исполнила роль секретарши Шурочки.

Подборка с лучшими советскими фильмами в истории студии «Мосфильм»

Девчата

Рейтинг: 8.4IMDb: 8.1
Жанр: Советское
1962, 96 мин
СССР, 16+
Режиссер: Юрий ЧулюкинГлавные роли: Надежда Румянцева, Николай Рыбников, Люсьена Овчинникова, Станислав Хитров, Инна Макарова, Светлана Дружинина

Тося Кислицина (Надежда Румянцева) — вчерашняя студентка крымского кулинарного училища. Зимой она попадает в сибирский поселок на лесозаготовки, где работает поваром. На одном из танцевальных вечеров она сталкивается с местной звездой — передовиком Ильёй Ковригиным (Николай Рыбников). После непродолжительной ссоры молодой человек спорит с конкурирующим бригадиром (Станислав Хитров), что влюбит в себя девушку в течение следующей недели. Он и не заметит, как сам угодит в установленный «капкан».

Производственный ромком режиссера Юрия Чулюкина, ставший культовым сразу после релиза, снят по одноименной повести писателя-соцреалиста Бориса Бедного. Несмотря на «правильный» оригинал, который адаптировал сам Бедный, советское руководство назвало картину «чересчур бытовой и мелковатой для советского экрана». Но это не помешало фильму Чулюкина получить почетный диплом на Каннском фестивале, а главной актрисе Надежде Румянцевой удостоиться неофициального звания «Чарли Чаплин в юбке».

Советский фильм «Летят журавли»

Летят журавли

Рейтинг: 8.4IMDb: 8.3
Жанр: Советское
1957, 92 мин
СССР, 12+
Режиссер: Михаил КалатозовГлавные роли: Татьяна Самойлова, Алексей Баталов, Василий Меркурьев, Александр Шворин, Светлана Харитонова, Константин Кадочников

Борис (Алексей Баталов) и Вероника (Татьяна Самойлова) — молодая московская пара, готовящаяся к скорой свадьбе. Гуляя по Москве, они замечают впечатляющий журавлиный клин, а попрощавшись под утро 22 июня 1941 года, сталкиваются с началом Великой Отечественной войны. Борис, хоть и мог получить бронь, отправляется на фронт в качестве добровольца перед днем рождения любимой. Вероника остается один на один с непрекращающимися бомбежками, потерей близких людей и ухаживаниями хитрого поклонника. Но каждый день она проживает в надежде вновь встретить любовь всей своей жизни.

Единственный в истории отечественного кино обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Советский фильм стал образцовым во многих аспектах: операторы изучают классический прием Сергея Урусевского с установкой круговых рельсов, сценаристы — драматургию военного времени в тылу. Но главная причина, почему картина навсегда вошла в историю: зритель увидел настоящую, живую любовь на экране. Эпизод, когда героиня Татьяны Самойловой бежит на вокзал, чтобы успеть попрощаться с персонажем Баталова, просто невозможно вычеркнуть из памяти.

Киностудия «Мосфильм»: топ лучших фильмов

Ищите женщину

Рейтинг: 8.2IMDb: 7.7
Жанр: Советское
1983, 1 сезон
СССР, 0+
Режиссер: Алла СуриковаГлавные роли: Софико Чиаурели, Леонид Куравлёв, Сергей Юрский, Александр Абдулов, Елена Соловей, Леонид Ярмольник

В канун Нового года нотариальная контора мэтра Роше (Сергей Юрский) полна людей и праздничной суеты. Живущая в этом же доме телефонистка Алиса Постик (Софико Чиаурели) задерживается и обнаруживает Роше, раненого ножом в спину. Впечатлительная девушка падает в обморок, а проснувшись, видит, что в конторе нет ни одного намека на убийство. Теперь она не может смириться с мыслью о том, что вся увиденная ею история была лишь игрой воображения.

В каком-то смысле детективная комедия Аллы Суриковой является международным проектом. Двухсерийный фильм снят по французской пьесе «Миссис Пайпер ведет следствие» британского драматурга Джека Поплуэлла. Хоть съемки проходили в павильонах «Мосфильма», все места, упомянутые в фильме, в действительности существуют в Париже. Сейчас комедия, построенная по классическому принципу трех единств, смотрится обаятельно старомодно, а детективная линия выдержит сравнение с хичкоковскими твистами.

«Джентльмены удачи»

Джентльмены удачи

Рейтинг: 8.6IMDb: 8.5
Жанры: Советское, Криминальное
1971, 86 мин
СССР, 6+
Режиссер: Александр СерыйГлавные роли: Евгений Леонов, Георгий Вицин, Раднэр Муратов, Савелий Крамаров, Наталья Фатеева, Эраст Гарин

Советская археологическая экспедиция обнаруживает в Средней Азии шлем Александра Македонского. Выдающаяся находка не успевает стать сенсацией: ее выкрадывает группа рецидивистов во главе с вором по прозвищу Доцент (Евгений Леонов). Чуть позже руководитель экспедиции Николай Георгиевич Мальцев (Эраст Гарин) сталкивается в Москве с заведующим детским садом Евгением Ивановичем Трошкиным, похожим как две капли воды на лидера преступной банды, которую удалось задержать, но без древнего артефакта. Тогда у милиции возникает план: Трошкин внедряется в среду заключенных под личиной Доцента, чтобы достать потерянный шлем. А чтобы история звучала хоть сколько-нибудь правдоподобно, Евгений Иванович должен разыграть амнезию. Теперь вновь собранная банда отправляется в новое приключение.

До сих пор многие зрители ошибочно относят фильм к числу работ Георгия Данелии, который на самом деле был соавтором сценария и художественным руководителем съемок. Режиссер картины Александр Серый — друг и однокурсник грузинского мэтра. Из-за своего резкого характера оказавшись однажды в тюрьме, он практически потерял шансы сесть в режиссерское кресло, но именно опыт тюремной жизни позволил автору настолько живо и естественно передать взаимоотношения заключенных.

«Операция „Ы“ и другие приключения Шурика»

Операция «Ы» и другие приключения Шурика

Рейтинг: 8.7IMDb: 8.4
Жанры: Советское, Криминальное
1965, 94 мин
СССР, 16+
Режиссер: Леонид ГайдайГлавные роли: Александр Демьяненко, Наталья Селезнёва, Алексей Смирнов, Юрий Никулин, Евгений Моргунов, Георгий Вицин

Шурик (Александр Демьяненко) — обычный студент политехнического института. В свободное от учебы время он подрабатывает на стройке, параллельно перевоспитывая возрастного тунеядца (Алексей Смирнов). Также он незаметно для себя становится «подружкой» ранее неизвестной девушки с параллельного потока (Наталья Селезнёва). И даже успевает помочь хозяйке съемной квартиры (Мария Кравчуновская), взявшись за охрану целой торговой базы. Каждый день Шурика — целая история!

Первое появление культового персонажа советских комедий, которому в следующем году исполнится 60 лет. Влияние Шурика на зрителя и общество в целом сложно переоценить. Сперва он был олицетворением своего времени и всего студенчества. Чуть позже стал моральным ориентиром и даже наставником, источником вдохновения для следующих поколений. Постепенно герой Александра Демьяненко превратился в неотъемлемую часть ностальгии по некогда утраченным идеалам оттепели. Но и нельзя не отметить гениальность Леонида Гайдая и его соавторов-сатириков: они создали вечный, многогранный студенческий образ, который можно встретить и в современной России, не только в стенах политехнических институтов.

«Москва слезам не верит»

Москва слезам не верит

Рейтинг: 8.4IMDb: 8.2
Жанр: Мелодрамы
1980, 150 мин
СССР, 16+
Режиссер: Владимир МеньшовГлавные роли: Вера Алентова, Ирина Муравьёва, Алексей Баталов, Раиса Рязанова, Александр Фатюшин, Борис Сморчков

В разгар хрущевской оттепели в Москву приезжают три подруги и селятся в одной комнате большого общежития. Катерине (Вера Алентова) не хватило нескольких баллов, чтобы поступить в институт, но трудолюбие и целеустремленность привели ее к работе штамповщицей, которая быстро дорастет до передовика машиностроительного завода. Антонина (Раиса Рязанова) — маляр на строительстве новых домов — уже присмотрела себе такого же работящего жениха (Борис Сморчков). Одна Людмила (Ирина Муравьёва) ждет, когда жизнь сама преподнесет ей богатого жениха и квартиру ближе к центру советской столицы. Три разные судьбы, каждая из которых обретет свое счастье, невозможное без близости и поддержки любимых подруг.

Оскароносная история, снятая Владимиром Меньшовым, стала своеобразным брендом и даже визитной карточкой целой страны. В СССР ее приняли крайне холодно, критики в один голос называли картину простой мелодрамой, полной пессимистических настроений. Возможно, по этой же причине изначально от ролей в фильме отказывалось множество актеров. Но на Западе нашелся благодарный зритель: даже Рональд Рейган пересматривал картину несколько раз, чтобы как следует изучить все тайны русской души.

Подборка с лучшими советскими фильмами «Мосфильма»

Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика

Рейтинг: 8.5IMDb: 8.4
Жанр: Советское
1967, 79 мин
СССР, 12+
Режиссер: Леонид ГайдайГлавные роли: Александр Демьяненко, Наталья Варлей, Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Моргунов, Владимир Этуш

Шурик (Александр Демьяненко) отправляется в этнографическую экспедицию на Кавказ, чтобы изучить местные обычаи, обряды и, конечно же, тосты. Будучи непьющим студентом, он не рассчитал силы и сразу же попал в передрягу: чуть не сорвал открытие нового Дворца бракосочетаний. Местный заведующий райкомхозом товарищ Саахов (Владимир Этуш) выручает парня, но за добродетельной советской натурой скрывает корыстные цели: он влюблен в приехавшую комсомолку Нину (Наталья Варлей), план по краже которой уже приведен в действие.

Успех «Операции „Ы“» эмоционально выжал Леонида Гайдая, который даже поклялся себе не прикасаться к полюбившимся советскому зрителю образам. Однако новые идеи о похождениях Шурика появились еще в процессе съемок первой части. Со временем стало очевидно, что у истории противостояния студента с комедийной троицей Никулина, Вицина и Моргунова не может не быть продолжения. Кто-то называет «Кавказскую пленницу» открытой сатирой на сталинский режим и жизнь всего юга страны, другие же ценят ее за бесконечные гэги и фразы, навсегда пополнившие разговорную речь новыми крылатыми выражениями.

Советская комедия «Бриллиантовая рука»

Бриллиантовая рука

Рейтинг: 8.6IMDb: 8.5
Жанры: Советское, Криминальное
1969, 98 мин
СССР, 16+
Режиссер: Леонид ГайдайГлавные роли: Юрий Никулин, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Нина Гребешкова, Станислав Чекан, Владимир Гуляев

Семён Семёнович Горбунков (Юрий Никулин) по турпутевке отправляется на теплоходе «Михаил Светлов» в круиз по заграничным столицам. Каюту с ним делит Геннадий Петрович Козодоев (Андрей Миронов), интеллигентный молодой человек, который оказывается членом контрабандистской группировки. Он должен вывезти из Турции партию золота и драгоценностей. Неожиданно вспыхнувшая дружба двух попутчиков переворачивает жизнь каждого из них. Ведь именно Семён Семёнович по счастливой случайности оказывается на условленном месте передачи контрабанды.

Один из самых летних фильмов Леонида Гайдая, который лишь на первый взгляд кажется незамысловатой комедией о жизни маленького человека в советском обществе. На самом же деле чуть ли не каждый кадр — это оммаж, отсылка или пародия на многие культовые фильмы и произведения искусства. Семён Семёнович — этакий советский Джеймс Бонд, действиями которого руководит не столько он сам, сколько обстоятельства. Герой Анатолия Папанова в одной из сцен разработки плана — утрированная версия легендарного Чапаева из одноименного фильма. Нельзя не упомянуть и многочисленные титры. Так, Гайдай подтрунивает над излишне серьезными кинолентами, которые не способны рассказать историю без дополнительных ремарок.

Советская комедия «Иван Васильевич меняет профессию»

Иван Васильевич меняет профессию

Рейтинг: 8.4IMDb: 8.4
Жанры: Советское, Комедии
1973, 91 мин
СССР, 16+
Режиссер: Леонид ГайдайГлавные роли: Александр Демьяненко, Юрий Яковлев, Леонид Куравлёв, Наталья Крачковская, Савелий Крамаров, Наталья Селезнёва

Александр Сергеевич Тимофеев (Александр Демьяненко), он же Шурик, изобрел настоящую машину времени. Правда, пока она лишь обесточила весь дом, что вызвало серьезное недовольство управдома Ивана Васильевича Бунши (Юрий Яковлев). Наведавшись в квартиру к горе-ученому, он сперва становится свидетелем путешествия сквозь пространство — герои попадают в соседскую квартиру, где знакомятся с вором Жоржем Милославским (Леонид Куравлёв), — а затем и сквозь время. Троица оказывается в палатах Ивана Грозного, который случайно меняется местами с управдомом и жуликом. Теперь на плечи Шурика упала непростая задача: починить машину, пока его современников не убили в XVI веке, а незваного гостя из прошлого не посадили в советскую тюрьму.

При поразительной продуктивности Леонида Гайдая нельзя не отметить, насколько органично его шедевры передают дух времени. Неспроста он взялся за экранизацию пьесы Михаила Булгакова. Но сам режиссер никогда не планировал развивать образ Шурика, история которого должна была закончиться много раньше. Однако из жизнерадостного студента оттепельного периода он превратился в чудаковатого и не слишком успешного ученого эпохи застоя, чьи прогрессивные идеи заинтересовывают разве что вора-рецидивиста.

Новое в подписке

Лучшее в подписке