Фильмы про «стариков-разбойников»: Полные пороховницы
![Фильмы про «стариков-разбойников»: Полные пороховницы Фильмы про «стариков-разбойников»: Полные пороховницы](/thumb/800x0/filters:quality(75)/imgs/2024/12/12/04/6681284/0fb2b7ac47020ea769088f052b8fd859f8884054.jpg)
В Okko состоялась премьера сериала «Мамонты». Герой Юрия Стоянова, добродушный пенсионер, становится жертвой телефонных мошенников и в попытках восстановить справедливость погружается в мир киберпреступности. Рассказываем про него и других неутомимых героев, чей преклонный возраст прекрасно сочетается с духом авантюризма.
Инженер Воробьёв уж было собрался на пенсию, даже устроил по случаю праздничный банкет, но в последний момент передумал — так сильно впечатлился хвалебными речами провожающих коллег. Одновременно с этим его друга, следователя Мячикова, который ни на какую пенсию не собирался, всё же пытаются спровадить на заслуженный отдых. Старые друзья придумывают «преступление века», раскрытие которого Мячиковым закрепит его шаткое положение в милиции и отсрочит уход на покой.
Идея сценария пришла к Эльдару Рязанову в больнице, где он услышал рассказ пожилого мужчины, отправленного на пенсию вопреки желанию. Историю с неловким преступлением режиссер придумал уже в соавторстве с Эмилем Брагинским. Кстати, кража картины Рембрандта почти через полвека воплотилась в жизнь. В 2019 году один посетитель снял со стены Третьяковки пейзаж Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» и спокойно вынес из музея, потому что был принят за сотрудника. Похищенное, как и похитителя, нашли уже через сутки, и с тех пор все полотна в обязательном порядке снабжают тревожными метками. У Рязанова старики-разбойники сами возвращают экспонат на место — кражу шедевра попросту никто не заметил, — и в этом сюжетном повороте проступают горькие ноты общественного безразличия.
Роза Марковна Рубинштейн (Галина Стаханова) собирается на море. Упаковывает чемодан, примеряет шляпку перед зеркалом — как вдруг раздается телефонный звонок: сотрудник «банка» сообщает о подозрительном денежном переводе с ее счета. Пенсионерка-сердечница хватается за бутылек с лекарством и начинает диктовать собеседнику персональные данные. Мошенник потирает руки, однако эта старушка не так уж проста.
Злободневная зарисовка о русской пенсионерке и обманщиках на другом конце провода — одна из реакций на глобальную «эпидемию кибермошенничества». Недавно британская телекоммуникационная компания Virgin Media O2 представила нового члена команды — Дейзи. Задача этой ультрасовременной бабушки с искусственным интеллектом — общаться с мошенниками и тратить как можно больше их времени на человекоподобную болтовню, чтобы отвлечь внимание от реальных людей. Дейзи может часами рассказывать истории о своей семье, говорить о страсти к вязанию и предоставлять измученным абонентам ложную информацию, включая выдуманные банковские реквизиты. Пусть же на каждого телефонного мошенника в этом мире найдется своя Дейзи или Роза Марковна.
Пенсионер Николай Николаевич, увы, всё же становится жертвой преступной схемы и переводит деньги от продажи квартиры на счет злоумышленников. Покупку новой жилплощади приходится отложить, а временное проживание в квартире у дочки с внучкой — продлить на неопределенное время. Полиция разводит руками, поэтому главный герой решается разыскать воров собственноручно. Сначала учится печатать на компьютере и пользоваться стандартными поисковиками, а потом и вовсе забирается в даркнет. Осваивать киберпространство целеустремленному дедуле помогает 15-летняя внучка.
Неожиданно для самого героя борьба за справедливость превращается в захватывающую авантюру. Добропорядочный Николай Николаевич выходит за пределы известного принципа «чтобы поймать преступника, мысли как преступник» и время от времени как преступник себя даже ведет, заступая за границу закона. Сериал «Мамонты» сокращает дистанцию между миром простодушного пенсионера с устоявшимися моральными ценностями и изменчивой, тревожной современностью. И пока дедуля набирается цифрового опыта, окружающие тоже могут у него поучиться.
В фильме Мартина Бреста трое пожилых мужчин, решивших на старости лет наплевать на букву закона, возвращают себе вкус к жизни. Ограбление напоминает героям, что такое быть живым, пусть и не делает их ни на день моложе. Наличие криминального сюжета не ускоряет общий ритм и не маскирует пенсионеров под бодрых юнцов. Всё происходит неспешно и честно. Незатейливая сюжетная завязка с вкраплениями щемящей правды и чуткой игрой седовласых голливудских звезд (Джорджа Бёрнса, Арта Карни, Ли Страсберга) складывается в трогательную историю с большим сердцем.
Джо, Эл и Вилли — трое старых друзей, которые живут на скромное пособие и делят маленькую квартирку в Нью-Йорке. Они просиживают дни на скамейке в парке, кормят голубей и скучают от однообразия бессобытийного существования. Однажды Джо приходит в голову дикая идея: почему бы не ограбить банк? В лучшем случае, если новоявленных преступников не поймают, их ждет безбедное завершение старости. В худшем — небольшой срок в тюрьме с полным обеспечением и сэкономленные пенсионные выплаты за время «отсидки». В общем, win-win, беспроигрышная ситуация.
Соседство в большом городе порой приводит не к взаимной выгоде, а к убыткам. Молодая пара, Нэнси (Дрю Бэрримор) и Алекс (Бен Стиллер), находит дом мечты: историческое здание в хорошем районе, три собственных камина и витражные окна с павлинами — настоящее райское местечко. Всё даже слишком хорошо, чтобы быть правдой. И действительно: в придачу к роскошному дюплексу прилагается жилец. Премилая (на первый взгляд) старушка с верхнего этажа становится для супругов сущим кошмаром. Ночные атаки орущего телевизора, домашние репетиции духового оркестра и энергичные ирландские танцы до упаду (точнее, до крушения пола-потолка) являются частью плана по устранению новых хозяев.
Покупка дома для Нэнси и Алекса обернулась неудачей, а сам фильм для создателей, включая режиссера Дэнни ДеВито, — коммерческим провалом. Однако для Айлин Эссел, исполняющей роль отнюдь не безобидной бабули, картина открыла дверь в Голливуд. Эссел — одна из старейших кинодебютанток всех времен. Побыв театральной актрисой в молодости, первый раз на экране она появилась в возрасте 78 лет, а через два года снялась в «Дюплексе». За 11 лет в кино (до своей смерти) неунывающая актриса успела поработать в 29 проектах.
Когда любимый кот по кличке Молотов оказывается растерзан лисой, седовласый Аллан Карлссон решает отомстить. Привязывает к пачке динамита сосиски, оставляет на снегу и ждет. Минуточку, откуда вообще у старого добряка динамит? Фильм — путешествие по событиям вековой жизни, в которой главный герой среди прочего ел паэлью с генералом Франко, работал над «Манхэттенским проектом» с Оппенгеймером, был на парижских баррикадах 1968-го и способствовал падению Берлинской стены. Куда только его не заносил случай, и 100-летняя годовщина не повод останавливаться.
Новое приключение начинается с набитого деньгами чемодана, который господин Карлссон нечаянно увозит с автобусной станции. Кажется, суетятся вокруг все: полиция, местная банда мотоциклистов (чьи деньги утащил дедуля) и случайные попутчики. Но не хрупкий старик, чье неспешное существование контрастирует с количеством абсурдных ситуаций и порождает эффект нелепого комизма. «Всё есть как есть, и всё будет как будет», — говорила маленькому Аллану мама, и в свои сотню лет он с должным спокойствием и открытым сердцем принимает трюки судьбы.
Фрэнк Мозес — крутой ЦРУ-шник в отставке, чьи будничные развлечения теперь заключаются в проращивании авокадо и душевных телефонных разговорах с сотрудницей пенсионного фонда. Не успев привыкнуть к домашней жизни, Фрэнк снова возвращается в строй: собирает группу бывших соратников и дает отпор молодым агентам, решившим подчистить старую гвардию.
Аббревиатура РЭД в официальном русском переводе расшифровывается как «реально экстремально дерзкий», что соответствует духу комедийного боевика, но упускает сюжетный конфликт поколений. «Красная» отметка на личном деле Фрэнка RED (Retired, extremely dangerous) дословно переводится как «В отставке, чрезвычайно опасен». В комиксе Уоррена Эллиса, на основе которого снят фильм, «красный» просто означал активный статус героя, хотя иллюстрированная история про одинокого мстителя была гораздо мрачнее и кровавее экранной версии. Режиссер Роберт Швентке снимает приключение чудаковатой компании старых агентов (в исполнении Брюса Уиллиса, Джона Малковича, Хелен Миррен и Моргана Фримена), заряжающих оружие на последнее «ура». Впрочем, не для всех дело становится последней вылазкой — продолжение следует в «РЭД 2».
Еще один фильм из подборки, где неугомонных стариков играют звезды американского кино: Роберт Де Ниро, Морган Фримен, Томми Ли Джонс. И на этот раз история со всех сторон голливудская. Для подлинной ностальгии по классическому кинематографу здесь, увы, маловато фактуры, а редкие отсылки к культовым картинам вряд ли приведут в восторг синефилов. Однако неизменная вера трех главных героев в силу кино, которое в прошлом изрядно потрепало им нервы, действительно впечатляет.
У возрастного продюсера Макса Барбера черная полоса в карьере. Последний проект «Монашки-убийцы» провалился в прокате, вызвал протесты католической церкви, да еще и инвестор фильма, местный мафиози, требует назад свои деньги. Одним словом — беда. И мистер Барбер решает спасти бедовое положение при помощи несчастного случая — гибели актера на площадке во время опасного трюка с последующей страховой выплатой. Осталось только найти подходящего кандидата в доме престарелых. Дюк Монтана, полузабытая звезда вестернов и любитель ежедневной русской рулетки, подходит на эту роль как никто другой.
В сюжетной завязке этого фильма тоже фигурирует страховка. Но дело не в хитром расчете героев, а в ошибке страховой компании. Муж Евы умер и оставил ей полис со скромной выплатой. Но когда приходит чек, в нём оказывается чуть больше нулей, и вместо 50 тысяч долларов Ева получает пять миллионов. Вместе с лучшей подругой Мэдди, которая тоже переживает непростые времена, они решают насладиться внезапным богатством и отправляются на Канарские острова.
В фильме возникают такие серьезные темы, как измена любимого человека, болезнь и смерть, но фарс неизбежно берет верх. Две красивые возрастные женщины словно возвращают себе утраченную молодость, и беззаботные приключения накрывают их с головой. Пока до морского курорта не добрался инспектор страховой компании, давние подружки могут еще вволю покутить.
Этот пожилой «разбойник» заслужил свой статус и место в подборке не преступной активностью, но ребяческими шалостями. Винфред, разведенный учитель музыки, обожает розыгрыши. Они — спасение от однообразной жизни, маска для неудобных разговоров и способ восстановить отношения с дочерью, чья напряженная работа и строгий костюм не дают ей от души повеселиться (да и просто жить). Шутник-отец превращается в экстравагантного Тони Эрдманна — нагловатого бизнес-коуча в дурацком парике, но с выдающимися способностями к налаживанию социальных связей.
Комедия здесь, как и причудливые выходки героя, — прикрытие для более сложных вопросов, говорить о которых проще с торчащими накладными зубами. Пусть фокус неизбежно желает сместиться на нелепые части костюма, правда оказывается под маскарадным нарядом: в прищуренном глазе или дрогнувшей улыбке. Исполнитель главной роли Петер Симонишек часто играет одним лишь лицом и создает удивительный контрапункт между уморительным, страшно неловким и предельно серьезным. И в итоге возвращает закостеневший мир к жизни.