Фильмы по классическим сказкам
Сказки — одна из древнейших форм устной, а затем и письменной народной мудрости. Каждому ребёнку знакомы истории о Золушке, Белоснежке и преданиях далёкой старины. В детстве сказки помогают в легкой и ненавязчивой форме познакомиться с простейшими нормами морали, а взрослые, воскрешая в памяти эти сюжеты, способны провести переоценку ценностей. Уникальность жанра заключается в его универсальности — захватывающие дух фантастические истории остаются с человеком до глубокой старости. Редакция Okko по случаю выхода в онлайн-кинотеатре фильма «Питер Пэн и Алиса в стране чудес» вспомнила выдающиеся образцы отечественных и зарубежных экранизаций известных всем сказок, которые помогут проникнуться волшебным настроением.
В СССР экранизации сказок были крайне востребованы — волшебные фильмы мгновенно становились живой классикой, на которой подрастали целые поколения детей. Одним из самых прославленных режиссеров в этом жанре был Александр Роу, чьи красочные работы и по сей день радуют глаз зрителя. Фильм получил не только признание соотечественников, но и был прекрасно принят за рубежом (его поклонником, в частности, является сам Стивен Спилберг!).
«Морозко» основан на одноимённой русской народной сказке. Сюжет повествует о Настеньке, которую решила уморить работой злобная мачеха. Нелюбимая падчерица оказывается в суровом заснеженном лесу, брошенная на произвол судьбы, но тут ей на помощь является смелый и хвастливый Иван. Правда, вскоре парень превращается в медведя, но на помощь им обязательно придёт сам Морозко, символ русской зимы и настоящих чудес. Фильм Александра Роу примечателен и Бабой-Ягой в исполнении Георгия Милляра — советский актёр неоднократно возвращался к своей коронной роли, сделав свою «героиню» поистине незабываемой.
Статный пахарь Финист дружит с соколом, который всегда предупреждает хозяина, когда на Русь наступают враги. Так этот богатырь и защищает родину. Его навыки вызывают недовольство колдунов, которые превращают парня в монстра. Кто же сможет отстоять Русь, когда новое нападение превращается в реальную угрозу? На поиски Финиста отправляется писарь Яшка, который при помощи хитрости, смекалки и девушки Алёнушки должен расколдовать богатыря.
Фильм посвящён памяти Александра Роу, который должен был сам поставить картину, но не успел сделать этого при жизни. Дело учителя закончил Геннадий Васильев, ученик Роу. «Финист — ясный сокол» стал хитом в ГДР и прославил актёра Вячеслава Воскресенского, исполнившего роль главного героя.
Купец отправляется в заморское путешествие и принимает заказы у дочерей — старшие просят довольно тривиальные подарки, а вот младшенькая Алёна мечтает об аленьком цветочке, увиденном ею в чудесном сне. Отец находит диковинку, но тут же попадает в плен Чудовища, которое отпускает его лишь для того, чтобы проститься с дочерьми. Однако вместо купца на загадочный остров возвращается Алёна, которая вскоре понимает, что грозное создание — заколдованный принц.
Фильм снят по одноименной сказке Сергея Аксакова, который, в свою очередь, записал её со слов ключницы Пелагеи. Филологи классифицируют «Аленький цветочек» как одну из вариаций сюжета о Красавице и Чудовище. Советская экранизация может похвастаться прекрасным Александром Абдуловым в роли заколдованного принца. Также этот фильм стал дебютом для Валерия Гаркалина, сыгравшего безымянного героя третьего плана.
Великий французский режиссер, писатель и художник Жан Кокто сформировался под влиянием сюрреализма и дадаизма — видимо, поэтому его вариация сюжета о Красавице и Чудовище получилась столь запоминающейся. Сюжет в целом знаком каждому: у купца три дочери, младшая попадает в плен к монструозному владельцу огромного особняка.
Но дьявол в деталях — экранизация Кокто пытается повторить гравюры Доре при помощи искусной игры света и тени, а мотивы двойничества (расколдованное Чудовище оказывается женихом, которого ранее отвергла Белль) явно указывают на продолжение сюрреалистической линии. Главная звезда экранизации — французский актёр Жан Маре, многолетняя муза Кокто, чьей актёрской игре не мешает даже внушительная мохнатая маска. Фильм участвовал в конкурсе Каннского фестиваля, где заслужил самые лестные отзывы кинокритиков того времени.
Озорной мальчишка не желает взрослеть — классический сюжет шотландского писателя Джеймса Мэтью Барри знаком каждому благодаря анимационным и игровым экранизациям. В фильме Пола Джона Хогана мы знакомимся с семьёй Дарлингов: старшая сестра Венди постоянно играет в пиратов с братьями, но родители решают, что детям нужно повзрослеть. Однако спасением становится знакомство с инфантильным весельчаком Питером Пэном, который зовёт их на волшебный остров Нетландия. Там они столкнутся с магическими существами и коварным капитаном Джеймсом Крюком.
Венди влюблена в Питера, но тот воспринимает их отношения иначе, поэтому пират-злодей предлагает девушке присоединиться к своей команде. Что она выберет и как закончится эта волшебная история? Успех фильма привёл к созданию приквела «Питер Пэн и Алиса в стране чудес».
Переосмысление классической сказки Льюиса Кэрролла — Алисе уже исполнилось 19 лет, когда она возвращается в Страну Чудес, в которой была много лет назад. За это время многое изменилось, поэтому девушке придётся спасти мир, вступив в противостояние с Бармаглотом и Красной Королевой.
Сюрреалистичный мир Кэрролла перенёс на экраны режиссёр-визионер Тим Бертон, пригласив на роль Безумного Шляпника своего актёра-талисмана Джонни Деппа. Уникальность картины заключается в совмещении игрового кино и причудливой анимации. Миа Васиковска сыграла свою Алису не как пассивную героиню — она предстаё активной девушкой, достойной ролевой моделью для зрительниц. Фильм получил два «Оскара» (за лучшие декорации и костюмы), а на фантазии Кэрролла-Бёртона активно ходили зрители — в прокате «Алиса в стране чудес» собрала больше одного миллиарда долларов!
Неожиданное переосмысление классического мультфильма студии Disney и сказки о Спящей красавице — главной героиней выступает злодейка Малефисента, юная фея, превратившаяся в жестокую ведьму с внушительными рогами. Фильм рассказывает всю историю её разочарований в человечестве, сформировавших её личность. Она была дружна с королём Стефаном, который позже её предал. Теперь она возвращается с местью — его дочь Аврора должна погрузиться в вечный сон.
Неординарная мрачная сказка обогащает спектр классических злодеев Disney, придавая им психологическую глубину. Главное украшение фильма — демонически красивая Анджелина Джоли. Роль Малефисенты была придумана специально для неё. Но не уступает ей и ангельская Эль Фаннинг, сыгравшая Аврору. Диснеевский фильм — поистине современное зрелище, показывающее то, как изменилась роль женщины в мире и её изображение в искусстве.
В XXI веке Disney принялся снимать ремейки своих культовых фильмов, основанных на классических сказках. Одним из главных флагманов этой тенденции стала «Золушка» — довольно традиционная экранизация известного сюжета о молодой девушке, отец которой выходит замуж за коварную леди Тремейн.
Но консервативность в плане сюжета с лихвой компенсируется шиком и роскошью кадра — за фильм отвечал режиссёр Кеннет Брана, один из самых известных в мире интерпретаторов Уильяма Шекспира. Для фильма было сшито огромное количество красивейших платьев, построена огромная декорация с замком и домом Золушки, а властную мачеху с достоинством играет несравненная Кейт Бланшетт. Заглавную героиню сыграла хрупкая и очаровательная Лили Джеймс, восходящая звезда 2010-х, прославившаяся благодаря сериалу «Аббатство Даунтон».
Сказки существовали не только в Европе — именно об этом нам напоминает история об Аладдине и Жасмин, позаимствованная из арабского шедевра «Тысяча и одна ночь». В 1990-е это сказание перенесла на экраны в формате анимационного фильма студия Disney. Она же ответственна и за полноценную игровую экранизацию. Уличный вор по имени Аладдин попадает в настоящее приключение — становится пешкой в планах коварного Джафара, находит лампу с волшебным Джинном (харизматичный Уилл Смит) и влюбляется в прекрасную принцессу Жасмин. Сможет ли его пылкое сердце справиться с коварной магией соперников?
Фильм рассказывает знакомую историю для уже нового поколения юных зрителей, а внимание привлекают не только дорогие спецэффекты и красивые декорации. За стиль нового «Аладдина» отвечает известный британский режиссёр-хулиган Гай Ричи, доказавший, что ему по плечу не только сюжеты про лондонских бандитов.
Китай переживает нашествие жужжаньских воинов под руководством Бори Хана и ведьмы Сяньнян. Император объявляет мобилизацию в армию — каждая семья должна предоставить на защиту отечества по одному человеку. Смелая Мулан, переживающая, что не вписывается в консервативные патриархальные нормы, выдаёт за себя мужчину и отправляется навстречу опасности.
Один из самых дорогих диснеевских фильмов (бюджет составил около 200 миллионов долларов), насыщенный современными спецэффектами, стал гимном феминизма: история смелой воительницы Мулан резонирует с тем, как изменилось отношение к женщинам в XXI веке, а снимать её доверили режиссеру Ники Каро. Она лишь вторая женщина за всё время существования кинематографа, которая оперирует такими внушительными суммами. За узнаваемые лица в фильме отвечают Донни Йен и Джет Ли, но в центре картины всегда находится заглавная героиня, которую сыграла Лю Ифэй. Она прошла жесточайший кастинг, в котором участвовало более тысячи актрис (претендентки должны были в совершенстве знать английский язык и владеть боевыми искусствами) и стала современным воплощением Мулан из китайских легенд: за внешней хрупкостью и красотой скрывается настоящая воительница, ни в чём не уступающая мужчинам.