Лучшие фильмы про психиатрические больницы
Редакция Okko составила подборку фильмов, в которых важную роль в сюжете играет психиатрическая больница. Место это определенно не из приятных, и несмотря на возрастные ограничения для этих картин, не все из них получились страшными и вгоняющими в депрессию. Среди них нашлось место даже историям, основанным на реальных событиях.
Два судебных пристава отправляются в психиатрическую клинику, расположенную на острове неподалеку от берегов Новой Англии. Одна из пациенток специализированного заведения пропала. Расследование дела принимает интересный оборот: врачи в больнице патологически лгут, на остров обрушился страшный шторм, а сами пациенты бунтуют.
Картина Мартина Скорсезе по одноименному роману американского писателя Денниса Лихэйна — один из лучших фильмов XXI века, полюбившаяся как критикам, так и зрителям. При бюджете 80 миллионов долларов в мировом прокате «Остров проклятых» собрал почти 270 миллионов долларов. Кроме того, в картине одну из своих наиболее знаковых и запоминающихся ролей исполнил Леонардо ДиКаприо.
Доктор Миранда Грей работает в психиатрической клинике для опасных преступников, вместе с ней работает и ее муж. Своим пациентам она верит далеко не всегда — не зря же они оказались в таком месте. По дороге домой женщина едва не сбивает на шоссе девушку. Буквально в следующий момент она обнаруживает себя в камере больницы. Как выясняется, прошло уже несколько дней, и доктор Грей успела за это время убить своего мужа. По крайней мере, так говорит ее лечащий врач. (Прим. ред. — если вы неравнодушны к теме докторов в кино, рекомендуем посмотреть одну из кинолент нашей подборки в нашей подборке «Фильмы про врачей и медицину».)
Американский триллер француза Матье Кассовица при бюджете 40 миллионов долларов собрал в мировом прокате более 141 миллиона долларов. Для европейского режиссера «Готика» стала первым англоязычным проектом. Картина подкупает запутанной историей, в которой врач и пациент клиники внезапно меняются местами. Удивительный поворот!
Девушка Юн Гун живет с психически нездоровой бабушкой. Пожилая женщина уверена, что она мышь, а потому в пищу употребляет исключительно редис. Происходит странное: когда бабушку забирают в спецучреждение, внучка находит ее зубной протез и начинает считать себя киборгом. Девушка уверена, ей нужно подзаряжаться электричеством. В результате трагического инцидента Юн Гун оказывается в психиатрической больнице. Но это не беда, ведь она попала в клинику, где собрались интересные персонажи: например, одному из них кажется, будто он способен воровать чужие души и черты характера. А еще он симпатичный парень.
Корейский режиссер Пак Чхан Ук сумел не очень веселую историю про психиатрическое заведение для душевнобольных людей превратить в милую романтическую комедию. Картина участвовала в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля, где удостоилась премии Альфреда Бауэра за открытие новых путей в киноискусстве.
2035 год. Население Земли сократилось на 5 миллиардов человек в результате страшного вируса, от которого нет лекарства. Оставшиеся в живых обитают под землей. Ученые изобретают машину времени, чтобы отправиться в ту эпоху, когда вирус еще не стал таким смертельным оружием. Выбор человечества падает на уголовника Джеймс Коула. В обмен на путешествие во времени он станет свободным. Только вместо 1996 года он оказывается в 1990-м. Мужчина отчаянно пытается всех предупредить о надвигающейся катастрофе. Бегающий по городу голым, чужак быстро становится пациентом психиатрической лечебницы.
Британец Терри Гиллиам признается, что на создание своей антиутопии его вдохновил черно-белый фантастический фотомонтаж Криса Маркера «Взлетная полоса». При бюджете менее 29 миллионов долларов картина собрала в мировом прокате более 160 миллионов долларов. За роль второго плана Брэд Питт получил награду «Золотой глобус». В 2020 году тема апокалипсиса, вызванного вирусом, актуальна как никогда.
Мелкому преступнику Рэндлу Патрику МакМерфи, чтобы избежать тюремного заключения, приходится сымитировать помешательство рассудка. Экспертиза проходит в лечебнице для психически больных людей. Консилиум врачей приходит к выводу, что перед ними симулянт, но строгая старшая сестра Рэтчед настаивает на том, чтобы оставить молодого человека на принудительное лечение. Соседями-пациентами оказываются тихие и давно примирившиеся со своей участью люди. Некоторые из них даже сами пришли сюда. Макмерфи потрясен всем увиденным. Однако сотрудники психиатрической клиники решительно не позволят одному из своих пациентов устроить бунт.
Вторая картина Милоша Формана после переезда из Чехословакии в США стала экранизацией одноименного романа Кена Кизи. И это был головокружительный успех: «Оскары в пяти самых престижных номинациях: «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» (Форман), «Лучшая мужская роль» (Джек Николсон)», «Лучшая женская роль» (Луиза Флетчер) и «Лучший адаптированный сценарий» (Лоуренс Хобен, Бо Голдман). Это всего лишь второй фильм в истории с подобным багажом наград после романтической комедии Фрэнка Капры «Это случилось однажды ночью» 1934 года.
В заброшенной Коллингвудской психатрической больнице проходят съемки реалити-шоу «Искатели могил». Его ведущий Лэнс Престон, а также оператор, звукорежиссер и другие его помощники хотят найти в этом месте призраков. Ходят слухи, что когда-то один из докторов психушки ставил безумные опыты на своих пациентах. Лэнс и другие члены съемочной группы запирают себя в стенах этой мрачной психиатрической лечебницы, чтобы предъявить зрителям снятый материал, доказывающий, что никаких злых духов здесь нет. Или все-таки есть.
Канадцы братья Вишес сняли фильм ужасов в жутком месте в уже классическом жанре мокьюментари, подделывая художественное кино под документальное. Съемки картины заняли всего лишь 12 дней, они проходили на территории настоящей заброшенной психбольницы в Канаде. Режиссеры умело пользуются скримерами и мастерски пугают зрителей.
Навязчивый ухажер вынуждает девушку покинуть родной дом и переехать в другой город. Она очень устала от его нападок и хочет скрыться от докучающего мужчины раз и навсегда. Она устраивается на работу, но чувство преследования не покидает ее. Кто-то идет за ней по пятам. Она обращается за помощью в психбольницу и тут же становится пациенткой. Девушка такого поворота событий никак не ожидала, врачи не отпускают ее и удерживают взаперти. Но хуже всего то, что медбратом в этой клинике работает ее преследователь.
Стивен Содерберг — известный экспериментатор и любитель всего нового. «Не в себе» полностью снят на iPhone 7 Plus в разрешении 4K с помощью приложения FiLMiC Pro. Подобная манера съемки усиливает ощущение клаустрофобичности пространства, в котором оказывается заперта главная героиня. Зритель словно бы сам попадает в это тесное мрачное здание и становится героине соседом по палате. Премьера фильма состоялась во внеконкурсной программе Берлинского фестиваля.
1966 год, в маленьком американском городе неизвестные поджигают фермерский дом. Полицейские, прибывшие на место, находят возле горящего здания молодую девушку Кристен (Эмбер Херд) в одной ночной рубашке. Служащие не разбираются в случившемся и отправляют девушку в психиатрическую клинику «Норт Бенд». Героиня не помнит, как она оказалась у горящего дома, и откуда у нее на руке взялся адрес места происшествия. В ночной больничной тишине она слышит странные звуки.
После десятилетнего молчания классик американского кино – Джон Карпентер – снимает старомодный, скромный и совсем не похожий на его культовые картины хоррор об альтернативных методах лечения в психиатрии. Действие разворачивается в психиатрической больнице, где пугающие санитары и доктор с хитрыми глазами убеждают Кристен (Эмбер Херд), что призраки – не то, чем кажутся.
Триллер о прошлом психиатрической лечебницы, поставленный признанным мастером спецэффектов. Постоянный номинант и обладатель премии «Оскар» за спецэффекты («Титаник», «Хьюго», «Книга джунглей», «Король лев»), Роберт Легато впервые выступил в качестве режиссера и поставил картину, действие которой разворачивается в легендарной психбольнице «Элоиз», открытой в конце 19 века и представляющей собой самостоятельный городок. Легато разворачивает историю о четырех друзьях, ворвавшихся в заброшенное медучреждение для того, чтобы найти свидетельство о смерти родственника одного из них. Документ –– ключ к внушительному наследству. Оказавшись внутри, они погружаются не только в страшное прошлое психиатрической лечебницы и обитателей этого мрачного места, но и раскрывают правду об обстоятельствах собственных жизней.
Откровенно пугающий мистический хоррор об экспериментах с бессонницей в сумасшедшем доме.
Небольшая авангардная театральная труппа решает приступить к подготовке постановки в заброшенной психиатрическое клинике по пьесе, написанной несколько лет назад как раз пациентами этого учреждения. Главным условием участия является отказ от сна, что постепенно меняет сознание молодых актеров. Постепенно они начинают осознавать, что здесь есть неведомая сила, которая жаждет крови и смерти. В результате героям приходится бороться не только за свои роли — на кону оказывается буквально все, и вся затея с постановкой оборачивается вопросом жизни и смерти.
У скульптора Камиллы Клодель бурно развиваются романтические отношения со своим учителем, уже большим и известным мастером Огюстом Роденом. Когда их встречи прекращаются, девушка тяжело переживает разрыв. Да, она уже состоявшаяся скульптор, чьи работы вызывают неподдельное восхищение, но при этом она перманентно чувствует, что ее преследуют завистники и бывший возлюбленный. По решению родных, Камилла становится пациенткой психиатрической лечебницы на юге Франции.
Драма француза Брюно Дюмона, участвовавшая в основной конкурсной программе Берлинского фестиваля в 2013 году, основана на истории сложных и трагических отношений Камиллы Клодель и Огюста Родена. Роль теряющей рассудок девушки прекрасно исполнила звезда французского кино Жюльетт Бинош.
1967 год. После неудачной попытки покончить с собой 18-летняя Сюзанна Кейсен попадает в психиатрическую клинику. Мрачная атмосфера медицинского заведения и знакомство с его постояльцами еще дальше вгоняет девушку в депрессивное состояние. Сюзанна сближается с агрессивной и многократно пытавшейся сбежать из клиники Лизой. Новая попытка приводит к успеху, девушки временно останавливаются у Дейзи, которая сама не так давно выписалась из этой же лечебницы. События будут развиваться трагически.
Драма Джеймса Мэнголда снята по одноименной книге Сюзанны Кейсен, которая была вынуждена провести 18 месяцев в психиатрической больнице в конце 60-х годов XX века. Этот опыт она описала в автобиографии, вышедшей в 1993 году. За роль второго плана в этой картине Анджелина Джоли получила «Оскар».
Джон Форбс Нэш — гениальный математик, с успехом окончивший Принстонский университет. Он полностью погружен в работу и добивается выдающихся результатов в изучении Теории игр. Вскоре он женится, коллеги высоко ценят его труды. К нему приходит представляющийся агентом ЦРУ Парчер и предлагает сотрудничество. Нэш соглашается, но вскоре начинает подозревать, что никакого агента не существует. У Джона шизофрения, он оказывается в больнице для душевнобольных.
Биографическая драма Рона Ховарда поставлена по одноименной книге Сильвии Назар, рассказывающей о жизни лауреата Нобелевской премии по экономике Джона Форбса Нэша. Научными открытиями математика активно пользуются бизнесмены и экономисты по всему миру. В 1998 году книга была номинирована на Пулитцеровскую премию. В 2002 году «Игры разума» получили 4 «Оскара»: «Лучший фильм», «Лучший адаптированный сценарий» (Акива Голдсман), «Лучшая режиссура» (Рон Ховард), «Лучшая актриса второго плана» (Дженнифер Коннелли).