Это вам не соккер: 10 фильмов про американский футбол
Европейцы порой недоумевают, почему американский футбол, в который больше играют руками, так называется. Однако исторические корни у него те же, что и у «соккера», просто игры разошлись с годами. Сегодня в США именно такой футбол является самым популярным видом спорта, а о финальном матче НФЛ, Супербоуле, ставшем частью поп-культуры, слышали даже те, кто не сможет отличить квотербека от ресивера. Погружаемся в историю игры и предлагаем внимательней рассмотреть 10 посвященных ей фильмов.
Ретро-фильм Джорджа Клуни по сценарию, написанному с его участием, и с ним же в главной роли отмечен любовью к классической американской киноформе. А именно — к слегка бурлескной комедии 30–40-х годов вроде «Филадельфийской истории» или «Ниночки». Американский футбол, который в 1920-е годы — время действия фильма — только начинал приобретать черты профессионального спорта, служит здесь колоритным фоном для любовного треугольника.
Первый угол в нем занимает Джимми «Додж» Коннели (Клуни), капитан дулутских «Бульдогов», команды записных аутсайдеров. Второй остается в распоряжении звезды студенческого футбола из Принстона и героя Мировой войны Картера «Буллета» Резерфорда (Джон Красински), которого Додж заманивает в свою команду, чтобы удержать ее на плаву. А во главе третьего стоит журналистка Лекси Литтлтон (Рене Зеллвегер), которая пытается завоевать доверие Резерфорда, чтобы проткнуть своим пером его раздутую популярность. Она только не учитывает, что Буллет может влюбиться в нее по-настоящему.
Как и многие спортивные драмы, «Невидимая сторона» основана на реальных событиях. Ее сюжет вдохновлен непростой историей жизни профессионального футболиста Майкла Оэра. Отец героя погибает в результате несчастного случая, а мама (Адриан Ленокс), страдающая от наркозависимости, не способна о нем заботиться. Так семнадцатилетний паренек (Куинтон Аарон), прозванный за свои габариты «Большим Майком», оказывается на улице. Здесь Оэра примечает Ли Туохи (Сандра Буллок) — мама его одноклассника и представительница богатого белого семейства. Ли берет Майка под опеку, и при ее поддержке юноша, прежде стеснявшийся своих габаритов, начинает спортивную карьеру. Вскоре он попадает на радары скаутов NCAA.
Эта духоподъемная картина довольно неожиданно была номинирована на «Оскар» как лучший фильм года, но проиграла «Повелителю бури» Кэтрин Бигелоу. Именно в 2009-м ограничение на количество фильмов, попадающих в номинацию, было снято. А вот Сандра Буллок, игра которой заслужила похвалу критиков, всё же взяла приз Киноакадемии за лучшую женскую роль. К слову, сам Майкл Оэр был не слишком рад тому, как его изобразили в фильме. По мнению спортсмена, он предстал тугодумным и ничего не понимающим в футболе.
Если Оэру пришлось бороться с бедностью и неустроенностью, то у Эрни Дэвиса, игравшего еще в конце 1950-х, были проблемы иного рода — расизм в спорте и слабое здоровье. Дэвис в колледже завоевал трофей Хайсмана, который вручают самому ценному игроку сезона NCAA. Никогда прежде темнокожие спортсмены не удостаивались такой награды. А после талантливый футболист подписал контракт с клубом НФЛ «Кливленд Браунс». К сожалению, Дэвис не успел провести за команду ни одной игры — в том же году у него обнаружили лейкемию.
Сюжет картины прослеживает историю становления Дэвиса как раннингбэка, за свою скорость получившего прозвище «Экспресс», со школьных времен. Позже футбольный тренер Сиракузского университета Бен Шварцуолдер (Деннис Куэйд) рекрутирует его в свою команду, с которой Дэвис выиграет национальный чемпионат 1960 года. Закольцовывают сюжет две встречи. На первой Дэвиса убеждает поступить в университет Джим Браун (Дэррин Девитт Хенсон), другой легендарный раннингбэк, а на второй уже сам Дэвис говорит о том же с Флойдом Литтлом, также ставшим профессиональным игроком. К слову, для сыгравшего Литтла Чедвика Боузмана («Черная Пантера») это был дебют в кино. Всего через несколько лет он исполнит роль другого легендарного спортсмена — Джеки Робинсона, первого афроамериканского игрока в MLB.
Расовые предрассудки преодолеть нелегко, но стать профессиональным футболистом в 30 лет, работая барменом в Южной Филадельфии, ненамного проще. Однако именно это удалось Винсу Папале. Эта чудесная история (неудивительно, что за нее взялась «Дисней») произошла в середине 1970-х. Затянувшаяся серия поражений в игре «Филадельфия Иглз» совпадает с неудачами в жизни Винса Папале (Марк Уолберг), лишившегося даже временной работы школьного учителя в разгар экономической рецессии. Вдобавок героя бросила жена, оставив записку с сообщением, что герой никогда ничего не добьется в жизни. Вечерами Папале работает барменом, а душу отводит в любительских футбольных матчах. Но вскоре жизнь «Иглз» и Винса изменится.
Новым тренером команды назначают Дика Вермейла (Грег Кинниэр), который, пытаясь усмирить гнев болельщиков, объявляет об открытом наборе в состав. Папале проходит тест, а потом еще через несколько отсевов, сталкивается с враждебностью других игроков и в итоге закрепляется в команде. Попутно у него случается роман с Дженет (Элизабет Бэнкс), по иронии болеющей за другой клуб НФЛ «Нью-Йорк Джайантс». История реального Винса Папале кое в чем отличается от версии, представленной в фильме. Главным образом тем, что у него всё же был немалый опыт игры в полупрофессиональных лигах, что, впрочем, не так важно. Фильм, несмотря на безликое название, получился довольно обаятельным.
2006 год почему-то был щедр на фильмы об американском футболе. «Второй шанс» — история о том, как Шон Портер (Дуэйн Джонсон), воспитатель в исправительной колонии для подростков, собирает из подопечных футбольную команду (нечто подобное проделывали Берт Рейнолдс и Адам Сэндлер в фильме «Всё или ничего»).
Сюжет, как водится, основан на реальном эксперименте, проведенном в колонии Кирпатрик. К сожалению, программа, которая помогла некоторым ребятам попасть в колледж благодаря спортивной стипендии, была закрыта спустя двадцать лет в 2012 году: чиновники до сих пор анализируют результаты эксперимента. У исполнителя главной роли Дуэйна Джонсона за плечами был опыт игры за футбольную команду колледжа, победа в NCAA и даже пара матчей в Канадской лиге. Позднее Джонсон появится в роли футболиста еще в нескольких проектах — фильме «План игры» (2007) и сериале «Игроки».
Главному герою «Титанов» Герману Буну, так же как и Эрни Дэвису, пришлось бороться с расизмом в 1970-е — когда сегрегационные законы отменили в большинстве штатов, но бытовые предрассудки оставались вполне зримы. В том числе и в спорте. История Буна (Дензел Вашингтон), темнокожего тренера, возглавившего в 1971 году «белую» школьную команду из городка Александрия, что в Вирджинии, выразительна, но не единична.
Поначалу команда во главе с капитаном Джерри Бертье (Райан Херст) и вовсе отказывается с ним работать. Отчасти из-за цвета кожи Буна, отчасти из-за того, что их любимого и весьма успешно работавшего тренера Билла Йоста (Билл Паттон) уволили с поста, предложив взамен позицию ассистента. Буна, впрочем, это не смущает: он приглашает в команду афроамериканцев и железной рукой насаждает мир и дисциплину среди игроков. Фабула довольно предсказуема, но это компенсируют игра актеров — кстати, в одной из небольших ролей сыграл юный Райан Гослинг — и, как ни крути, социальная значимость, в пользу которой косвенно говорит редкий для жанра кассовый успех.
Другому футбольному тренеру Гэри Кейнсу (Билли Боб Торнтон) во главе школьной команды «Пантеры» из техасской Одессы предстоит решить проблему иного рода. Его лучший игрок — раннингбэк Джеймс «Буби» Майлз (Дерек Люк) — рвет связки и теряет шансы на появление в составе в этом году. Кейнсу предстоит полностью перестроить игру команды. Фильм Питера Берга обращает внимание на характерную проблему профессионального спорта. Для молодых людей игра становится главным делом в жизни, и, покинув ее, они часто остаются ни с чем.
Фильм основан на документальной книге журналиста Гарри Биссинджера «Огни ночной пятницы: город, команда и мечта», которую, к слову, жители самой Одессы приняли не слишком хорошо. Снова из-за комментария о расовой нетерпимости, до сих пор не изжитой в городе. По мотивам картины вышел также сериал «Огни ночной пятницы», продержавшийся в эфире пять сезонов и высоко оцененный критиками.
Фильм Айвена Райтмана показывает, почему день драфта, когда команды высших американских спортивных лиг выбирают себе новичков из числа талантливых студентов, порой собирает больше зрителей, чем некоторые матчи регулярных чемпионатов.
У Сонни Уивера — младшего, генерального менеджера клуба НФЛ «Кливленд Браунс» (с ними подписал контракт Эрни Дэвис, помните?), очень непростой день. Отношения с мамой после недавней смерти отца, которого Сонни уволил с поста тренера, никак не наладятся. Его девушка Эли (Дженнифер Гарнер) только утром сообщила, что беременна. Наконец, накануне драфта владелец клуба Энтони Молина (Фрэнк Ланджелла) потребовал от Сонни произвести фурор, и это всего с седьмым пиком (правом выбора) на руках… Неожиданно Сонни поступает очень заманчивое предложение об обмене пиками от другой команды. Сонни предстоит напряженная игра, в которой нельзя ошибиться.
Еще один «футбольный» фильм того самого 2006 года выпуска. Пока Винс Папале пылил на улицах Филадельфии и протирал стаканы в баре, на подлете к аэропорту городка Хантингтон в Западной Вирджинии потерпел крушение самолет, перевозивший футбольную команду местного университета Маршалл. Все, включая тренерский состав и спортивных менеджеров, погибли.
Джеку Лэнгиелу (Мэттью МакКонахи), назначенному тренером «маршаллов», предстоит создать команду буквально с нуля. В его распоряжении осталось лишь несколько игроков, не полетевших с командой на роковой выезд, и помощник Рэд Доусон (Мэттью Фокс). Победой для Маршалла станет не выход в финал чемпионата, но обретение надежды.
Спортивные драмы о футболе — да еще и американском — жанр довольно узкий, и в него редко попадают большие режиссеры. Оливер Стоун, как водится, стал исключением. Впрочем, Стоун не был бы Стоуном, если бы хотя бы не попытался критически осмыслить американский футбол как явление, располагающее к жизни праздной и полной искушений.
В отличие от многих фильмов подборки, речь здесь о вымышленной команде «Майами Шаркс», которую несколько десятилетий возглавляет легендарный тренер Тони Д’Амато (Аль Пачино). Всего несколько лет назад «Шаркс» праздновали победу в чемпионате, а теперь переживают не лучшие времена. Вдобавок к череде поражений команда теряет двух квотербеков — основного Джека «Кэпа» Руни (Деннис Куэйд) и запасного Тайлера Черубина. Д’Амато приходится ставить в основу совсем зеленого Вилли Бимена (Джейми Фокс), который выступает неожиданно здорово, но теряет голову от успеха. Не облегчает положение тренера и Кристина Пагначчи (Кэмерон Диаз), унаследовавшая «Шаркс» от своего отца, друга Тони, и теперь мечтающая выжить старого тренера. Напряжение вокруг Тони не утихает ни на минуту, ведь «Шаркс» предстоит играть каждое воскресенье.