Это птица? Это самолет? Нет! Это Супермен в кино и сериалах!
Супермен — самый известный супергерой в мире и одновременно с тем самый непростой для экранизации. Сложно заставить зрителя переживать за неуязвимого персонажа, который умеет летать, видеть сквозь стены и ловить самолеты. Однако это не означает, что Супермен никогда не покидал страниц комиксов. Наоборот, сценаристы и продюсеры регулярно обращаются к Человеку из стали, снова и снова перенося его приключения на большой и малый экраны. Каждый выбирает свой подход, и каждый Супермен немножечко отличается от другого. Решили проследить путь Супермена на экранах от анимации через кино к сериалу и снова к анимации.
Супермен по праву считается иконой американской культуры. Он является постоянным героем комиксов издательства DC Comics. Супермена придумали писатель Джерри Сигел и художник Джо Шустер. Впервые персонаж появился на страницах Action Comics в июне 1938 года.
Как и его коллега по Лиге справедливости Бэтмен, Супермен не сразу добрался до экранов. Сперва на основе комиксов было сделано радиошоу «Приключения Супермена», которое стартовало в 1940 году и просуществовало 2088 эпизодов. Лишь в 1948 году Человек из стали впервые ожил и полетел (до этого он лишь очень высоко прыгал) на экране в мультсериале «Супермен», созданном братьями Максом и Дэйвом Фляйшерами, которые сейчас считаются настоящими легендами анимации.
При работе над «Суперменом» Фляйшеры сделали упор на реализм, одновременно воссоздавая на экране дух и стиль бульварных романов и комиксов. Авторы использовали все возможности анимации того времени, чтобы сделать грандиозное представление: на экране рушатся здания, гремят взрывы. Каждая короткометражка (всего их было выпущено 18) может похвастаться качественной анимацией, завораживающей атмосферой нуара и фантастическим дизайном. Стиль братьев Фляйшеров оказал огромное влияние на будущие проекты и впоследствии был частично воссоздан в мультсериале «Бэтмен». Роботы, появившиеся в серии «Механические монстры», стали особенно популярными. Отсылки к их дизайну можно встретить в работах Хаяо Миядзаки, в мультсериале «Тик» и ретро-фантастике «Небесный капитан и мир будущего».
Вместе с анимационным Суперменом в 1948 году также состоялся дебют Человека из стали в игровом кино. Columbia Pictures выпустила киносериал «Супермен», главную роль в котором исполнил Кирк Элин. В общей сложности было снято 15 эпизодов, а главным противником выступила Леди-паук, которая хотела использовать криптонит (единственное опасное для Супермена вещество) для создания мощнейшего оружия во вселенной.
В наше время первое появление «живого Супермена» на экране смотрится в лучшем случае забавно. Из-за небольшого бюджета у создателей возникли проблемы с главной способностью Супермена — полетом. Рассматривался вариант использовать тросы, подвесив Элина на фоне облаков, но в конечном счете все полеты заменили анимацией. Из-за этого Супермен регулярно приземлялся либо за предметами, либо где-то вдалеке: так было проще сделать переход между анимацией и живым актером. Это не помешало киносериалу «Супермен» стать невероятно успешным, и в 1950 году свет увидел сиквел «Атомный Человек против Супермена».
После киносериала пришло время телевидения, и в 1951 году состоялась премьера «Приключений Супермена», первого телевизионного появления популярного супергероя. Главная роль досталась Джорджу Ривзу, который современному зрителю знаком в первую очередь благодаря драме о его гибели «Смерть Супермена», где Ривза сыграл Бен Аффлек. Сериал просуществовал шесть сезонов, причем первые три были черно-белыми, а последние три выходили в цвете. В отличие от предшественника, здесь при создании полетов обошлось без анимации: поначалу использовали тросы, потом перешли к специальной конструкции с противовесом.
Пожалуй, самый известный проект о Супермене и один из самых знаменитых супергеройских фильмов в истории — «Супермен» Ричарда Доннера. Картина, в которой идеально сочетаются все элементы, необходимые для хорошей истории о Человеке из стали: захватывающее приключение и душевность с юмором (без особого цинизма), Кристофер Рив в главной роли, идеальное попадание в образ как героического Супермена, так и скромного Кларка Кента, фантастическая музыка Джона Уильямса и отличные спецэффекты.
«Супермен» Доннера не только показал отличный результат в прокате (300 млн долларов при бюджете в 55 млн долларов), но и оказал огромное влияние на поп-культуру и на всё, что связано с этим персонажем. Кристаллический вид Криптона и корабля Супермена перекочевал в комиксы, а многие авторы регулярно пытались воссоздать на страницах знакомое ощущение героизма и надежды. Отца Супермена Джор-Эла в исполнении Марлона Брандо неоднократно пародировали. Из фильма Доннера пошло постоянное сравнение Супермена и Иисуса Христа: режиссер и сценаристы активно использовали в картине христианский символизм для создания образа спасителя.
После успеха «Супермена» студия выпустила три продолжения. В 1980-м вышел сиквел «Супермен 2», работа над которым изначально велась одновременно с первым фильмом. Доннер снял лишь часть картины и из-за конфликта с продюсерами оставил проект. В 1983 году состоялась премьера «Супермена 3», а 1987-м свет увидел «Супермен 4: В поисках мира». Каждый последующий фильм собирал в прокате всё меньше и меньше, одновременно получая всё больше негативных отзывов.
После провала четвертого «Супермена» Человек из стали вновь вернулся на телеэкраны. Персонажу как раз исполнилось 50 лет, и юбилей отметили сразу двумя проектами: мультсериалом «Супермен» от студии Ruby-Spears и телесериалом «Супербой» о юности супергероя.
Мультсериал «Супермен» просуществовал недолго и завершился после одного сезона. Структурно и сюжетно он мало чем отличается от других проектов о Человеке из стали: Супермен спасает мир, борется со злом и рушит планы Лекса Лютора. На самом деле сериал примечателен лишь в двух моментах. Во-первых, это первое появление анимационной версии главного противника Супермена (авторы объединили Лютора из комиксов и версию Джина Хэкмена из «Супермена» Ричарда Доннера). Во-вторых, каждый эпизод заканчивался фрагментами из детства и молодости Супермена, запечатлевая важные вехи в жизни будущего супергероя, вроде первого похода в школу или первого свидания.
Именно молодости Супермена был посвящен «Супербой», премьера которого состоялась через месяц после мультсериала. Основная концепция была проста: Кларк Кент отправляется в колледж, где начинает свою супергеройскую карьеру. Однако второстепенные детали регулярно менялись. После первого сезона продюсеры заменили лучшего друга Кларка и исполнителя роли Лекса Лютора. В отличие от других игровых телесериалов о Супермене, где он обычно сражался с гангстерами и бандитами, Супербою пришлось столкнуться с массой фантастических противников, включая суккуба, пришельцев и мистера Миксиспитлика, всемогущего проказника из другого измерения. В третьем сезоне, после успеха «Бэтмена» Тима Бёртона, тон сериала изменился, стали подниматься более взрослые темы. Однако зрители плохо приняли перемены, и после провального четвертого сезона «Супербоя» закрыли.
Через год после окончания «Супербоя» настал черед нового сериала, получившего несколько громоздкое название «Лоис и Кларк: Новые приключения Супермена». Главные роли в проекте сыграли Дин Кэйн и Тери Хэтчер. В центре сюжета оказались не только героические похождения Супермена, но и отношения между Кларком Кентом и Лоис Лейн.
Именно отход от привычной модели, в которой Супермен является центром повествования, сделал «Новые приключения Супермена» столь популярными. Авторы сериала вдохновлялись комиксами Джона Бирна, который ранее устроил «перезапуск» Супермена, в первую очередь сделав Кларка менее неуклюжим и более напористым. В нескольких эпизодах сериала прямо указывалось, что Кларк — однозначно доминирующая личность, а не Супермен. Визуально это подчеркивалось сменой прически персонажа: волосы Супермена зачесаны назад, тогда как челка Кларка ниспадает более естественно. В дополнение к этому Лекс Лютор, как и в комиксах, чаще изображался как коррумпированный магнат, а не сумасшедший ученый.
В 1992 году состоялась премьера мультсериала «Бэтмен», разработанного Брюсом Тиммом и Полом Дини. Проект, который вместе с фильмом Тима Бёртона навсегда изменил подход к популярному персонажу и экранизациям комиксов о супергероях. Через четыре года Брюс Тимм повторил то же самое с Человеком из стали, создав самый знаковый мультсериал о Супермене.
Как и большинство телепроектов о персонаже, «Супермен» просуществовал лишь четыре сезона. За 54 эпизода авторы успели не только создать качественный мультсериал, но и изменить подход к супергерою, модернизировав миф об одном из главных героев комиксов. Как и «Бэтмен», «Супермен» получил признание за тематическую сложность, качественную анимацию и сценарий, верность исходному материалу, зрелость и игру актеров озвучки.
В мультсериале авторы смогли объединить две версии Супермена: классического супергероя прошлых лет и нового «современного» Человека из стали, появившегося после «перезапуска». Супермен заметно очеловечен и больше не похож на всемогущего сверхчеловека, способного творить чудеса одним пальцем. Наоборот, он вынужден прикладывать усилия, чтобы совершать впечатляющие подвиги, и теперь он гораздо менее неуязвим.
В 2001 году вновь пришла пора рассказать о прошлом Супермена. А точнее, о подростковом периоде в жизни Кларка Кента, до того, как он впервые нацепил красно-синее трико и плащ. Первые четыре сезона были посвящены школьной жизни Кларка и его друзей, сложному роману с соседкой Ланой Лэнг и дружбе с Лексом Лютором. Действие в основном развивается на территории Смолвиля, который до сих пор переживает последствия метеоритного дождя, в котором на Землю прилетел Кларк. В более поздних сезонах действие все-таки перенесли в Метрополис, а вместе с Кларком на экране появились и другие супергерои DC.
Интересно, что, как и мультсериал «Супермен», «Тайны Смолвиля» появились на свет из-за Бэтмена. Прежде чем дать зеленый свет проекту о молодости Кларка, планировалось сделать сериал «Брюс Уэйн» про историю происхождения Темного рыцаря. Эта идея не вызвала интереса, но из нее родились «Тайны Смолвиля». Ключевая позиция, которую заняли создатели сериала Альфред Гоф и Майлз Миллар, — никаких полетов и костюмов. Они свели Человека из стали к моральным основам и рассмотрели, что привело Кларка Кента к тому, чтобы стать культовым супергероем.
Наигравшись с Людьми Икс (и вернув студиям веру в экранизации комиксов), режиссер Брайан Сингер переключился на любимого супергероя. Большой поклонник «Супермена» Ричарда Доннера, Сингер решил сделать собственное продолжение первых двух фильмов, которое игнорирует события третьей и четвертой частей. Так на свет появилось «Возвращение Супермена», духовный наследник ленты 1978 года, который не смог найти отклика у современного зрителя.
В «Возвращении Супермена» Сингер попытался максимально тщательно воссоздать дух и атмосферу картины Доннера. На экране минимум цинизма и мрачности, много легкости, но при этом с добавлением современного подхода к драме. На главную роль пригласили молодого актера Брэндона Рута, которому удалось достаточно точно повторить образ Супермена в исполнении Кристофера Рива: героический Человек из стали против скромного Кларка Кента. Критики достаточно тепло приняли «Возвращение Супермена», похвалив картину за спецэффекты и актерскую игру. Однако в прокате картина показала себя слабо: при бюджете в 270 млн долларов общие сборы составили лишь 391 млн долларов. Мало похоже на хит, на который так рассчитывала студия. Однако Рут впоследствии смог вернуться к роли Супермена в масштабном кроссовере вселенной «Стрелы».
Прежде чем вновь попытать удачу с игровым воплощением Супермена, студия Warner опять обратилась к анимации с полнометражным мультфильмом «Супермен: Судный день». За основу взяли комикс «Смерть Супермена» — одну из самых известных историй о Человеке из стали, которая рассказывает о гибели и возрождении знаменитого супергероя. Впоследствии этот же комикс будет частично использован в «Бэтмене против Супермена» Зака Снайдера.
Главная особенность истории — монструозный Думсдэй, генетически модифицированный суперсолдат, крайне враждебно настроенный по отношению к любой форме жизни. Стараниями Лекса Лютора он оказывается на свободе и начинает убивать людей, пока не сталкивается с Суперменом. Но даже тот не способен противостоять звериной мощи Думсдэя и в итоге погибает от рук чудовища. Его место на некоторое занимает клон, созданный Лютором, но в итоге Супермен возвращается и всех спасает.
«Судный день» получил неоднозначные отзывы критиков, хотя многие хвалили анимацию, заимствованную из мультсериала «Супермен». Это не помешало проекту собрать 10 млн долларов при бюджете в 3,5 млн долларов и стать коммерческим успехом. Это положило начало линейке полнометражных мультфильмов по комиксам DC, которая может похвастаться хорошей критикой и сборами.
В конце 2000-х экранизации комиксов претерпели сильное изменение из-за двух событий: «Железный человек» положил начало киновселенной Marvel, а реалистичный «Темный рыцарь» Кристофера Нолана перевернул с ног на голову представление о супергеройских проектах. Студия Warner решила попытаться усидеть сразу на двух стульях и запустила собственную киновселенную, которая началась с «Человека из стали» Зака Снайдера.
Как и в случае трилогии Нолана, в «Человеке из стали» был сделан акцент на реалистичность, а в центре сюжета оказалась история происхождения Супермена и его первые шаги в качестве супергероя. Главная роль досталась Генри Кавиллу, который смог отлично изобразить на экране современную версию Кларка Кента: человека без родины, без предназначения и цели, которому только предстоит найти в себе Супермена.
Фанаты персонажа приняли «Человека из стали» неоднозначно. Одни хвалили экшн-сцены и знакомый режиссерский стиль Снайдера, тогда как другие ругали картину за мрачную атмосферу и неудачного Супермена, неспособного спасти людей. Однако лента показала в прокате неплохой результат, и Супермен Кавилла на несколько лет закрепился в киновселенной DC. В 2016 году он вернулся на экране в «Бэтмене против Супермена», а в 2017-м (а потом и в 2021-м) — в «Лиге справедливости». После этого Кавилл принял решение отказаться от роли Человека из стали.
В 2012 году на канале CW стартовал новый сериал, основанный на комиксах DC, — «Стрела». Проект быстро набрал популярность и породил несколько спин-оффов, один из которых рассказывал о кузине Супермена, Супергёрл. В 2016-м в телевселенной «Стрелы» наконец-то появился собственный Человек из стали в исполнении Тайлера Хэклина. Актеру настолько точно удалось воплотить на экране образ Супермена как символа надежды, что канал запустил с ним собственный проект — «Супермен и Лоис».
Если «Тайны Смолвиля» рассказывали о ранних годах жизни Кларка Кента в маленьком городке, то создатели «Супермена и Лоис» зашли с другой стороны. Человек из стали Хэклина — состоявшийся супергерой, который успел наладить отношения с военными, жениться на Лоис и обзавестись детьми. Из-за смерти матери он с семьей возвращается на родную ферму и в родной город, где всё чаще происходят странные события.
Новый подход (по крайней мере для экранизаций) делает «Супермена и Лоис» столь интересным проектом. Как и в случае «Новых приключений Супермена», экшн и супергеройство хоть и присутствуют в избытке, но играют второстепенную роль. Главное в сериале CW — отношения отцов и детей, а также судьба маленького городка и его жителей в современной Америке.
Судьба Супермена на большом экране снова пока находится под вопросом. Студия Warner не уверена, брать ли на эту роль нового актера или попытаться вернуть Генри Кавилла, которого требуют фанаты. Параллельно в работе находится проект об альтернативной версии Человека из стали от Та-Нахаси Коутса и Джей Джей Абрамса. Пока суть да дело, студия выпустила полнометражный мультфильм «Суперпитомцы», в котором Супермену отведена роль второго плана.
Главными героями мультфильма выступают животные, получившие суперсилы под воздействием оранжевого криптонита. Один из центральных персонажей — пес Крипто (с голосом Дуэйна Джонсона), верный друг Супермена, обладающий тем же набором суперспособностей. Он впервые дебютировал в комиксе о приключениях Супербоя в 1955 году и с тех пор регулярно возвращался на страницы.
Супермена в мультфильме озвучивает Джон Красински, знакомый зрителю по роли Джима в сериале «Офис» и хоррор-франшизе «Тихое место». А поскольку в центре сюжета история животных, то Человек из стали, вместе с остальными супергероями, предстает на экране в более комическом ключе, хотя остается всё тем же Суперменом.