Есть такая профессия: 10 фильмов о киллерах
Они не объединяются в профсоюзы, не устраивают конференций и не продвигают себя как экспертов в своем деле. Их труд — самый неблагородный из всех. Тем не менее образ наемного убийцы в массовой культуре чрезвычайно популярен и предельно романтизирован. Мы собрали 10 очень разных фильмов про киллеров — лиричных, трагичных, смешных и не только.
Самый знаковый русскоязычный фильм постсоветской эпохи и одновременно — одно из самых ярких и бескомпромиссных высказываний о профессии киллера. Алексей Балабанов точно определил героя времени — искалеченного войной обаятельного подростка, который ни в чем не привык сомневаться. Именно эти черты позволяют ему стать профессиональным убийцей: с хладнокровием и заразительным азартом планировать устранение мелкого мафиози на рынке, уходить от погонь, нажимать на курок, не моргнув глазом. Свою работу Данила выполняет настолько филигранно, что большинство зрителей даже и не решатся называть его киллером — скорее, борцом со злом, народным мстителем. Хотя по факту он именно что наемный убийца — пусть и с идеями.
Созданный Киану Ривзом образ трагического киллера в обаянии и мастерстве не уступает хакеру Нео. Бывший киллер решил отойти от дел и завязать с преступным прошлым ради спокойной жизни с любимой женщиной, но мир криминала его догнал и вынудил снова взять в руки оружие. Но привлекает в «Уике» не шаблонный сюжет, а совершенно безумная, на грани абсурда фактура. Сам Джон носил когда-то прозвище «Баба-Яга», преступники обладают специфической и немного карикатурной харизмой. Эта безбашенность и подарила «Уику» долгую счастливую жизнь — с уймой невероятных аттракционов вроде погони по Нью-Йорку верхом на лошадях или драки в библиотеке с использованием книг в качестве оружия.
Насыщенная и абсурдная версия вечного сюжета о наемном убийце и раскаянии. Киллер в исполнении Сэмюэла Л. Джексона здесь оказывается объектом защиты. Но нужно не устранять, а охранять, чтобы он дал показания против белорусского (в русском переводе — вымышленного балканского) диктатора в Гааге. В итоге киллер оказывается едва ли не образцом благородства, способным и на сострадание, и на признание собственных ошибок. В том числе самых жестоких и непоправимых. Никогда еще убийца не был на экране настолько симпатичным и трогательным. естественно, к фильму был снят сиквел — к такому персонажу грех не вернуться.
Весьма неожиданное прочтение хрестоматийного сюжета о наемном убийце под прикрытием. Великий фотограф и клипмейкер Антон Корбайн взялся за совершенно чуждый для себя сюжет, далекий от контркультуры: историю киллера, который скрывается в Европе от преследующих его коллег и врагов. Однако синергия режиссерской манеры и материала — вкупе с Джорджем Клуни в главной роли — дала совершенно неожиданный результат. Корбайн снял меланхоличную и эстетскую версию криминального триллера — впечатляющую своей свободой и безграничностью.
Зубодробительный комедийный фильм про скрывающихся от мафии киллеров — и про искусство старых мастеров как идеальный фон для подобного эскапизма. Классик современной драматургии, ирландец Мартин МакДона сочинил черную комедию о парочке киллеров-невротиков, получивших от своего шефа мафиози строгий наказ, вынесенный в заглавие фильма. Правда, залечь им никуда не удается: даже в тихом городке, набитом памятниками Северного Возрождения, персонажи Колина Фаррелла и Брендана Глисона находят если не приключения, то новые поводы для беспокойств. Если хотите не только сопереживать киллерам, но и смеяться над ними — вам сюда.
Экранизация романа американского классика Кормака Маккарти в исполнении классиков мирового кинематографа братьев Коэн. Благодаря неожиданному и дерзкому касту Коэны сместили акцент маккартиевской прозы с эпоса о Среднем Западе на историю жестокого, демонического, бессердечного киллера Антона Чигура. Хавьер Бардем сделал его одновременно смешным, даже карикатурным, и очень страшным. Настолько ярким и запоминающимся, что сам облик героя мгновенно стал частью массовой культуры, в городах стали появляться граффити с его портретами, а самые отважные даже переодеваются в Чигура на Хэллоуин. Ну а Бардем молниеносно приобрел репутацию идеального злодея — и закрепился в этом амплуа весьма основательно.
Еще один иконический образ киллера, созданный суперзвездой мирового масштаба и самым безумным и экспрессивным актером массового кино, Николасом Кейджем. В 2008 году он сыграл главную роль в авторемейке суперхита восточного кино режиссера Оксида Пана. Пан когда-то прославился мрачным боевиком про наемных убийц в Таиланде — и теперь переписал его под Кейджа и его специфическую харизму. Главный герой в тайской столице перерождается, открывает в себе способность к сочувствию и сопереживанию, превращается из машины для убийства в живого, ранимого человека.
Корейский мастер Хон Вон-чхан самым неожиданным образом развернул сюжет о киллере, решившем завязать с криминалом. Главный герой «Избави» выполняет последний заказ, после которого собирается навсегда уехать на другой конец света и спокойно провести остаток своих дней. Однако его планам не дано сбыться: киллер узнаёт, что его разыскивает бывшая возлюбленная по какому-то очень важному делу. Встретиться им тем не менее не суждено: женщину кто-то убивает. Это событие заставляет киллера вернуться в строй и снова взяться за оружие. На сей раз — чтобы отомстить и вернуть себе утраченные годы и возможности.
Очень изысканная и эстетская версия классического сюжета о киллере — боевик с Лиамом Хемсвортом в главной роли. Тут встречаются две традиции и два хрестоматийных сюжета: история киллера, уходящего от погони, и драма, построенная на потере памяти и попытках ее вернуть. Герой Хемсворта совершает трагическую ошибку, в результате которой против него восстает весь криминальный мир и жаждет его крови. В то же время в результате этой ошибки убийца теряет память, и теперь ему надо не только выжить, но и постараться вспомнить, что же с ним произошло и как он оказался в роли изгоя и маргинала.
Фильм о киллере (и даже двух), центр притяжения в котором — бронебойная актерская харизма исполнителей главных ролей. С одной стороны, здесь Джейсон Стэйтем такой, каким его любят миллионы зрителей по всему свету: бритый налысо рыцарь без страха и упрека, волевой, хладнокровный, сильный, жестокий и немногословный. Но обстоятельства, с которыми он сталкивается, раскрывают его с другой стороны. Герою Стэйтема на сей раз нужно убрать собственного наставника и учителя, а играет его патриарх независимого кино Дональд Сазерленд. Взаимодействие двух этих суперзвезд на экране — зрелище по-настоящему впечатляющее и завораживающее.