«Елки», «Квартет И» и «Бременские музыканты»: Фильмы Алексея Нужного
Алексей Нужный начал карьеру в кино со сценариев для сомнительных комедий — «ЛОпуХИ» и «Беременный», — но через какое-то время решил, что не прочь стать режиссером и поработать над более серьезными проектами. Нужный обратил на себя внимание короткометражкой «Конверт» с Кевином Спейси в главной роли. Актер отметил талант юного постановщика и посоветовал российским продюсерам приглядеться. Совсем скоро Нужный стал заметной фигурой отечественной киноиндустрии. Режиссер снял для ТНТ сериал «Ольга», несколько раз работал с «Квартетом И», поучаствовал в создании фильма франшизы «Елки», снял ремейк культового советского мультфильма — и это далеко не всё. Однако ушел ли Нужный от определения «сомнительный»? Рассказываем на примере ключевых картин в фильмографии режиссера.
Также предлагаем вам ознакомиться со списком лучших российских комедий 2023 года.
У писателя Евгения Петрова (Кевин Спейси) с раннего детства необычное хобби: мужчина пишет письма выдуманным людям на выдуманные адреса и отправляет их в во все страны мира. Письма всегда приходят обратно, но обзаводятся иностранными штампами и марками. В коллекции Петрова не хватает только одной страны — Новой Зеландии. Надеясь завершить дело всей жизни, писатель отправляет очередное послание выдуманному другу. В нём Евгений соболезнует по поводу смерти некоего дяди Пита и вспоминает прошлогодний трехдневный отпуск.
Через несколько недель мужчине приходит ответное письмо — вымышленный адрес, все перечисленные события и имена оказались верны. Человек из Новой Зеландии поблагодарил Петрова за добрые слова и выразил надежду на его возвращение, приложив к письму фотографию дяди Пита и самого Евгения. Теперь самое трудное для мужчины — не только понять, как такое возможно, но и доказать офицерам из КГБ, что произошло чудовищное недоразумение.
В 2011 году Кевин Спейси стал одним из организаторов конкурса для молодых кинематографистов Jameson First Shot. Наградой за лучший присланный сценарий была возможность снять небольшую картину с привлечением голливудской звезды и выделенным бюджетом. Были выбраны трое молодых людей из ЮАР, США и России — от нашей страны в конкурсе участвовал Алексей Нужный. После победы режиссер полетел на студию в Лос-Анджелес, и 17-минутная картина была снята всего за два дня.
В основу отмеченного сценария легла байка про Евгения Петрова, соавтора Ильи Ильфа («Двенадцать стульев»): у Петрова никогда не было подобного хобби, а саму историю придумал журналист Валерий Чумаков для первоапрельского номера «Огонька». Нужный оставил завязку без изменений, но придумал для нее драматический финал.
В «Конверте» нет изобретательных режиссерских решений, как и откровений в актерской игре — Спейси нужен только для привлечения внимания. Это очень скромное кино, которое играет в первую очередь на грамотно выстроенной интриге. Зритель даже после небольших финальных титров остается в некотором замешательстве. Что это было? Провидение? У героя амнезия? Или это действительно череда невероятных совпадений?
Мужчина средних лет по имени Лев (Александр Ильин мл.) знает китайский, но не знает, как разбогатеть и жить счастливо. Волею судеб Лев знакомится с криминальным авторитетом Вороном (Леонид Ярмольник), которому позарез нужен переводчик. Лев принимает предложение, но первый рабочий день оказывается для него последним — мужчина становится свидетелем перестрелки между бандитами Ворона и китайской мафией. Поскольку переводчик видел слишком много, его было решено устранить и заново открыть вакантное место.
Покушение на Льва прошло неудачно: шальная пуля задела его сына. Нужна дорогостоящая операция, однако необходимой суммы у мужчины нет. Тогда переводчик решается на отчаянное действие: он сам приходит к Ворону и требует работу. Бандит говорит, что заплатит сколько нужно, но только после того, как Лев выполнит три его поручения.
«Переводчик» — первая полнометражная работа Нужного. Фильм, к сожалению, получился довольно посредственным. Задуманная как абсурдистская комедия с налетом криминального экшена, картина получилась до ужаса неказистой: юмор едва ли кого-то мог рассмешить, а вот тот самый экшен — очень даже. Александр Ильин будто местами играет своего героя из «Интернов», а Леонид Ярмольник весь фильм ходит с кирпичом вместо лица. Продюсером ленты выступил Александр Цекало, и создается ощущение, что он несколько сбивал молодого режиссера, — итоговый продукт очень похож на скетч, который намеренно растянули до часа с небольшим и зачем-то пустили в прокат.
«Елки новые» — фильм-альманах, состоящий из пяти новелл. Связаны они общей историей о мальчике, который очень хочет найти новую маму и отправляется в путешествие из Хабаровска в Москву. Помогать парнишке берутся люди со всей страны, однако и у самих помощников хватает проблем. В Санкт-Петербурге предприниматель Женя (Сергей Светлаков) вынужден переселиться к другу Боре (Иван Ургант) после пожара в собственной квартире. В Новосибирске пациентка травматолога пытается завоевать любовь врача, приковываясь к нему наручниками. В Тюмени молодой человек хочет наладить отношения с отчимом, отправившись вместе с ним на поиски елки в лес. В Нижнем Новгороде беременная девушка-аниматор ходит по квартирам и не столько развлекает детей, сколько утешает их родителей.
Новая часть франшизы — это мягкий перезапуск под предводительством Жоры Крыжовникова («Горько!»), который решил не снимать весь фильм самостоятельно, а предложил снять по новелле нескольким режиссерам, в том числе Алексею Нужному. Новелла «Врач» рассказывает о девушке, которая сомнительными методами пытается завоевать сердце травматолога. Получилось несколько неловко: жена врача почему-то обвинила во всём его, а не навязчивую пациентку. Сколько бы мужчина ни пытался доказать обратное, ничего не выходило. И в конечном счете он плюет на свою старую любовь и обретает новую. Новогоднее чудо?.. Сценарий Крыжовникова?.. Как ни крути, а сказки из истории не вышло.
Аня (Александра Бортич) работает пекарем в кондитерской, а еще она счастлива в отношениях со спортивным Женей (Роман Курцын). Их любовь заканчивается накануне свадьбы, когда Женя, устав от постоянного переедания Ани и ее лишнего веса, срывается и уходит от девушки. Поначалу Аня тяжело переживает разрыв и ищет утешение в еде, из-за чего набирает еще больше. Понимая, что долго так продолжаться не может, девушка решает всерьез заняться собой. На этом непростом пути ей вызвался помогать новый друг, обаятельный парень по имени Коля (Евгений Кулик), который тоже пытается похудеть. Вместе они посещают спортзал, занимаются бегом и мотивируют друг друга.
«Я худею» — первая по-настоящему удачная полнометражная работа Алексея Нужного. Вместе со сценаристом Николаем Куликовым («Легенда № 17») режиссеру удалось создать трогательное драмеди о принятии себя и любви к своему телу. Причем второму уделяется гораздо меньше внимания — похудела героиня Александры Бортич уже к середине фильма, а дальше началось самокопание. Актриса, кстати, набрала 20 кг для съемок, поэтому авторам не пришлось прибегать к сомнительным CGI-эффектам или гриму. Худели и толстели артисты по-настоящему, а потому пассажи о «любви к себе такому, каким ты являешься» не кажутся наигранными или взятыми с потолка.
Компания старых друзей — Лев (Камиль Ларин) и Ева (Мария Миронова), Борис (Ростислав Хаит) и Алина (Ирина Горбачёва), Вадим (Леонид Барац) и Катя (Анастасия Уколова), а также холостяк Дмитрий (Александр Демидов) — собирается на вечеринке в загородном доме одного из них. Друзья решают сыграть в необычную игру: все участники должны положить свои телефоны на стол и читать вслух приходящие сообщения, а также отвечать на звонки по громкой связи. Сначала игра идет легко и весело, но постепенно напряженность нарастает. Оказывается, у всех участников есть неприятные секреты: кто-то прячет любовников, другие — свои намерения о расставании. Так, Дмитрий впервые радуется одиночеству. Приходит осознание, что, возможно, не все секреты стоит раскрывать и иногда лучше оставаться в неведении ради сохранения гармонии в отношениях.
«Громкая связь» — российская адаптация итальянского фильма «Идеальные незнакомцы», права на который были проданы сразу нескольким странам. Сюжет остается верен концепту «Незнакомцев» с игрой с телефонами, но «Квартет И» вместе с режиссером видоизменили начало и финал ленты. Первая треть картины сыплет фирменными остротами в духе «О чём говорят мужчины», а заключительная часть стала более оптимистичной. В остальном же это насущная драма о кризисе возраста и отношений, бьющая по болевым точкам как героев, так и зрителей.
Во время тушения пожаров в Карелии трагически погибает один из членов пожарной бригады Алексея Соколова (Константин Хабенский). После этого командир решает заменить бывшего товарища молодым и пока еще неопытным новичком Ромой (Иван Янковский), который ухлестывает за Катей (Стася Милославская), дочерью Соколова. Очередной вызов грозится стать роковым: шестеро пожарных оказываются в самом центре бушующего пожара. Лишенные инструментов, связи и дополнительных средств защиты, они должны выполнить нелегкую задачу — эвакуировать жителей целой деревни и предотвратить дальнейшее распространение огня.
«Огонь» стал первым размашистым боевиком в фильмографии Алексея Нужного («Переводчик» точно не в счет). Фильм одновременно похож на все блокбастеры про героических пожарных, но вместе с тем работает по канонам картин студии Михалкова «ТриТэ» («Экипаж»). С одной стороны, фильм не лишен драмы, вменяемой любовной линии и отличных эффектов. С другой, раздражает обилием напускного пафоса, глупых реплик и «гениальным» командиром группы. «Огонь» — очень стерильное и выверенное кино, которое движется по давно протоптанной дороге, со всеми присущими жанру клише. Не хорошо и не плохо — громко.
Группа из семерых друзей, уже знакомая зрителям по фильму «Громкая связь», снова собирается вместе в загородном доме, чтобы отметить Новый год. Автор предыдущей игры с телефонами, Ева, придумала новую: каждому нужно написать пожелания, что остальные не должны делать в новом году. Это задание опять заставляет ребят задуматься об отношениях и взаимных недостатках. Подготовка к новогоднему вечеру омрачается мелкими стычками и взаимными претензиями, которые бесперебойно летят от всех ко всем. Еще чуть-чуть — и праздник точно будет испорчен.
Сиквел картины 2019 года придуман исключительно «Квартетом И». Персонажи предыдущей «Связи» вернулись в полном составе, а актеры разыгрывают похожие сценки, только немного в других декорациях и немного при других обстоятельствах. «Обратная связь» — это аккуратный сиквел, который старается приумножить заслуги первой части и не повторить ее ошибок, однако по итогу получается довольно скучное и предсказуемое кино. Безоговорочно понравиться лента может только поклонникам «Квартета». А вообще, если убрать из сюжета Еву, то не случилось бы ни одной ссоры ни в этом фильме, ни в прошлом. Не зовите ее в триквел!
2040 год. Евгений (Сергей Бурунов) просыпается с сильным похмельем и пытается безуспешно подкатить к бывшей однокласснице. Ничего не выходит, поскольку Женю блокируют во всех возможных соцсетях и мессенджерах, — его интернет-репутация достигла рекордно низкого уровня в этом месяце. В это время на кухне мужчину поджидает супруга Александра (Мария Аронова), которая уже успела подготовить соглашение о разводе. У Александры тоже всё не гладко: в театре, где она работает актрисой, ее хотят заменить голограммой.
Пара начинает в очередной раз ругаться и каким-то образом попадает в 2020 год. Чудом появившаяся временная петля перенесла Сашу и Женю в день их помолвки. Теперь они вдвоем пытаются разрушить будущий брак, мешая молодым версиям себя. «Пара из будущего» — типичный ромком в необычном сеттинге. Бурунов и Аронова прекрасно справляются с ролями уставших от жизни и друг от друга людей, а их молодые версии — Денис Парамонов и Дарья Коныжева, — наоборот, играют классическую влюбленность в розовых очках. Такой контраст рождает не только ряд комических сцен, но и рефлексию по тому будущему, что ждет большинство пар. Иронично, что Женя и Саша в 2040-м — это те люди, от которых Женю и Сашу в 2020-м тошнит.
Талантливый мальчик Трубадур (Мирон Проворов) рано лишается матери и приезжает в Бремен с мечтой петь на городской площади. Его быстро замечают местные дети-разбойники, которые приводят парнишку к атаманше Луизе (Мария Аронова). Заинтересовавшись мальчиком и его талантом, Луиза решает использовать Трубадура в своих целях — грабить людей, пока они заслушиваются бархатным голосом. Однажды на след банды выходит Гениальный Сыщик (Константин Хабенский), задавшийся целью поймать преступников. Трубадур, не желая предавать своих новых знакомых, мешает Сыщику поймать атаманшу, но в итоге сам оказывается в темнице. Когда повзрослевший Трубадур выходит на свободу, он отправляется отомстить Луизе к старому мосту, под которым когда-то находилось логово разбойников. Под мостом Трубадур обнаруживает не разбойников, а необычных существ — антропоморфных Пса (Роман Курцын), Осла (Дмитрий Дюжев), Петуха (Аскар Нигамедзянов) и Кошку (Ирина Горбачёва), которые приглашают его присоединиться к их группе в качестве солиста.
«Бременские музыканты» 2023 года — это спорная лайв-экшен-адаптация культового советского мультфильма, которая не только пересказывает сюжет оригинала, но и привносит много нового в классическую историю. Например, начало фильма — эпизод из детства Трубадура — будто было вдохновлено «Оливером Твистом» Чарльза Диккенса. Обретение предыстории пошло на пользу главному герою, но вот губят фильм страшные животные, сыгранные с особой неловкостью. Искусственность происходящего не имеет ничего общего со сказочностью, которая была присуща мультфильму 1969 года. Остается надеяться, что Алексей Нужный вернется к тому, что у него так здорово получается снимать, — к приземленным комедиям о порой сложных вещах. Ну или к Кевину Спейси!