Доисторические животные переживают один глобальный катаклизм за другим: Все фильмы франшизы «Ледниковый период»
Мамонт Мэнни, ленивец Сид и саблезубый тигр Диего не только регулярно оказывались перед угрозой вымирания из-за глобальных катаклизмов (создатели серии объясняют и причины этих масштабных изменений — во всем виновата крысобелка Скрэт), но и летали в космос, путешествовали во времени, обзаводились семьями и новыми друзьями. Еще одна причина посмотреть «Ледниковые периоды» — проследить, как за время существования франшизы (а ей уже больше 20 лет) менялась компьютерная графика. Рассказываем про все части одной из лучших анимационных франшиз в истории и вспоминаем, в какие приключения попадали ее герои.
Когда на Земле начинается ледниковый период, все доисторические животные пытаются спастись, мигрируя в теплые края. Все, кроме мамонта Мэнни и примкнувшего к нему ленивца Сида. Они находят потерявшегося человеческого детеныша и решают вернуть его родителям, несмотря на перемены в климате. Помочь им обещает саблезубый тигр Диего — один из самых опасных хищников этой эпохи. Но у него свои, совсем не гуманистические причины отправиться вместе с ними в путешествие, пока вокруг стремительно холодает.
Первый мультфильм анимационной франшизы про неожиданную межвидовую дружбу мамонта, ленивца и саблезубого тигра стал настоящим хитом: заработал в мировом прокате более 660 млн долларов при бюджете в 80 млн и запустил серию. Вероятно, главная причина в том, что режиссеры Крис Уэдж и Карлос Салдана сняли фильм, который интересно смотреть не только детям — традиционной целевой аудитории анимационных фильмов. То же можно сказать и про другой мультипликационный феномен начала нулевых — вышедшего годом ранее «Шрека». Во многом благодаря остроумному сценарию, шутки в котором (лингвистические, построенные на ситуационном юморе, и визуальные) были предназначены не только детям, но и взрослым. Одна из ключевых, так сказать, сюжетообразующих шуток — что причиной всех глобальных катаклизмов на Земле, от ледникового периода до разделения континентов, стала саблезубая крысобелка Скрэт, одержимая орехами. Именно Скрэт стал, вероятно, самым популярным героем серии и талисманом анимационной студии Blue Sky.
Если первый фильм серии был посвящен ледниковому периоду, то второй — обратному процессу, глобальному потеплению. Казалось бы, это благоприятные условия для теплолюбивых главных героев, но в фильме им открывалась не самая радужная перспектива: долину, где живут Сид, Мэнни и Диего, грозится затопить поднявшаяся от таяния ледников вода. Кроме глобальных катаклизмов, героям фильма предстояло справиться с личными проблемами: Мэнни переживает, что он последний оставшийся в живых мамонт. До тех пор, пока не встречает мамонтиху Элли. Правда, она всю жизнь прожила с опоссумами Крэшем и Эдди и считает, что она их сестра.
Второй «Ледниковый период» демонстрирует, насколько далеко за четыре года шагнули вперед компьютерные технологии: здесь нет плоских фонов, которых было много в первом мультфильме, цвета ярче, текстуры (прежде всего мех) более проработанные. Но в содержательном плане изменений заметно меньше — это снова остроумное кино, главные герои которого животные, но предельно очеловеченные, наделенные яркими и непохожими характерами. И даже на грани исчезновения они шутят и попадают в неловкие ситуации.
Мамонты были самыми крупными животными своей эпохи, но далеко не самыми большими из всех, когда-либо населявших Землю. И в третьей части франшизы (она могла бы называться не «ледниковый», а «юрский период») главные герои — Сид, Диего, Мэнни и Элли, которые ожидают рождения ребенка, — попадают в скрытый подземный мир, где до сих пор живут динозавры. Виной всему, конечно, белка Скрэт, которая в третьем мультфильме к удивлению многих оказалась самцом. В «Эре динозавров» Скрэт встречает белку-летягу Скрэтти и влюбляется в нее, даже несмотря на то, что она тоже охотится за орехами.
Встреча мамонтов с динозаврами — чистая фантастика, эти виды разделяли десятки миллионов лет. Но это не помешало третьей части стать самой успешной в серии — она собрала в прокате почти 900 млн долларов. Это последний фильм франшизы, который снял режиссер первых двух частей Карлос Салдана.
Крысобелка Скрэт, которая в очередной раз решила спрятать орех в самом неподходящем месте, стала причиной разделения материков. Из-за этого Мэнни, который стал отцом мамонта-подростка по имени Персик, оказался отделен от своей семьи — его вместе с Сидом и Диего унесло на льдине в океан. Задача героев, попавших на другой континент, — воссоединиться с близкими и спастись от надвигающихся катаклизмов.
Вышедший в 2012 году «Континентальный дрейф», по сути, повторяет сюжет короткометражной работы 2002 года — там континенты также расходились из-за Скрэта. Это первый фильм, который снят не теми режиссерами, которые запустили серию, — над ним работали Стив Мартино («Хортон») и дебютант Майк Тёрмайер. Кажется, что к четвертой части авторы уже не знают, какие еще приключения придумать героям, — почти все они уже нашли себе пару, и в этом фильме убежденный холостяк Диего встречает саблезубую тигрицу Ширу, в которую, само собой, влюбляется. «Ледниковый период 4» заработал в прокате без малого столько же, что и предыдущая часть, — около 880 млн — и стал самым кассовым анимационным фильмом года. Этот успех создателям серии уже не удастся повторить — с пятой части рейтинги и сборы франшизы идут вниз.
В пятой части приключения героев выходят за пределы Земли: белка Скрэт в поисках идеального места, где можно спрятать орех, оказывается на космическом судне, улетает в открытый космос и становится причиной появления астероида, который летит в направлении Земли. Теперь смерть грозит не только главным героям, но и всему живому. Фильм объясняет и причину некоторых космических событий в Солнечной системе — например, почему у Сатурна есть кольца, а планеты расположены в таком порядке (причина, разумеется, — Скрэт и его любовь к орехам).
Пятый мультфильм франшизы получил невысокие оценки критиков и зрителей. Его ругали в основном за неоригинальность: легко заметить, что создатели (Майк Тёрмайер, работавший над четвертой частью, и сценарист Гален Т. Чу) повторяются, а все идеи не новые, а доработанные старые (вмерзшую в лед космическую тарелку, например, зрители видели в первом фильме). В этой части подругу находит Сид — последний холостяк в компании. Но создатели, пережившие всех главных героев, переходят на новое поколение — свадьбу также празднует дочь Мэнни Персик. Несмотря на критику, мультфильм окупился в прокате (собрал более 400 миллионов при бюджете 105 млн долларов). Это последний фильм над которым работала студия Blue Sky, — в 2017 году компания Disney купила активы 21st Century Fox, а в 2021-м закрыла Blue Sky.
Друзья мамонтихи Элли — опоссумы Крэш и Эдди — отправляются в населенный динозаврами затерянный мир, где встречают авантюрного одноглазого хорька Бака. Но, как выясняется, в этом полном опасностей мире скоро всё может измениться — протоцератопс, который научился управлять другими динозаврами, хочет захватить власть.
Disney в первом фильме по вселенной «Ледниковых периодов», снятом без участия Blue Sky, сместила акцент с ключевых персонажей серии на опоссумов, но это не позволило ей избежать критики: фильм «Приключения Бака» ругали за то, что он вторичный и не смешной, анимация неудачная, а персонажей озвучивали не те же актеры, что в прошлых частях. «Приключения Бака» раскритиковал даже Саймон Пегг, голосом которого говорит главный герой, хорек Бак — он скаламбурил и заявил, что не рекомендует смотреть этот «фильм-катастрофу».
Вышедший в один год с первым «Ледниковым периодом» короткий метр Карлоса Салданы про саблезубую крысобелку Скрэта. Ее одержимость орехами опять приводит к глобальным последствиям, на это раз — к разделению континентов. Оригинальное название Gone Nutty — одна из шуток авторов, в нем обыгрывается слово nut: в буквальном смысле — орех, предмет обожания Скрэта, в переносном — псих.
«Скрэт и потерянный орех» — один из самых коротких фильмов серии. В нем нет и пяти минут. И один из самых остроумных — поклонникам «Ледниковых периодов» не стоит обходить его вниманием.
Еще один фильм про Скрэта — в нем крысобелка в погоне за орехами перемещается не только в пространстве, но и во времени. Скрэт случайно находит машину времени и прыгает из одного важного момента в истории человечества в другой (в том числе оказывается в древнем Риме на арене с гладиаторами, в Средневековье и в далеком будущем).
Создатели фильма выходят за пределы доисторических времен, и Скрэт становится участником важных исторических событий. Его самого, впрочем, они заботят мало — его интересует только вожделенный орех.
Наконец-то фильм не про Скрэта, а про ленивца Сида! Ленивец уже проявлял себя как заботливый опекун, демонстрировал любовь к детям (впрочем, безответную) и даже был нянькой в полнометражных фильмах. В «Инструкции по выживанию» он отправляется с детенышами других доисторических животных в поход. А когда они отказываются его слушаться, случайно становится причиной событий глобальной значимости — то есть в этом фильме Сид, по сути, оказывается в роли Скрэта.
Праздничный спешал посвящен Рождеству. Сид случайно разрушает рождественский камень Мэнни, который, как считается, служит маяком для Санта-Клауса. После этого ленивец решает отправиться на Северный полюс, чтобы попросить у Санты прощения.
Еще один праздничный спешал. На сей раз посвященный Пасхе. Сид соглашается высиживать яйца других животных, но их крадет кролик-пират, который отказывается быть милым и пушистым, как другие рождественские кролики. Герои отправляются на поиски пасхальных яиц (то есть пасхалок), чтобы до наступления праздника сложить все яйца в одну корзину (и это только часть каламбуров, которые можно услышать в фильме!).