Добрый доктор и другие: 10 ролей Энтони Хопкинса
В повторный прокат вышел «Отец» — фильм, который в прошлом году принес сэру Энтони Хопкину второй «Оскар». Картину Флориана Зеллера можно посмотреть по подписке у нас, не выходя из дома. А мы с большим трудом выбираем 10 лучших ролей великого британского актера, который, к счастью, и в свои 84 не собирается отправляться на пенсию.
Возможно, самый печальный и человечный фильм Дэвида Линча. Основанная на реальных событиях времен викторианской эпохи история персонажа фрик-шоу, которому стремится помочь благородный врач. Джон Меррик, человек с сильно деформированным лицом, попадает из цирка под наблюдение доктора Тривза. Последний думает, что «человек-слон» неразвит интеллектуально и относится к нему как к любопытному медицинскому случаю. Однако вскоре открывается, что ум и сердце Меррика — те же, что у «нормальных» людей.
Безусловно, главной звездой фильма был Джон Херт в роли человека-слона, но именно Хопкинс в образе доктора Тривза, который переживает духовное потрясение, усиливает энергетику главного героя.
По сей день самая знаменитая роль Хопкинса, его первый «Оскар» и гарантированное кинобессмертие. Искусство уже знало различные воплощения серийных убийц, однако революционное появление Ганнибала Лектора открыло массовому зрителю целый мир хладнокровных интеллектуалов-психопатов. Хопкинсу досталось в фильме не так уж много экранного времени, но каждая его минута незабываема. Немигающий взгляд, вкрадчивая речь с плотоядными намеками, мгновенный бросок хищника в финале.
Как часто бывает, Хопкинс раскрывается в дуэте с равным по силе партнером: таковым стала гениальная Джоди Фостер, сыгравшая агента ФБР Клариссу Старлинг. Кларисса общается с заключенным каннибалом, чтобы понять психологию маньяка, которого ищет. В результате Лектор оказывается своего рода альтер эго Клариссы. Он получает доступ к самым потаенным мыслям своей визави и, вероятно, знает о ней нечто, чего не подозревает она сама. Что страшнее — кажется, Лектор знает нечто и о зрителе.
Прославленная экранизация романа Кадзуо Исигуро от Джеймса Айвори — своего рода «Дживс и Вустер», если бы они были героями драмы. Герой Хопкинса — идеализированный английский дворецкий, преданный слуга своего лорда. Главной чертой верного слуги, по его мнению, должно быть чувство собственного достоинства. Аристократизма в повадках этого человека не меньше, чем у его хозяина, и старинное поместье живет только под его чутким руководством.
Но дворецкий не вправе помешать лорду, который по простоте душевной ведет дела с нацистами. А кроме того, он принципиально не может устроить собственную личную жизнь и теряет единственную любовь. Любовь в этом мире — не для слуг. Впрочем, и счастье тоже: поместье приходит в упадок, а хозяина-лорда сменяет американский нувориш. Тихая, но незабываемая роль едва не принесла Хопкинсу вторую подряд премию «Оскар».
В семейной саге Эдварда Цвика Хопкинс играет роль второго плана, но забыть ее получится вряд ли. Его герой — отставной офицер, живущий с тремя сыновьями на ранчо в Монтане, в гармонии с природой и местными индейцами.
Позднее мы узнаем о его чувстве вины: в составе американской армии полковник участвовал в геноциде коренных жителей. Теперь же он сам воспитывает индейских детей, а один из сыновей полковника (в его роли Брэд Питт) сам вырос под присмотром местного шамана. Образ раскрывается, когда бравого ветерана после ссоры с детьми разбивает инсульт, и он превращается в беспомощного калеку. Хопкинс мастерски соединяет достоинство и жалость.
Хопкинс снова встречает Брэда Питта. Мартин Брест создал ремейк старого голливудского фильма «Смерть берет выходной». По сюжету смерть в обличии Питта приходит на Землю пожить в человеческой шкуре, а заодно забрать в мир иной персонажа Хопкинса. Последний — медиамагнат, достигший к 65 годам вершины могущества и тут же рискующий всё потерять из-за предательства коллег. Впрочем, знакомство со Смертью учит бизнесмена смотреть на многие вещи философски, а Смерть соглашается уладить некоторые его дела.
В Америке этот фильм не слишком любим (а карьера режиссера позднее завершилась оглушительным провалом «Джильи»), но отечественному зрителю картина хорошо знакома по домашним просмотрам. Очевидно, что значительная доля этого народного признания — заслуга тонкого дуэта Хопкинса и Питта, каждый из которых и ученик, и наставник.
Одного появления Лектора человечеству, как известно, оказалось мало. Позднее Мадс Миккельсен в образе молодого доктора Ганнибала (в одноименном сериале) привнес в образ нечто новое. Не будем, однако, забывать, что впервые мы увидели этого убийцу на свободе и среди людей также в исполнении Хопкинса.
Сбежав из-под строжайшей охраны после краткого знакомства с Клариссой, Лектор пытается продолжить отношения с ней после освобождения (на сей раз ее играет Джулианна Мур). Попутно людоед избавляется от досаждающих ему людей, продолжая ряд кровавых трапез. Считается, что фильм Ридли Скотта не получился безоговорочным шедевром, как «Молчание ягнят»Джонатана Демми. Впрочем, любить его это не мешает, а сцены итальянского убийства или поедания мозгов жертвы в режиме интервью точно нескоро изгладятся из вашей памяти.
Существует байка о том, как Дастин Хоффман, чтобы вжиться в роль «по Станиславскому» сидел на диете, спал на бетонном полу и подвергал себя другим испытаниям, пока Хопкинс не спросил невинно: «А вы не пробовали играть?». Хопкинс относится к тем актерам, которые именно играют, изображают роль, а не «переживают» ее. Среди преимуществ такого подхода — широкий диапазон образов.
В фильме Роджера Дональдсона известный ролями интеллектуалов или злых гениев Хопкинс показал человека простого, как правда. Выходец из новозеландской глубинки, изобретатель самоучка Берт Монро жил на самом деле и установил до сих пор непревзойденный рекорд скорости на мотоцикле, который превратил в нечто вроде ракеты на колесах. Это лиричная и оптимистическая история путешествия наивного пожилого героя через полмира к своей мечте — едва ли не самый трогательный выход Хопкинса.
Хопкинс снова в злодейской ипостаси. Но, в отличие от пресловутого доктора Лектора, антигерой «Перелома», хоть и умен, очень малообаятелен. Это хладнокровный циник, убивший свою жену за измену, а затем с помощью дьявольского плана, практически избежавший наказания.
Хотя персонаж Хопкинса застрелил супругу у зрителя на глазах, к середине фильма даже он может засомневаться в виновности героя — настолько бесперспективно положение обвинения. Актер в фильме изображает довольно пошлого self-made man (человек, сделавший самого себя), ни в грош не ставящего окружающих. Противостоит ему герой молодого Райана Гослинга с комплексом победителя. Одна из самых занятных судебных драм начала века.
Один британский рыцарь в Америке играет другого. Хопкинс с накладным носом и животом изображает классика саспенса режиссера Альфреда Хичкока в рассказе о съемках великого триллера «Психо». Альфред Хичкок был эксцентриком, сибаритом и верным мужем сценаристки Альмы Ревиль (Хелен Миррен). Фильм в значительной мере посвящен отношениям этой пары. Считается, что в пятидесятые годы Ревиль отошла от дел и стала домохозяйкой, помощницей своего знаменитого мужа. Но по сюжету картины Альма принимает активное участие в работе над фильмом, именно она подсказывает Альфреду ключевые моменты его будущего шедевра.
«Хичкок» — история вдохновения и рутины художника, а также судьбы женщины, которая осталась в его тени, но без работы которой большого режиссера бы не было. Дуэт Хопкинса и Миррен идеально справляется с задачей изображения этой коллизии, где главное — любовь, а не назидательность.
Получить второй «Оскар» через 30 лет после первого — редкое достижение и редкое свидетельство таланта и воли. Фильм — режиссерский дебют французского писателя Флориана Зеллера, поставленный по его собственной пьесе. Это пронзительная интерпретация старческого угасания разума. Мир и населяющие его люди постоянно меняются в сознании пожилого героя, даже близкие и комнаты в его квартире превращаются в иллюзии и воспоминания, ни в чем нельзя быть уверенным. Но жизнь всё еще остается жизнью, пускай непривычной и пугающей.
Работа Хопкинса прежде всего невероятно смелая, ведь трудно отделаться от ощущения, что немолодой артист в таком образе думает о возможном собственном будущем. Вдобавок героя картины также зовут Энтони. Актер раскрыл сердцевину личности в окружающем месиве беспомощности — сильное высказывание, справедливо отмеченное наградой.