Смех по правилам и без: 11 граней современной французской комедии
По случаю эксклюзивной премьеры в Оkkо фильма «Мажоры на мели» вспоминаем самые яркие французские комедии последнего десятилетия.
Ни одна французская комедия в XXI веке (кроме, пожалуй, «Амели») не знал того успеха, который выпал на долю «1+1» — истории об отношениях бывшего зека и его аристократичного работодателя-инвалида. Этой трагикомедии о преодолении классовых предрассудков удалось собрать немыслимые по меркам Франции 426 миллионов долларов в мировом прокате, получить номинацию на «Золотой глобус» и еще множество разных премий. Главный секрет ее успеха — в проникновенном дуэте Франсуа Клюзе и Омара Си, глядя на которых так трудно поверить, что вся эта история не происходила на самом деле.
За десять лет, прошедших с момента премьеры, у фильма появился менее успешный американский ремейк и статус культового. И это более чем заслужено, ведь и сегодня, глядя на Клюзе и Си, понимаешь, что чувство настоящей близости между людьми не знает преград, а смеяться можно над чем угодно, если можешь найти правильную интонацию.
Конец пятидесятых, юная Роуз Памфи (открытие братьев Дарденн Дебора Франсуа) отчаянно хочет поступить в машинистки к неотразимому страховому агенту (Ромен Дюрис). В это благословенное время работать секретаршей современно и модно, а конкурс на такое место очень высок. И пусть никого не смущает, что очаровательная провинциалка из Лезье умеет печатать только двумя пальцами. Зато она делает это с неимоверной скоростью! В конце концов, обучиться правильной технике всегда можно успеть, а действительно важной для Роуз станет проблема выбора между выгодным провинциальным женихом и безупречным начальником.
Блестящую французскую ретро-комедию Режиса Руансара стоит смотреть не только из-за искрометного дуэта Деборы Франсуа и Ромена Дюриса. И даже не из-за безупречного ритма, атмосферного саундтрека и отменных злободневных шуток про патриархат. «Любовь» прекрасно передает дух эпохи, когда все девушки хотели стать машинистками, а в Нью-Йорке проводили настоящие чемпионаты мира (!) по стенографии.
налогов и обязательств. Он холост, кормится у мамы и зарабатывает на жизнь сочинением музыки для рекламы. Шарлотта – успешная галеристка с тремя детьми на содержании у бывшего мужа. Казалось бы, что у этих людей может быть общего? И тем не менее, встретившись под парижским дождем, они уже не смогут расстаться.
В «Любви с препятствиями» сильное и глубокое чувство двух зрелых людей становится источником неиссякаемого юмора и поводом лишний раз как следует поиздеваться над романтическими штампами. В комплекте почти акробатические номера со спящими детьми на руках, феерические попытки починить отвалившуюся раковину и бесконечные падения в духе немых слэпстик-комедий с Чарли Чаплином и Бастером Китоном.
«Надо честно и откровенно признаться в том, что я загубил свою жизнь» — говорит с экрана сорокалетний Ксавье. Его жена после девяти лет счастливого брака вдруг решает уехать в Нью-Йорк к новому бойфренду и забрать с собой детей, и тут уже, как говорится, не до шуток. Так что, строго говоря, «Китайская головоломка» — скорее грустное драмеди про кризис среднего возраста.
Главный герой фильма Седрика Клапиша пишет роман о жизни, попутно размышляя о ее бессмысленности, женщинах и своем месте в мире. Неизменный закадровый комментарий Ксавье создает необходимую дистанцию, благодаря которой зрителю легко увидеть мир его глазами. Но не стоит отчаиваться, ведь всё не так уж безнадежно: в гости к герою периодически заходят Гегель и Шопенгауэр, его подругу-лесбиянку играет Сесиль де Франс, а еще в кадре то и дело оживают страницы журнала Playboy. Кроме того, даже меланхоличный Ксавье найдет свою любовь.
Порой любить свою семью — тяжкий труд. Особенно если твои родные — неотесанные деревенщины, за которых постоянно приходится краснеть. Так что, когда к парижскому дизайнеру Валентину и его юной супруге Констанс на выставку приезжает вся его родня, столичным модникам придется ой как непросто.
За прошедшее десятилетие звезда культового «Бобро поржаловать!» Дэни Бун окончательно закрепился в статусе главного комика Франции. Каждая картина с его участием непременно становится кассовым хитом. Теперь он и сам нередко выступает в качестве продюсера, режиссера и сценариста. В его комедии «От семьи не убежишь», кажется, собраны все компоненты, необходимые для успеха: абсурдные ситуации, шутки с местным французским колоритом (в оригинальном дубляже герои разговаривают на пикардийском языке шти) и даже Пьер Ришар в роли чокнутого папаши, поливающего грядки бензином.
Жорж покупает себе дурацкую кожаную куртку с бахромой, селится в горном отеле и начинает снимать кино о самом себе. Его прежняя жизнь спущена в унитаз вместе с пиджаком после того, как жена ушла, а деньги и надежды на светлое будущее иссякли. Меж тем, фильм у героя получается все больше о куртке, без которой он уже не мыслит своей жизни, и даже больше — готов исполнить любое ее желание.
Достаточно сказать, что в одной из первых картин Квентина Дюпье главным действующим лицом была автомобильная шина. Так что территория черного абсурда — его родная стихия. Но «Оленью кожу» сложно загнать в рамки какого-то одного жанра: это одновременно и постмодернистская пародия, и иносказательная притча. А еще — настоящий актерский бенефис звезды «Артиста» Жана Дюжардена, творящего на экране настоящие безумства с такой невозмутимостью, что удержаться от смеха становится решительно невозможно.
Даже когда у тебя четыре красавицы дочери, шансы на идеального зятя не становятся больше. Три старшие дочери мсье Вернея уже вышли замуж за китайца, араба и еврея. Католик и аристократ Верней продолжает надеяться, что его младшая не сделает их семью еще более интернациональной. Но когда приходит время, она заявляет, что ее жених Шарль родом из Кот-д’Ивуара…
Звезда «Пришельцев» и «Астерикса и Обеликса» Кристиан Клавье одним своим присутствием в кадре может украсить любой фильм и, как правило, не расходует комедийный талант попусту. Мультикультурная комедия Филиппа де Шоврона не то чтобы учит толерантности — скорее высмеивает расовые стереотипы и национальные предрассудки, крепко засевшие в головах у французов и не только. Любопытно, что Клавье и Шоврону так понравилось работать вместе, что сперва они продолжили тему мигрантов в «Безумных соседях» (2017), а затем и вовсе сняли сиквел о дальнейших злоключениях семьи Верней.
Когда-то давно художник Виктор Дрюмон (Даниэль Отой) творил, был влюблен и полон жажды жизни. Но спустя сорок лет жизнь, похоже, высосала из него все соки, а жена Марианна (Фанни Ардан) окончательно к нему охладела. Но что если бы можно было все вернуть или хотя бы пережить вновь? Оказывается, для этого достаточно всего лишь обратиться за помощью к специалистам.
Давно набивший оскомину сюжет о путешествиях во времени Николя Бедос разворачивает на 180 градусов — получается свежо, трогательно и оригинально. Для путешествия по волнам памяти месье Дрюмон выбирает 16 мая 1974 года — в этот день он встретил свою любовь. Зритель вместе с ним с головой проваливается в прекрасное вчера, где все кажется лучше, чем сегодня. В 2019 году картина была показана в Каннах вне конкурса.
Приглашая на ужин своего давнего друга Патрика (Жерар Депардье), Даниэль (Даниэль Отой) и представить себе не мог реакцию жены. Патрик — образцовый бабник, а Изабелла (Сандрин Киберлен) совсем не в восторге от идеи провести вечер с человеком, который только что бросил ее лучшую подругу. Когда Патрик приходит со своей новой сногсшибательной девушкой Эммой (Адриана Угарте), страсти накаляются до предела. Тем более, что Даниэль, увидев пассию друга, просто теряет голову, и, кажется, готов прямо сейчас убежать с ней на край света.
«Любовник моей жены» — киноадаптация пьесы одного из лучших современных французских драматургов Флориана Зеллера. Зеллер сам написал сценарий. Так помимо остроумного сюжета (полфильма — это фантазии Даниэля) на экран перекочевали его отточенные диалоги. Главных героев к тому же играют Даниэль Отой и Жерар Депардье, чей актерский дуэт проверен годами. Добавьте к этому воплощение соблазна Адриану Угарте и получите образцовую французскую комедию положений. Во многом необязательную, но от этого не менее очаровательную и пикантную.
Невероятные приключения четверых знаменитостей: журналист-ветеран Жюльен (Кристиан Клавье), капитан футбольной сборной Кевин (Микаэль Юн), телезвезда Натали (Сильви Тестю) и король стендапа Сэм (Рамзи Бедиа) на свою голову соглашаются принять участие в съемках спецвыпуска популярного шоу «Сафари со звездами». Само собой, все идет не по плану, и теперь мало не покажется никому. Ведь одно дело кривляться перед камерой, изображая горячую дружбу, отказ от всех материальных благ и горячую любовь к путешествиям, а совсем другое — действительно выживать в суровых условиях. Песчаная буря, черви в ноздрях и африканское племя каннибалов — наименьшее из того, с чем предстоит столкнуться горе-путешественникам.
Режиссер «Любви с препятствиями» Джеймс Ют возвращается с еще более безбашенной комедией. На этот раз он зло высмеивает жанр мокьюментари. Оператор Стефан Ле Парк постоянно снимает происходящее ручной камерой, имитируя съемку реального телешоу, так что приготовьтесь — пощады не будет!
Школьная учительница Антуанетта (Лор Калами) легко составит конкуренцию Бриджит Джонс по части экстравагантных выходок. Например, разучит с детьми совсем не детскую песню и исполнит ее в блескучем вечернем платье на школьной линейке (послание своему любовнику Владимиру (Бенжамен Лаверн) — женатому отцу одной из ее учениц). Вместо обещанной совместной недели каникул Владимир заявляет Антуанетте, что уходит с семьей в шестидневный поход с ослами. Антуанетта — пылкая натура, и потому, недолго думая, она отправляется с огромным розовым чемоданом и на высокой танкетке в гористые Севенны вслед за возлюбленным. Нет, для нее это тоже не слишком, как и сообщить всем путешественникам на маршруте, что ее цель — отдыхающий с семьей любовник. Но такая прямота обезоруживает, а ее честность очень скоро перестает удивлять и начинает вызывать восхищение. Сопровождает девушку обаятельный ослик Патрик.
Ждать от этого путешествия головокружительной любовной истории не стоит, как и глуповатых гэгов, с падениями и поеданием соломенной шляпы. «Ослик, любовник и я» с ловкостью профессионального акробата балансирует между двумя историями о самоисцелении: «Дикая» и «Ешь, молись, люби». «Ослик, любовник и я» — в меру легкомысленная, но совсем не наивная (в отличие от героини) романтическая комедия. Она даже была отобрана на так и не состоявшийся в 2020 году Каннский кинофестиваль, а исполнительница главной роли Лор Калами удостоилась премии «Сезар» за лучшую женскую роль.