Держись крепче! 10 фильмов про цунами и наводнения
Бедствия, связанные с водной стихией, — самые архетипичные из всех катастроф. Если землетрясения и извержения вулканов случаются не везде, то наводнения и цунами знакомы людям почти в любой точке земного шара. Человек не может жить без воды, поэтому все крупные и мелкие поселения тяготеют к источникам, которые иногда становятся причиной больших бед. Реки, дающие питьевую воду и служащие транспортными путями, разливаются во время ливней и паводков. Океаны, кормящие обитателей прибрежных регионов рыбой, могут превратиться в смертоносную, всё сносящую на своем пути силу. Собрали 10 фильмов с волнами-убийцами и всепоглощающими водами в главных ролях. И, в отличие от ветхозаветного Ноя, люди в этих историях, как правило, не готовы к такому повороту.
Фильмы о других стихийных бедствиях можно найти в нашей подборке «За секунду до апокалипсиса».
Семейство Беннет приезжает в Таиланд под Рождество. Мама, папа и трое сыновей, старшему из которых 13 лет, останавливаются в новом отеле на берегу. В планах пляж, бассейн, игры в мяч и никаких цунами, но волна налетает, сметая всё на своем пути. Марию и ее старшего сына Лукаса вода уносит далеко от отеля. Несмотря на сильное течение и обломки, им удается остаться вместе до прибытия помощи, однако они ничего не знают о судьбе остальных членов семьи.
Фильм основан на истории реального семейства, отдыхавшего на побережье Индийского океана в декабре 2004 года. После мощнейшего землетрясения по берегам Индонезии, Шри-Ланки, Индии, Таиланда и других стран прошла волна цунами. Погибло много людей, причем реальное число жертв катастрофы до сих пор неизвестно, поскольку часть жертв унесло в море. Мария Альварес, чья история легла в основу фильма, консультировала сценариста Серхио Г. Санчеса, чтобы драма была максимально приближена к реальности. Некоторые разночтения остались, например, на самом деле Мария и ее муж — испанцы, а не англичане, но в контексте именно этого сюжета национальность героев не имеет значения. Фильм получился захватывающим и увлекательным, во многом благодаря игре юного Тома Холланда, для которого эта роль была первой в карьере. За нее мальчик даже получил премию кинокритиков США.
Джош работал спасателем на пляже, пока в один солнечный день акула не убила его друга Рори. После трагедии главный герой расстался со своей девушкой Тиной, сестрой погибшего, и ушел работать в гипермаркет. Спустя год они сталкиваются в магазине и не очень рады новой встрече, которая будит неприятные воспоминания. Пока длится неловкий момент, внезапно начинается землетрясение, и сразу за этим на прибрежный городок обрушивается цунами. Те, кому удается выжить после разрушительной волны, оказываются запертыми в магазине, в их числе Джош, Тина и ее новый жених. Выбраться из затопленного гипермаркета и без того сложно, а ситуация усугубляется появлением пары голодных белых акул, занесенных в здание волной.
Во время съемок фильма ужасов австралийский режиссер Кимбл Рендалл использовал трех аниматронных кукол-акул, чтобы получить более живое изображение, чем при обращении к компьютерной графике. В идеале постановщик хотел почти полностью отказаться от CGI-эффектов, но ограничения в бюджете не позволили сделать этого. Картина без особого ажиотажа прокатилась по Австралии, зато собрала хорошую кассу в мировом прокате. Воодушевленная успехом компания Darclight Films планировала запустить продолжение про крушение самолета в Тихом океане, но производство было приостановлено. В марте 2014 года бесследно пропал рейс 370 Malaysia Airlines, на его поиски были брошены огромные силы и средства, так что съемки подобной картины были неуместны. Спустя годы к этой теме так и не вернулись.
Геолог Кристиан живет с семьей в одном из самых прекрасных мест в Норвегии — в поселке Гейрангер. Сюда приезжает много туристов, чтобы полюбоваться на живописные фьорды. На протяжении многих лет Кристиан вместе с коллегами следил за состоянием гор, в чьих склонах есть трещины. Если кусок скалы обвалится в воду, поднимется огромная волна, которая через десять минут сотрет человеческое поселение с лица земли. Сегодня у Кристиана последний рабочий день, так как он получил новую работу в нефтяной компании и собирается переезжать. И как раз в эту смену датчики, установленные в горе, выдают очень странную и тревожную информацию.
Несмотря на то что сюжет фильма выдуман, его герой имеет все основания опасаться худшего. Подобные события уже случались в истории Норвегии. Так, в 1934 году кусок горы, упавший в воду, поднял волну около 62 метров высотой, и она разрушила поселок Тафьорд, унеся жизни 34 человек. Да и сейчас недалеко от поселка Гейрангер действительно есть опасная скала, которая может рано или поздно обрушиться. Получается, «Волна» — это не просто фильм-катастрофа, а фильм-предупреждение. Неудивительно, что в Норвегии картина стала одной из самых успешных в прокате.
Провинциальный городок эвакуируют из-за наводнения: сильный многодневный ливень переполнил местную реку, и в городе оставаться опасно. Поэтому, когда инкассаторский автомобиль застревает на бездорожье, оказывается, что помощи ждать неоткуда, улицы совершенно пусты. Молодой инкассатор Том и его дядя Чарли планируют бросить машину с деньгами, потому что вода быстро прибывает. Но тут они обнаруживают, что в город уже прибыли мародеры, которых очень интересует содержимое инкассаторского автомобиля. После гибели дяди Чарли в перестрелке Том вынужден в одиночку спасать мешок с деньгами — самое опасное приключение в его жизни.
В отличие от предыдущих фильмов подборки, «Ливень» — скорее боевик. Тем не менее запланированный сценарием сеттинг оказал большое влияние на выбор режиссера. Им стал Микаэл Саломон, у которого был неплохой опыт работы в воде: он трудился оператором на съемках фильма Джеймса Кэмерона «Бездна» и хорошо знал, с какими сложностями можно столкнуться при работе с большими объемами воды. А масштаб съемок действительно впечатляет: декорации фильма устанавливались в 200-метровый резервуар для воды (это примерно два футбольных поля в длину). Улицы города, кладбище и прочее отстраивались в этом бассейне, причем во время съемок все декорации нужно было постоянно поливать дождем.
Ученый Ким Хви пытается достучаться до больших начальников и донести до них мысль о том, что стоит побеспокоиться о возможности цунами в Южной Корее. Все его попытки заканчиваются неудачей, а между тем в Японском море фиксируются подземные толчки, и рано или поздно волна придет в Пусан. В это время люди занимаются своими повседневными делами. Ман Сик заботится о своей соседке, оставшейся сиротой; местная администрация пытается выкупить рыбацкие магазинчики, чтобы отстроить туристическую зону; склочная Ким Хи-ми ухлестывает за скромным спасателем, и никто из них не подозревает, что конец тихой жизни близок.
Первый корейский фильм-катастрофа не спешит сразу перейти к зрелищу, а больше интересуется человеческими делами. Лишь как следует разобравшись с характерами героев и раскрыв их проблемы, картина обращается к стихийному бедствию, которое расставляет все точки в отношениях между людьми. На гигантскую волну создатели фильма не пожалели денег: ее смоделировали в Калифорнии еще до начала основных съемок. В 2009 году «2012: Цунами» был одним из самых дорогих корейских фильмов, при этом он с лихвой окупился в прокате и получил много местных корейских наград.
11 марта 2011 года у берегов острова Хонсю происходит самое сильное землетрясение в истории Японии. После него поднимается волна цунами, которая обрушивается на побережье, в том числе и на АЭС «Фукусима-1». Станция остается без электроэнергии, и показания всех датчиков оказываются недоступными, так что работники станции не знают, охлаждается реактор или нет. Когда удается немного прояснить картину технического состояния станции, оказывается, что давление в одном из блоков превышает все допустимые пределы. Чтобы предотвратить катастрофу, необходимо срочно начать его снижать, и делать это придется вручную. Шестеро добровольцев вызываются на самоубийственную миссию.
Драма Сэцуро Вакамацу основана на документальной книге Рюшо Кадоты «На грани: Внутренняя история Фукусима-дайити», в которую вошли интервью с сотней участников ликвидации аварии на Фукусиме. Картина подробно воссоздает и объясняет события, произошедшие в течение 90 часов после начала землетрясения. Единственная проблема постановки типична для фильмов, в которых необходимо растолковывать зрителям много технических деталей. Работники станции объясняют их друг другу, и складывается впечатление, что половина сотрудников АЭС понятия не имеет, как устроен атомный реактор.
Во время ночного занятия по астрономии школьник Лео Бидерман обнаруживает странный объект в космосе. О нем сообщают ученому Маркусу Вульфу, который выясняет, что это комета и она летит по траектории, которая в конце концов пересечется с траекторией Земли. Люди о нависшей над планетой угрозе узнают лишь спустя год, потому что ученый гибнет, не успев сообщить об открытии правительству. Комета получает имя Вульфа — Бидермана, а у человечества остается всего двенадцать месяцев, чтобы справиться с надвигающейся катастрофой. Пока большие начальники в пиджаках решают, как быть, подросток Лео смущен неожиданной славой, обрушившейся на него.
Фильм Мими Ледер вышел на экраны кинотеатров в мае 1998 года, а уже через два месяца картину затмила более зрелищная и пафосная постановка Майкла Бэя «Армагеддон» на ту же тему. 1998-й вообще отличался повышенной концентрацией катастрофического жанра в прокате: в это же время в кинотеатрах гремел фильм Кэмерона «Титаник». Но даже в этих условиях скромное «Столкновение с бездной» успешно собрало достойную кассу, юный Элайджа Вуд получил в портфолио отличный образ Лео Бидермана, а в честь актрисы Теа Леони, сыгравшей журналистку Дженни Лернер, был назван астероид.
Разрушительный ураган движется от побережья Америки к Великобритании. Шотландия уже подверглась удару стихии, многие дома затоплены, есть жертвы, а метеорологи не могут точно сказать, куда непогода пойдет дальше. Дамбу в устье Темзы готовят к закрытию, чтобы в случае большой волны вода не пошла на Лондон. Пока остальные ученые перепроверяют данные и надеются, что ураган пройдет севернее, Леонард Моррисон уверен в худшем. По его подсчетам, стихия движется прямо на густонаселенные районы страны, а дамба, скорее всего, не выдержит нагрузки, потому что построена не в том месте.
Фильм-катастрофа Тони Митчелла основан, к счастью, не на реальных событиях, а на предположении: что будет, если ураган окажется мощнее реальных возможностей дамбы на Темзе? Несмотря на то что сценарий фильма написан не очень изящно, а постановка достаточно скромна, режиссер был искренним в своем интересе к теме. Его ранняя, в том числе и документальная, фильмография состояла из динозавров, неандертальцев, супервулканов, Атлантиды и телешоу о выживании. «Наводнение» органично вписывалось в этот ряд историй про обреченных. Впоследствии Митчелл переключился на сериалы по мотивам Библии и был потерян для катастрофического жанра.
Группа туристов, отправившихся на дайвинг в океан, переживает большую волну живыми и невредимыми, однако по возвращении на берег обнаруживает, что их отель «Оазис» разрушен, как и все прибрежные постройки. Люди бросаются искать своих близких, которые оставались во время цунами на берегу. Далеко не все герои благополучно обнимут своих любимых: о судьбе многих так ничего и не станет известно. И одна из причин заключается в том, что для предотвращения эпидемии монахи сжигают тела погибших без опознания.
Еще одна картина, посвященная реальному цунами 2004 года в Индийском океане, вышла уже через пару лет после описываемых событий. В отличие от фильма «Невозможное», здесь внимание сосредоточено не только на пострадавших туристах. «Цунами» рассказывает в том числе и о тайцах и их разрушенных деревнях, заостряя проблему социального неравенства между богатыми туристами и бедными жителями прибрежных лачуг. Над фильмом работала команда из самых разных стран: режиссер — американец родом из Индии, оператор — француз, сценаристка — англичанка, актеры — из Великобритании, Франции и Таиланда. Фильм вышел сразу на НВО, минуя прокат, и, в общем-то, остался незамеченным широкой аудиторией, несмотря на участие таких известных актеров, как Тим Рот и Тони Коллетт.
Фильм доступен по подпискам AMEDIATEKA и «Премиум».
На Флориду надвигается ураган пятой категории, а Хейли Келлер, вместо того чтобы благоразумно сидеть дома, едет проведать отца, который не отвечает на звонки. Он живет в районе эвакуации, но главная героиня и ее сестра уверены в том, что он легко мог проигнорировать распоряжение властей. И действительно: девушка находит папу в подвале дома раненым и без сознания, а вскоре объявляется виновник происшествия — аллигатор. Из дома в зоне стихийного бедствия надо выбираться, отцу необходима медицинская помощь, но путь наверх перекрыт гигантской ящерицей, а вода всё прибывает.
Несмотря на то что действие триллера происходит во Флориде, снимали фильм в Сербии — в порту Белграда. Там были установлены семь резервуаров для воды, и в самом большом из них, 60 на 80 метров, ставили уличные сцены. Исполнительница главной роли Кая Скоделарио после премьеры рассказывала, что это были самые тяжелые съемки в ее карьере. Актриса потеряла пять килограмм веса, постоянно ходила с синяками и порезами и даже сломала палец, однако ей так нравился материал, что всё это не имело значения. Тем более приятно, что в прокате фильм показал себя хорошо, да и критики, обычно строгие к триллерам и ужасам, оценили картину высоко.