Опубликовано 08 ноября 2022, 14:30

Деньги и стволы: 10 фильмов про бандитов

Поделиться:
Деньги и стволы: 10 фильмов про бандитов

Все мы любим фильмы про бандитов. Нам нравятся антигерои, но при этом привлекает и неминуемая расплата, которая их настигает. Экран — самое благоприятное место, чтобы смотреть на гангстеров любых мастей. Они посредники между зрителем и зрелищем, потому что всегда готовы к действию, к выходу за рамки дозволенного. Интерес к подобному есть почти в каждом, и что, как не кино, может его удовлетворить. Собрали 10 бандитских лент, которые определяли, меняли и разрушали жанр криминального фильма.

Банды Нью-Йорка

Рейтинг: 7.7IMDb: 7.5
2002, Боевики, Драмы, Криминальное, 166 мин
США, Германия, 18+
Режиссер: Мартин СкорсезеГлавные роли: Леонардо ДиКаприо, Дэниэл Дэй-Льюис, Кэмерон Диас, Джим Бродбент, Джон Си Райли, Генри Томас

В «Бандах Нью-Йорка» Мартин Скорсезе собирает пропитанный кровью модернистский коллаж из обрывков американской истории. Безжалостный период между 1840-ми годами и Гражданской войной является, как замечает один из героев, «кузницей ада», где криминальные группировки расчищают себе поле, убивая конкурентов. Всё это снято с присущим мэтру задором. Открывающая сцена до сих пор является одной из самых впечатляющих в истории современного кино. «Банды Нью-Йорка» удостоились 10 номинаций на «Оскар», а также стали отправной точкой для длительного и плодотворного сотрудничества ДиКаприо и Скорсезе.

В трущобах Нижнего Манхэттена происходит жестокое столкновение двух банд, «коренных» американцев и иммигрантов ирландского происхождения. Одними руководит Мясник (Дэниэл Дэй-Льюис), другими — Священник (Лиам Нисон). В длительной и кровавой драке победу одерживают «коренные», а предводитель ирландцев погибает от руки врага. Сын Священника по имени Амстердам (Леонардо ДиКаприо) попадает в колонию, откуда выходит спустя много лет и оказывается на враждебных улицах Нью-Йорка. Он жаждет отомстить за убийство отца, но понимает, что отпор Мяснику можно дать только совместными усилиями с остатками ирландских банд.

Большой куш

Рейтинг: 8.6IMDb: 8.3
2000, Триллеры, Криминальное, Комедии, 102 мин
США, Великобритания, 16+
Режиссер: Гай РичиГлавные роли: Джейсон Стэйтем, Стивен Грэм, Брэд Питт, Алан Форд, Робби Ги, Ленни Джеймс

Второй фильм Гая Ричи, обожаемого всеми певца пацанской романтики. В «Большом куше» он берет всё то же, что придумал и осуществил в своем прорывном дебюте «Карты, деньги, два ствола», но добавляет драйва и Брэда Питта. Ричи — режиссер веселый и энергичный. Его не интересует преступность сама по себе, его интересуют напряжение и грубая сила кино. «Большой куш» на 90 процентов состоит из ударных моментов, не продвигающих повествование, но затмевающих его. Это хулиганский фильм-стендап, в котором бандиты помельче натыкаются на бандитов покруче, но победителями из всей заварухи в итоге выходят цыгане. Такой вот он, рецепт зрительского суперхита на все времена.

Турок, промоутер нелегальных боксерских поединков, и его друг Томми попадают в сложную ситуацию. Они переходят дорогу Кирпичу, опасному и жестокому гангстеру, который приказывает им устроить подставной матч. В это время другая криминальная шишка прибывает в Лондон, чтобы найти свой похищенный алмаз и тех, кто стоит за кражей. Постепенно две истории пересекаются, порождая настоящий хаос с непрерывными кровавыми разборками.

Однажды в Америке

1983
США, Италия, 16+

Последняя картина Серджио Леоне, человека, который превратил Дикий Запад в фон для кровавой оперы, придумав спагетти-вестерн. Этот жанр стал одним из главных в итальянском кино. «Однажды в Америке» — фильм культовый, но при этом еще и великий. Это эпическая криминальная драма о жизни нескольких друзей, выросших в нью-йоркских трущобах и потом ставших крупными гангстерами. Почти четырехчасовое полотно поразило зрителей сложным и «заумным» повествованием. На сеансах люди погружались в мир фильма, словно герой Роберта Де Ниро — в опиумный сон в подвалах Чайнатауна. Конечно, этому способствовала и музыка, написанная Эннио Морриконе, верным соратником Леоне. Тут композитор создал самый пронзительный и завораживающий саундтрек в кино.

40 лет из жизни нескольких еврейских гангстеров. В центре сюжета находится бандит Лапша (Роберт Де Ниро), который возвращается в родной город после долгих лет изгнания. Он вспоминает друзей, которых предал, и любимую девушку, которую потерял. Сначала вместе с ним зритель оказывается в Нижнем Ист-Сайде 1920-х годов, потом переносится в 1930-е, конец сухого закона, и в 1960-е, когда пожилой гангстер оказывается в Нью-Йорке.

Крестный отец

Рейтинг: 9IMDb: 9.2
1972, Боевики, Драмы, Криминальное, 169 мин
США, 18+
Режиссер: Фрэнсис Форд КопполаГлавные роли: Марлон Брандо, Аль Пачино, Джеймс Каан, Роберт Дювалл, Ричард С. Кастеллано, Дайан Китон

Если говорить про фильм, «определивший жанр», то, конечно, это «Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы. С момента выхода гангстерско-семейной саги в 1972 году (номинированной на 10 «Оскаров» и названной лучшим фильмом) все ленты про мафию оценивались по ее стандартам. Лента стала настоящим бриллиантом Нового Голливуда. Новаторство заключалось в многослойности истории, состоящей из нескольких сюжетных линий. Каждая из них имеет свою сокрушительной силы кульминацию, а все вместе они собираются в жестокий и волнующий эпос о главном преступном клане в истории жанра. Легендарные роли Марлона Брандо, Аль Пачино и Джеймса Каана.

Дон Вито Корлеоне (Марлон Брандо) — глава мафиозной семьи Корлеоне в Нью-Йорке. Он верен старым ценностям и собственным принципам, добр к друзьям и безжалостен к врагам, ценит уважение к себе и своей семье, ради которой готов на всё. Его младший сын и любимчик Майкл (Аль Пачино), недавно вернувшийся с войны, однако, не разделяет интересы отца и не собирается участвовать в криминальных делах семьи. Всё меняется, когда Вито отказывается сотрудничать с другим мафиозным кланом и не ввязывается в торговлю наркотиками. Это решение кладет начало кровной вражде между семьями, и Майклу не удастся остаться в стороне.

Неприкасаемые

Рейтинг: 7.78IMDb: 7.9
1987, Триллеры, Боевики, Криминальное, 119 мин
США, 16+
Режиссер: Брайан Де ПальмаГлавные роли: Роберт Де Ниро, Энди Гарсиа, Шон Коннери, Кевин Костнер, Чарльз Мартин Смит

Этот фильм Брайана Де Пальмы, главного последователя Хичкока, стал таким же триумфом, как и его же чуть более раннее «Лицо со шрамом» (1983). «Неприкасаемые» — фильм-аттракцион, концентрированное развлечение, упакованное в размашистый гангстерский фильм. Чего только стоит сцена на вокзале, где посреди ожесточенной перестрелки оказывается коляска с младенцем, неумолимо катящаяся с бесконечной лестницы, — блестящий оммаж «Броненосцу „Потемкин“». Из ударных моментов подобной силы и состоят мультижанровые «Неприкасаемые». Де Пальма создает миф на основе реальной истории. Его лента становится учебником жанра на основе одноименного телесериала 1959 года.

Во времена сухого закона Аль Капоне (Роберт Де Ниро) стал ярчайшим и могущественным гангстером, чья слава распространилась далеко за пределы Чикаго. Противостоять его бандитскому беспределу решает агент казначейства Эллиот Несс (Кевин Костнер). Он собирает группу независимых профессионалов, чтобы дать бой преступникам и коррумпированным правоохранительным органам. Выстоять на этом пути войны смогут только самые отважные и доблестные защитники закона.

Лицо со шрамом

Рейтинг: 8.3IMDb: 8.3
1983, Триллеры, Драмы, Криминальное, 170 мин
США, 18+
Режиссер: Брайан Де ПальмаГлавные роли: Аль Пачино, Стивен Бауэр, Мишель Пфайффер, Мэри Элизабет Мастрантонио, Роберт Лоджа, Мириам Колон

Хоть «Лицо со шрамом» в свое время и подверглось резкой критике со стороны рецензентов, которые ругали его за чрезмерное насилие, но со временем картина Де Пальмы снискала положенную ей славу и вошла в пантеон лучших гангстерских фильмов. Технически «Лицо со шрамом» является ремейком одноименного фильма 1932 года, на деле же от него остался только структурный скелет. Брайан Де Пальма перенес действие из Чикаго эпохи Великой депрессии в Майами 1980-х, добавив в фильм оригинальную фактуру и актуальность. «Лицо со шрамом» получилось ярким, кровавым, насыщенным и веселым бандитским эпосом, который не занимался лишней рефлексией. Интересен контраст между героями Аль Пачино в «Крестном отце» и здесь: спокойный, хладнокровный, но заботливый Майкл и взрывной отморозок Тони.

Соблазненный лакомым образом американской мечты, Тони Монтана, кубинский беженец и бывший заключенный, оказывается в солнечном Майами. На дворе эпоха Джимми Картера и Фиделя Кастро, США переживают миграционный кризис. Жизнь Тони в Америке далека от его мечты, пока однажды он не становится участником наркосделки, которая заканчивается большой кровью. У главного героя происходит стремительный взлет, и он становится важным игроком на поле кокаиновой торговли. Однако Тони этого мало, его цель — стать королем преступного мира. Этот костер амбиций может погубить всё.

Бешеные псы

Рейтинг: 8.3IMDb: 8.3
1992, Триллеры, Драмы, Криминальное, 95 мин
США, 18+
Режиссер: Квентин ТарантиноГлавные роли: Харви Кейтель, Тим Рот, Майкл Мэдсен, Крис Пенн, Стив Бушеми, Лоуренс Тирни

Великий и ужасный дебют Квентина Тарантино, режиссера, к которому обычно применяются те же эпитеты. Парень из видеопроката пишет сценарий, тот попадает в руки Харви Кейтелю, актер оценивает его по достоинству и находит финансирование для проекта. Картина гремит в Каннах, а режиссер слывет главным ревизионистом современности. Это история самого успешного дебюта 90-х годов, пролога перед «Криминальным чтивом», определившего развитие кино на ближайшие десятилетия. Остроумный треп, кровь, рок-н-ролл, черные пиджаки, ломаное повествование — Тарантино берет все затасканные жанровые приемы и дает им новую жизнь, одаривая зрителей незабываемыми впечатлениями.

Несколько гангстеров объединяются для ограбления ювелирного магазина, однако всё идет не по плану: начинается настоящая бойня, реки крови, орава полицейских, огромное количество жертв. Несколько выживших грабителей укрываются в заброшенном пакгаузе, чтобы понять, что произошло, что делать дальше, где награбленное и кто всех подставил. Однако место сбора превращается в герметичный ад. Все начинают подозревать друг друга, а один из бандитов притаскивает пленного полицейского, чтобы с помощью пыток узнать имя предателя.

Перекресток Миллера

Рейтинг: 7.6IMDb: 7.8
1990, Триллеры, Драмы, Криминальное, 110 мин
США, 16+
Режиссер: Джоэл Коэн, Итан КоэнГлавные роли: Гэбриел Бирн, Джон Туртурро, Альберт Финни, Марша Гей Харден, Джон Полито, Дж.Э. Фримен

Феноменальный пастиш на фильмы про гангстеров, который вместе со «Славными парнями» Мартина Скорсезе в 1990 году буквально переизобрел жанр. Это третья лента братьев Коэн, в которой их непрошибаемая ирония по отношению к привычно серьезным и мрачным вещам раскрылась со всей силой. С одной стороны, «Перекресток Миллера» стал данью уважения гангстерским фильмам 1930-х годов и нуару 1940-х, с другой, умной и злой пародией на них же. Это пропитанная кровью сага о бандитах, но при этом и меланхоличный фарс. К моменту выхода фильма фамилия Коэн еще не была на слуху у зрителей, «Перекресток Миллера» же проложил им путь к званию лучших режиссеров в американском кино.

Том Рейган (Гэбриел Бирн) — антигерой истории о подпольных дельцах времен сухого закона. Его бандитская мораль взяла верх над любыми принципами, однако же он всё равно остается правой рукой лидера ирландской мафии. Две соперничающие банды ведут войну за контроль над городом, и Том, пытаясь усидеть на двух стульях, оказывает услуги и тем и другим. Однако наступает неизбежный момент, когда герой попадает в тиски. Чтобы выбраться живым из неразрешимой ситуации, Тому понадобится вся его хитрость и подлость.

Джонни Д.

Рейтинг: 7.3IMDb: 7
2009, Боевики, Триллеры, Криминальное, 139 мин
США, 16+
Режиссер: Майкл МаннГлавные роли: Джонни Депп, Кристиан Бэйл, Марион Котийяр, Стивен Лэнг, Джейсон Кларк, Стивен Грэм

Public Enemies, игриво превращенный русскими локализаторами в «Джонни Д», — фильм во многом недооцененный и недопонятый. Задачей Майкла Манна, создателя самых яростных и реалистичных боевиков в мире, было демифологизировать Джона Диллинджера, известного грабителя банков и при этом народного любимца. Многие ожидали старомодное жизнеописание легендарного гангстера, а в итоге получили странно снятый, ледяной, жестокий и судорожный боевик. Камера дрожит, герои выпадают из мизансцен, диалоги пафосны и пусты, лишь перестрелки впечатляют своей кровавой подлинностью. Однако всё это и делает картину Манна стоящей внимания. Его радикальность в том, что никто из героев не романтизируется, и это автоматически превращает гангстерскую историю в нечто трудное для восприятия.

Джон Диллинджер (Джонни Депп) грабит банки один за другим. Всякая попытка властей упечь легендарного разбойника за решетку заканчивается жестоким боем в стенах тюрьмы и его побегом. Агент ФБР Мелвин Первис (Кристиан Бэйл), заручившись поддержкой Джона Эдгара Гувера (Билли Крудап), открывает настоящую охоту на банду Диллинджера. Это противостояние бандитов и правоохранителей навсегда вошло в историю Америки.

Бонни и Клайд

Рейтинг: 7.7IMDb: 7.9
1967, Драмы, Криминальное, 110 мин
США, 12+
Режиссер: Артур ПеннГлавные роли: Уоррен Битти, Фэй Данауэй, Майкл Дж. Поллард, Джин Хэкмен, Эстелл Парсонс, Денвер Пайл

«Бонни и Клайд», пожалуй, произвели столь же сильный фурор в истории американского кинематографа, как «Рождение нации» Дэвида Гриффита и «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса. Это была веха и революция, оказавшая настолько сильное влияние на зрителей и кинематографистов, что Голливуд изменился навсегда. У «Бонни и Клайда» бесчисленное количество подражателей, вспомним те же «Пустоши» Терренса Малика или «Прирожденных убийц» Оливера Стоуна. С момента премьеры прошло больше полувека, но даже сегодня картина Артура Пенна смотрится современно и жестоко. Не стоит забывать про великий актерский дуэт Уоррена Битти и Фэй Данауэй.

«Бонни и Клайд» довольно свободно играют с историческими фактами, по крайней мере, в том виде, в каком они известны. Фильм одновременно романтизирует главную криминальную пару в истории и демифологизирует ее. Отношения между этими двумя представлены как один из величайших романов ХХ века. Возлюбленные, однако, умудрились утопить окружающий их мир в крови. У «Бонни и Клайда» трагическая интонация, так что придется проливать слезы над самой красивой парой убийц в кино.

Новое в подписке

Лучшее в подписке