Дед, пей таблетки: 10 трогательных фильмов про пенсионеров
Кто сказал, что пенсия — повод заворачиваться в саван и ползти до кладбища? Герои этих фильмов доказывают, что и в почтенном возрасте можно влюбляться, тусоваться и радоваться жизни. Но самое главное — у пожилых людей есть чему поучиться, ведь традиционные ценности пока рано сдавать в утиль. Собрали 10 картин о бойких старичках, которые легко дадут фору молодым.
Режиссеру Робу Райнеру прекрасно удается совершенно разное по жанру кино — от романтических комедий («Когда Гарри встретил Салли») до триллеров («Мизери»). Но лучше всего зрители знают его как автора душевных мелодрам. «Пока не сыграл в ящик» — именно такой фильм: добрый, оптимистичный и до слез трогательный. Сценарист Джастин Закэм изначально писал образ Чемберса под Моргана Фримана, а вот в роли Коула видел исключительно Клинта Иствуда. Однако Райнер и Фриман решили, что эта роль идеально подойдет Джеку Николсону.
Двое пожилых мужчин — интеллигентный автомеханик Картер Чемберс и нахальный миллиардер Эдвард Коул — никогда не встретились бы, если бы не рак. Герои оказываются на соседних койках в больничной палате и составляют списки желаний, которые они хотели бы осуществить, чтобы умереть с улыбкой на губах.
Постановщик фильма Флориан Зеллер — драматург, пришедший в кинорежиссуру, причем драматург знаменитый: на его счету множество успешных романов и пьес. «Отец» получил сразу шесть номинаций на «Оскар» и выиграл две награды — за лучший адаптированный сценарий и за мужскую роль Энтони Хопкинса. Чтобы честно рассказать о деменции, Зеллер использовал форму ненадежного рассказчика: кастинг разных актеров на одну и ту же роль, меняющийся интерьер окружения, диалоги, смысл которых ускользает. Всё это дезориентирует зрителя и делает его невольным соучастником происходящего, заставляет чувствовать себя в шкуре главного героя, потерявшегося в лабиринтах памяти.
80-летний Энтони страдает провалами памяти. Его часто навещает взрослая дочь Анна, которая скоро переезжает в Париж со своим бойфрендом. Перед этим она пытается нанять отцу сиделку, но каждый раз терпит фиаско: ни одна не выдерживает буйного нрава старичка. При этом помощь Энтони и впрямь необходима: он явно испытывает проблемы с мировосприятием.
Четверо выдающихся актеров (Майкл Дуглас, Роберт Де Ниро, Морган Фриман и Кевин Клайн), шутки про виагру и похороны и неожиданно ценная мысль о том, что жизнью можно наслаждаться в любом возрасте, — вот рецепт идеальной комедии со старой голливудской гвардией в главных ролях.
Приятели Арчи, Сэм, Пэдди и Билли, разменявшие уже седьмой десяток, дружат с детства. Правда, их жизненные пути разошлись: Пэдди всю жизнь любил одну женщину, а после ее смерти совсем махнул рукой на себя. Арчи пережил инсульт, а Сэм, несмотря на счастливую семейную жизнь, не прочь покуролесить. Бодрее всех держится Билли — он женится на девушке вдвое моложе себя и зовет всю компанию на мальчишник в Вегасе по случаю предстоящей свадьбы. Только вот мир сильно изменился по сравнению с тем, что было в их молодости.
«Отель „Мэриголд“» чем-то похож на «Реальную любовь» и тому подобные киноальманахи: тут много главных героев, а их судьбы переплетаются в общей канве. Актерский состав тут поистине выдающийся — Джуди Денч, Мэгги Смит, Том Уилкинсон, Дев Патель, а за сюжетом следить невероятно интересно.
Несколько британских пенсионеров селятся в элитном доме престарелых (а на деле — отвратительной дыре) «Мэриголд» в Индии. Их всех привели туда разные причины: Эвелин после смерти мужа осталась разгребать его долги, юрист-гей Грэм хочет найти бывшего возлюбленного, Мюриэл пообещали восстановление после сложной операции, а супруги Дуглас и Джин пытаются сохранить свой брак. Только на деле гостиница оказалась куда хуже, чем казалась в рекламных буклетах.
Идею для одного из своих лучших фильмов Эльдар Рязанов придумал благодаря знакомству с реальным пенсионером, которого заставили уйти из прокуратуры. Эту концепцию вместе с драматургом Эмилем Брагинским они потом развили и превратили в историю о том, как люди тяжело переживают свое старение. В роли следователя Мячикова Рязанов с самого начала видел только Юрия Никулина. Всенародно любимые режиссер и актер были давно знакомы, но Никулин у Рязанова почти никогда не снимался (разве что сыграл несколько эпизодических ролей в разных рязановских фильмах). И «Старики-разбойники» — первый и единственный раз, когда им удалось полноценно поработать вместе.
Пожилого следователя Николая Сергеевича Мячикова заставляют уйти на пенсию — дело в том, что на его должность сверху прислали «блатного» кандидата. Тогда друг героя — инженер Валентин Петрович Воробьев — предлагает тому авантюру. По плану приятели должны похитить из музея картину Рембрандта «Портрет молодого холостяка», а Мячиков потом раскроет «преступление века», и начальству ничего не останется, кроме как оставить его в должности. Но всё, разумеется, идет наперекосяк.
Нэнси Майерс — одна из главных женщин-режиссеров Голливуда — снимает добрые фильмы, пропитанные теплом и уютом. «Чего хотят женщины»,«Отпуск по обмену», «Простые сложности» просто созданы для ламповых семейных посиделок. «Любовь по правилам и без» отлично дополняет этот ряд воодушевляющих работ. Майерс удалось совместить комедию положений с глубокой историей о любви, а Джек Николсон и Дайан Китон великолепно разыграли непростой роман двух людей «в возрасте» — Китон даже получила «Золотой глобус» за эту роль.
Молодящийся 63-летний продюсер Гарри попал в неловкую ситуацию. Уик-энд, который он рассчитывал провести с молодой подружкой Мэрин, едва не обернулся для героя летальным исходом: с любвеобильным пенсионером приключился сердечный приступ. Теперь Гарри придется провести какое-то время наедине с матерью Мэрин — 53-летней нью-йоркской писательницей Эрикой Барри. Неожиданно для самого себя пожилой ловелас проникается к ней симпатией. Но тут на горизонте возникает соперник — молодой и красивый врач Джулиан.
Еще один по-хорошему старомодный и уютный фильм Нэнси Майерс ненавязчиво преподносит зрителям настоящий урок по развитию эмоционального интеллекта. На первый взгляд легкая комедийная мелодрама затрагивает такие сложные темы, как конфликт поколений, гендерное равенство, вопросы веры в себя. Как всего за одно поколение мужчины превратились из Джеков Николсонов и Харрисонов Фордов в маленьких мальчиков, которых интересуют только видеоигры? Зачем мужчине в кармане нагрудный платок? Ответы на эти вопросы вы узнаете из «Стажера». Особенно радует ведущий дуэт — неподражаемый Роберт Де Ниро и принцессоподобная Энн Хэтэуэй, как всегда, сияющая молодостью и искренностью. За трогательными отношениями их героев наблюдаешь с придыханием.
Семидесятилетний вдовец Бен Уиттакер скучает на пенсии и поэтому устраивается на работу в молодой коллектив. Там он становится помощником босса — амбициозной Джулс Остин, которая поначалу в упор не замечает престарелого стажера. Очень скоро обаятельный дедушка становится для всех сотрудников компании мудрым наставником и верным другом. И даже для непробиваемой Джулс, ведь он не только делится своим жизненным опытом, но и готов просто выслушать.
Пиксаровские волшебники умудрились в первые же десять минут мультфильма «Вверх» вместить целую жизнь влюбленной пары. Получилось настолько пронзительно, что чаще всего вспоминают именно этот эпизод. А ведь мультфильм хорош во всем. Ни одного зрителя не оставит равнодушным эта увлекательная история о дружбе пионера (вернее, скаута) и пенсионера — и о том, как важно оставить прошлое позади и двигаться вперед, чтобы снова взлететь.
Карл Фредриксен всю жизнь любил одну женщину — смешливую и добрую Элли. Детей у пары, правда, так и не появилось. Уже будучи совсем старой, Элли умирает от болезни, и Карл остается один. Он страдает не только от потери любимой, но и потому, что застройщики терроризируют его, желая отнять любимый дом. Тогда герою приходит в голову идея — он привязывает к коттеджу огромную связку воздушных шаров и летит на нем в Южную Америку, где всегда хотел побывать вместе с женой. Но вот незадача — за Карлом увязывается болтливый мальчуган Рассел. И это далеко не единственное препятствие на пути к цели.
В Швеции о книге Эрика Бакмана «Мужчина по имени Уве» слышали все. Роман о вздорном старике стал национальным бестселлером, а фильм по его мотивам — третьим по количеству просмотров за всю историю шведского кинематографа. Режиссер Ханнес Холм снял кино для всех и каждого, заставляющее плакать и смеяться. Это картина об общечеловеческих ценностях, примиряющая традиции европейского общества с мультикультурализмом и пожилых с молодыми.
После смерти любимой жены Сони и увольнения с работы пожилой швед Уве потерял смысл существования. Да и хобби у мужчины всего одно — патрулировать поселок и доставать местных жителей глупыми придирками. Отчаявшись, Уве решает покончить с собой, но ему всё время кто-нибудь мешает, а больше всех — поселившаяся рядом шведско-иранская шумная семья. Сначала назойливые соседушки только раздражают героя, но потом становятся важной частью его жизни и помогают ему найти в себе силы быть счастливым.
Дэвид Линч — легенда американского независимого кино. Он сделал себе имя на сюрреалистических и странных фильмах, но порой режиссер снимает очень простые и прямолинейные картины. Ярче всего это иллюстрирует роуд-муви «Простая история». Здесь нет никакой мистики, парадоксов, загадок, пугающих сцен и образов. Есть лишь максимально понятная и приземленная история о седовласом американце, основанная на реальных событиях, — и единственная во всей фильмографии режиссера с рейтингом для всей семьи.
73-летний Элвин Стрейт узнает, что у его живущего в глуши родного брата Лайла, с которым он поссорился 10 лет назад и с тех пор не разговаривал, случился инсульт. Водительских прав у Элвина нет, поэтому он отправляется в путешествие на старой газонокосилке. На пути к цели упорный дедушка встречает разных примечательных людей.