Дайджест новинок: Возвращение Кевина Спейси и новый фильм Чжана Имоу
Первая драматическая роль Кевина Спейси за несколько лет, новый фильм Чжана Имоу, запрещенный для показа на Берлинском фестивале, и стильный казахский фильм, ностальгирующий по перестроечным временам. Рассказываем о главных премьерах недели в Okko.
1990 год, казахский мальчишка Даха (непрофессиональный актер Алихан Абильдин) заканчивает школу. От взрослой жизни и поступления в вуз его отделяет лишь лето. Эти три месяца выпускник будет тусоваться с друзьями, копить деньги на подработке и завоевывать любовь всей своей жизни. В будущем парень хочет в совершенстве овладеть техникой гипноза и стать сверхчеловеком, но дни пролетают, как мгновения, а лето, казавшееся бесконечным, уже близится к завершению. Дахе пора делать взрослый выбор.
Дебютантка Яна Скопина — ученица перестроечного режиссера и автора неумирающей классики, «Ассы»,Сергея Соловьева. Поэтому фильм бережно реконструирует начало 1990-х, уже давно ставших мифом в отечественной культуре. Песни группы «Кино» и старомодные стильные костюмы становятся фоном для авантюрной истории взросления. Здесь есть и криминальный сюжет, и подростковая романтика, и размышления о беспечной эпохе, которую уже никогда не вернуть, — словом, идеальный coming of age для постсоветских тинейджеров.
Семейная пара — Ален (Ален Шаба) и Мари (Леа Дрюкер) — покупает пригородный домик. И находит в подвале таинственный люк: если залезть в него и пройти по секретному подземному ходу, ты переместишься на 12 часов вперед, но помолодеешь на целых три дня. Жена пользуется этим чудо-механизмом и постоянно ныряет в кроличью нору. Однако ее супруг не спешит злоупотреблять люком: он уверен, что со всеми проблемами можно справиться без современных технологий и магии.
Француз Квентин Дюпьё — один из самых необычных режиссеров нашего времени. В его абсурдистской комедии «Оленья кожа» куртка завладевала умом главного героя и заставляла убивать других людей, а в ироничном хорроре «Шина» покрышка взрывала головы случайных прохожих одной силой мысли. «Невероятно, но факт» — не такое дикое и смелое, но настолько же уморительное кино. Одни герои постоянно омолаживаются с помощью подземного тоннеля, другие встраивают себе электронный член с насадками — и это воспринимается как абсолютная норма. Главная заслуга Дюпьё кроется в том, что даже самые безумные детали и сюрреалистичные миры он показывает очень уютно и по-домашнему. Вот и во вселенной «Невероятно, но факт» хочется остаться подольше, чем на час и четырнадцать минут.
Банда воров врывается в пустующее поместье, которое принадлежит знатным богачам. Но хозяева неожиданно оказываются дома. Вместо того чтобы вызвать полицию, аристократы решают устроить охоту на непрошенных гостей. Они одеваются в старомодные костюмы, запасаются ружьями и выслеживают подростков в британских полях и лесах.
Пускай локализация фильма вас не обманывает — это не сиквел остроумного социального хоррора «Я иду искать»с Самарой Уивинг и уж точно не запоздалый ремейк японского кровавого боевика «Королевская битва». Дебют режиссера Томми Боулдинга больше напоминает британскую черную комедию «Вздрюченные»: по сюжету три английских гопника-правонарушителя отправлялись в поход по Северо-Шотландскому нагорью, но сталкивались с местными жителями, которые открывали на них охоту. «Я иду искать. Королевская игра» дополняет этот концепт более изощренными и жестокими убийствами, а также количеством жертв — героев здесь больше, но создатели расстаются с ними гораздо охотнее.
Смотрители национального парка Габи (Моник Рокман) и Уинстон (Энтони Осейеми) приезжают в южноафриканские джунгли и пытаются заснять местную флору и фауну на дроны. Во время исследований героиня натыкается на семью дикарей — мужчину и мальчика, — живущих в самой чаще без благ цивилизации и поклоняющихся странному божеству. А вскоре на девушку и вовсе нападает мифическое существо, обитающее в лесах, — от него нельзя скрыться и его нельзя победить.
Фильм снимали в лесах Южной Африки близ горного хребта Цицикамма. Эти живописные и мрачные декорации пошли на пользу атмосфере: местная флора пугает ничуть не меньше, чем таинственное существо, обитающее в темной чаще. Авторы мастерски совмещают южноафриканские мифы и легенды, леденящий кости фолк-хоррор о борьбе цивилизации с древними традициями, а также эко-проблематику. Поэтому «Гайя: Месть богов» выглядит не как обыкновенный ужастик, а как экзотическая и пугающая сказка про безграничные силы дикой природы.
Незрячий художник Эмануэле (Франко Неро) умеет рисовать портреты людей по их голосу. Социальная работница и его близкая подруга Пола (Стефания Рокка) просит мужчину поселить к себе двух африканских иммигранток: вдову Марию, переехавшую в Италию за лучшей жизнью, и дочь Айю. Последняя снимает, как мастерски творит Эмануэле, и выкладывает видео в сеть — так старик становится главной знаменитостью недели. Однако вскоре эта же девушка обвиняет героя в сексуальном насилии: художник мгновенно превращается из звезды в объект ненависти. Единственный, кто готов его защитить, — критически настроенный детектив (Кевин Спейси).
Звезда круто сваренных вестернов («Джанго») и очаровательно клюквенных боевиков («Джон Уик») Франко Неро выпускает свою вторую режиссерскую работу. Но запомнится она, увы, не фигурой автора, а присутствием Кевина Спейси на экране. Несколько лет назад актера обвинили в сексуальном насилии, и он надолго пропал с радаров киноиндустрии. А теперь вышел из тени и снялся в драме, сюжет которой подозрительно напоминает его собственную историю. Большинство зрителей эта откровенная провокация может оттолкнуть, но фанаты актера, возможно, будут всё еще рады снова увидеть кумира в серьезной роли.
Человек с инвалидностью по имени Игорь (Александр Жольен) любит жизнь, несмотря на все трудности: он ищет позитив даже в самых безвыходных ситуациях и наслаждается каждым днем на Земле. Трудоголик Луи (Бернар Кампан) — сотрудник похоронного агентства и безнадежный циник, который не умеет замечать красоту вокруг себя. Эти двое встречаются при совершенно невероятных обстоятельствах: Луи сбивает Игоря на катафалке, но вскоре на этой же машине отправляется вместе с новым знакомым в путешествие к морю.
«Этому быть!» — типичная комедия в духе душеспасительных фильмов «Достучаться до небес» и «Пока не сыграл в ящик». За тем лишь исключением, что главные герои не планируют умирать. Наоборот, Игорь учит Луи ценить жизнь и находить чудеса в повседневных вещах: от спонтанной поездки на море до бессмысленных бесед с приятелями. Исполнители главных ролей Александр Жольен и Бернар Кампан — еще и режиссеры со сценаристами, поэтому фильм буквально пропитан дружеским духом и безмерным позитивом, исходящим от двух старых знакомых.
Китай 1960-х, Культурная революция. Заключенный, попавший в тюрьму несколькими годами ранее, сбегает на волю. Он узнаёт, что его дочь снялась в кино, и пытается во что бы то ни стало увидеть ребенка, с которым его разлучила судьба. Однако мужчина опаздывает на сеанс и замечает, как неизвестная маленькая беспризорница крадет бобину с фильмом. Он думает, что девочка украла фрагмент с дочерью, и отправляется в погоню за воришкой.
Режиссер Чжан Имоу вернулся в авторское кино спустя несколько лет: в 2016-м он снял блокбастер «Великая стена» с Мэттом Дэймоном, а в 2018-м — эффектный боевик «Тень». «Одну секунду» отобрали для участия в Берлинском фестивале, но вскоре фильм пропал из программы. Возможная причина — цензура со стороны китайских властей. Режиссер сохранил свой визионерский подход (каждый кадр — как отдельная фотография, заслуживающая детального рассмотрения), но, кажется, зашел слишком далеко в изображении Китая 1960-х: очаровательная история про магию кино, тягу к свободе и социальные проблемы местных жителей явно пошла наперекор линии партии. Доподлинно неизвестно, насколько Имоу пришлось перемонтировать исходный вариант картины.
Трудный британский подросток-металлист Дэниэл (Эрл Кейв) считает дни до каникул с богатым отцом во Флориде, который будет разрешать ему всё, что только вздумается. Однако долгожданная поездка идет не по плану: папа слишком озабочен родами новой жены, поэтому оставляет Дэниэла на мать из английской провинции. Она не знает, что такое трэш-метал, не будет катать мальчишку на новом «Мерседесе» и не обеспечит ему доступ к личному бассейну (просто потому, что у нее его нет).
Комик и актер культового сериала про авантюристов-школьников «Переростки» Саймон Бёрд выпустил свой полнометражный режиссерский дебют. «Лучшее лето» чем-то напоминает трогательную «Леди Бёрд» Греты Гервиг, но совершенно не боится быть циничным, злым и уморительным до колик. Автор делает главных героев настолько невыносимыми, что в их примирение и взаимопонимание не веришь вплоть до финала. Однако Бёрду удается совместить несовместимое и показать, что разрыв поколений — не проблема, а общий язык могут найти даже длинноволосый рокер и провинциальная библиотекарша. Для родителей и детей, которые постоянно спорят и ругаются, этот фильм может стать настоящей целебной пилюлей.