Дайджест новинок недели: Триумфальная роль Дуэйна «Скалы» Джонсона и первая экранизация Евгения Водолазкина
Спортивная драма о борце смешанных единоборств из Штатов, семейная сага о межпоколенческой травме из Германии и отечественная фантастика о невольном путешественнике во времени. Рассказываем о главных премьерах недели в Okko.
Фильм Бенни Сэфди («Неогранённые алмазы» и «Хорошее время»), сделанный при поддержке A24, удостоился режиссёрского приза на Венецианском фестивале. Дуэйн «Скала» Джонсон играет пионера ММА Марка Керра — биографическая драма охватывает период с 1997 по 2000 год, когда он доминировал в раннем UFC, перешёл в PRIDE в Японии, а затем погрузился в пучину зависимости от обезболивающих и нестабильных отношений со своей девушкой Доун (Эмили Блант). Кульминацией повествования становится Гран-при PRIDE 2000 года, где личный крах Керра совпадает с триумфом его тренировочного партнёра Марка Коулмана.
Сюжет картины во многом основан на старом документальном фильме HBO с тем же названием, который возвращал незаслуженно забытому Керру статус пионера MMA. Сэфди выступил в роли сценариста, режиссёра, продюсера и монтажёра, снимая в основном на 16-мм пленку, иногда — на 70-мм и VHS, а также пригласил на второстепенные роли настоящих бойцов, таких как Бас Раттен и Александр Усик. Для Джонсона эта роль кажется скорее нетипичной: обычно он появляется на экране как неуязвимый герой боевиков, но в «Крушителе» сознательно идёт против амплуа, играя сломанного, уязвимого, зависимого человека, часто терпящего поражение и теряющего контроль. «Скала» также выступил продюсером проекта, подчёркивая связь истории Керра с его собственным борцовским прошлым, — сам он называет эту роль поворотной и даже «судьбоносной».
Экранизация романа Евгения Водолазкина рассказывает про человека, которого заморозили в ГУЛАГе в начале 1930-х и разморозили 60 лет спустя, обрекая на болезненную адаптацию в новом времени и не менее болезненные воспоминания. Фильм Егора Михалкова-Кончаловского переносит основное действие в ближайшее будущее, в лето 2026-го года, когда двое учёных в немного футуристическом Петербурге возвращают к жизни задумчивого гостя из прошлого по имени Иннокентий Платонов. Зрители, в отличие от читателей, избавлены от многословной рефлексии и картонных женских персонажей: возлюбленная героя Анастасия и исполнении Дарьи Кукарских — не унылая функция, как в книге, а смелая исследовательница, чей личный и научный интерес складываются в сложную гамму чувств. Её мужа и делового партнёра, доктора Гейгера, играет Константин Хабенский, а в роли Платонова удачно смотрится Александр Горбатов, памятный по роли загадочного траблшутера из сериала «Содержанки».
Значительная часть фильма, сценарий которого стал последней работой драматурга Юрия Арабова, в обоих временных пластах жизни Платонова происходит на берегу Финского залива, на территории дореволюционных дач, — это едва ли не первое в современном отечественном кино обращение к богатой мифологии этих мест.
Сара и Дэвид — криминальная пара, которая грабит элитные дома, чтобы выплатить долг мафии. Их последней жертвой должен стать состоятельный адвокат, который оказывается человеком со своими секретами, тайными связями и собственным безжалостным планом относительно непрошенных гостей. Тщательно спланированное ограбление превращается в смертельную игру, которая заставит Сару и Дэвида сомневаться друг в друге. Зритель также находится в неведении относительно того, кто кем манипулирует, что позволяет картине, по атмосфере примыкающей к жанру неонуара, до самого финала удерживать внимание.
Хотя действие происходит в Америке, этот сравнительно недорогой остросюжетный триллер снимался в Сербии, а главные роли в нём сыграли «девушка Бонда» Ольга Куриленко и злодей из Marvel Фрэнк Грилло.
Дэвид Мэмет — легендарный американский драматург и режиссёр, мастер диалогов и глубокого психологизма, автор сценариев к фильмам «Почтальон всегда звонит дважды», «Хвост виляет собакой» и «Ганнибал». Снятая им по собственной пьесе тюремная драма «Генри Джонсон» стала возвращением режиссёра в кино после долгого перерыва.
Главный герой в исполнении Эвана Джоникайта — адвокат, который оказывается в тюрьме за растрату и погружается в сюрреалистический кошмар, где каждый встречный — и тюремщики, и другие заключённые — использует его в своих целях. Камерная картина, снятая всего за несколько дней, длится менее полутора часов и фактически сводится к трём ключевым диалогам главного героя с начальником адвокатского бюро, другим заключённым и тюремным работником. Шайа ЛаБаф блестяще исполнил роль сокамерника главного героя, настойчивого манипулятора, постепенно убеждающего героя, что чёрное — это белое.
Российско-американский 3D-мультфильм, снятый в 2021 году, переосмысляет сказку братьев Гримм в жанре шпионского комедийного фэнтези. Юная Гретель — серьёзный человек, главная агентка сверхсекретного Отдела магической безопасности, охраняющего волшебное королевство. Она расследует похищение короля и получает в напарники брата Ганзеля — ловкого мошенника и уличного фокусника, полную свою противоположность. Им предстоит объединиться, чтобы остановить коварную ведьму Ильвиру, которая заколдовала правителя приворотными печеньями, выпекает из ванили прислужников и готовит очередной злодейский план. Во время своего путешествия герои случайно превращаются в детей, сражаются с огромным Колобком, встречают Бабу-Ягу и Озёрную Ведьму, а для прикрытия тандема Агентство даже нанимает братьев Гримм написать статью о дуэте, борющемся с кондитерской ведьмой.
Мультфильм стоит посмотреть ради динамичного шпионского сюжета в сказочных декорациях, остроумного переосмысления классического сюжета, визуально яркого мира с магией и юмором, а также трогательной истории о преодолении разногласий между родственниками.
«Звук падения» Маши Шилински — один из самых заметных дебютов прошлогоднего Каннского конкурса, отмеченный Призом жюри и выдвинутый от Германии на «Оскар». Главные героини — четыре девочки из одной семьи, живущие в разных исторических эпохах — от кануна Первой мировой войны до наших дней — на ферме у восточного берега Эльбы. Шилински исследует детство как особый хронотоп, в котором время течёт иначе, а реальность складывается из обрывков увиденного и услышанного: разговоров взрослых за закрытыми дверями, телесных ощущений, смутных догадок о смерти, насилии и утрате. Героини фильма постоянно сталкиваются с угрозой — исторической, семейной, физической, — но каждый раз, почти на ощупь, выбирают жизнь.
«Звук падения» выстраивает опыт просмотра не через сюжет, а через атмосферу: гул, тишину, затянутое время, внимание к звукам и фактуре мира. Это кино о травме поколений, передающейся не словами, а молчанием, жестами и страхами, и одновременно — редкий пример фильма, полностью сосредоточенного на женском и девичьем опыте взросления. Картина Шилински — не массовое зрелище, а вдумчивый (хотя, вопреки восторгам критиков, и не слишком оригинальный) фильм, почти видеоарт, требующий времени и внимания, но вознаграждающий зрителя погружением в хрупкий, тревожный и завораживающий мир детства, где прошлое и настоящее существуют одновременно.
Повзрослевший секс-символ итальянского кино Риккардо Скамарчо в роли уставшего от жизни римского профессора философии, который увлекается сестрой Амандой, пока его жена-врач пропадает в госпитале, сражаясь с COVID-19. Пандемия усиливает изоляцию и поощряет супружескую измену. Страсть переворачивает жизнь героя с ног на голову, погружая его в водоворот вуайеризма, предательства и отложенных неприятных последствий (оригинальное название фильма переводится как «Умри от неё»).
Фильм сочетает элементы эротического триллера, в котором роковая женщина разрушает жизнь обычных людей, и чёрной комедии, помещая героев в неловкие и абсурдные ситуации (тайные свидания любовников должны происходить по строгим карантинным правилам, с использованием масок и перчаток).
Марк и его жена Анна ждут ребёнка. Планируя отдохнуть перед родами, они договариваются об обмене домами с пожилой парой Хансом и Ольгой — немецкими пенсионерами, с которыми они познакомились в Сети. То, что начинается как идиллическое уединение в роскошном особняке с солярием в горном Шварцвальде, быстро превращается в клаустрофобный кошмар. Преувеличенно обходительная Ольга и педантичный Ханс вынашивают зловещие намерения, а их гости переживают сверхъестественный опыт, связанный с прославленным местным изобретением — часами с кукушкой. Тикающий механизм оживает, выпуская не только искусственную птицу, но и зловещие силы Шварцвальда, а Марк начинает догадываться, что обмен домами — часть древнего ритуала, связанного с воровством душ, который теперь будет применён к его нерождённому ребёнку. Единственный шанс на спасение — разгадать механизм часов, чтобы остановить надвигающийся ужас до того, как кукушка запоёт в последний раз.
Испано-немецкий ужастик базируется на языческих ритуалах проводов зимы в юго-западной Германии. Постановщица Мар Таргарона («Фотограф из Маутхаузена») выводит на первый план противопоставление двух пар, но интересно меняет наше представление о том, как должны выглядеть протагонисты и злодеи. Последние кажутся милейшими людьми, к первым хватает вопросов.