12 фильмов и сериалов, которые стоит посмотреть после четвертого сезона «Очень странных дел»
Финального возвращения ребятни из Хоукинса ждать еще минимум 2 года, а значит, наступило время теорий, отсылок, пасхалок и бесконечного прослушивания Running Up That Hill в исполнении Кейт Буш. Предлагаем посмотреть фильмы и сериалы, которые не только скрасят расставание, но и помогут вернуться назад в прошлое к источниками вдохновения как новых серий «Очень странных дел», так и общей концепции шоу братьев Даффер.
Векна — самый запоминающийся злодей «Очень странных дел»: именно пугающий паукообразный протагонист считается основной удачей четвертого сезона. Как известно, главный закон братьев Даффер гласит: «Всё новое — хорошо забытое старое», — а потому нетрудно отыскать ближайших родственников Первого — Фредди Крюгера, танцующего клоуна Пеннивайза, монстра с чердака из «Восставшего из ада» и Майкла Майерса.
Как и бессмертный маньяк с улицы Вязов, Векна (Джейми Кэмпбелл Бауэр) пробирается в сознание подростков, когда те особенно уязвимы, да и его ладонь, увенчанная острыми ногтями, подозрительно похожа на перчатку Фредди. Даже бессменный исполнитель роли мерзавца Роберт Инглунд появился в четвертом сезоне шоу Дафферов в образе Виктора Крила. Но не Крюгером единым: Нэнси (Натали Дайер) — духовная наследница тезки из «Кошмара», а в первом сезоне «Очень странные дела» даже воссоздали сцену, где Глен (а теперь уже Стив) залезает в окно возлюбленной.
Легендарный слэшер Уэса Крейвена пусть стилистически и несколько состарился (но не для фанатов жанра), но идейно пугает не меньше, чем в 80-х: Фредди удерживает планку ужаса, Нэнси (Хэзер Лэнгенкэмп) выглядит самой человечной и понятной последней девушкой из пантеона выживших героинь, а Джонни Депп сквозь водопады крови движется к взлету карьеры.
Следом за Фредди Крюгером стоит поговорить и о Пеннивайзе: как и Векна, клоун из Дерри обладает повышенной чувствительностью к травмированным подросткам, страдающим из-за пагубного климата в семье и школе. С момента выхода романа Стивена Кинга прошло 36 лет, но ситуация едва ли изменилась — забитые, одинокие и неуверенные в себе школьники чаще становятся жертвами. И дело не только в монстрах.
Дилогия Энди Мускетти вышла довольно неровной: пусть первая глава и считалась духовной сестрой «Очень странных дел», вторая заблудилась по дороге к клубу неудачников. А вот телепьеса Томми Ли Уоллеса идейно куда ближе к дидактике братьев Даффер: чудовища чудовищами, но единственное, что может спасти от всех бед на свете, — это дружба. И финал четвертого сезона лишь подтверждает это. Впрочем, не обошлось и без визуальных заимствований: воздушные шарики в сцене зимних танцев лопаются так же, как когда-то в библиотеке Дерри.
Пусть со временем мини-сериал 1990 года подзабылся, но стоит дать ему еще один шанс — и не только потому, что культового злодея сыграл Тим Карри.
И снова Стивен Кинг: вероятно, вселенная Короля ужасов повлияла на архитектуру Хоукинса даже сильнее, чем одноэтажная Америка другого Стивена — Спилберга. Снова и снова братья Даффер открывают очередную страницу автора, чтобы дополнить мозаику «Очень странных дел». Первый опубликованный роман Кинга и первая экранизация, поставленная Брайаном Де Пальмой, вышли еще в 70-х, но, как и в случае «Оно», пугающий сюжет не знает сроков годности.
Издевательства одноклассников, через которые проходит Оди, уже выпадали на долю другой девочки, владеющей телекинезом (и множества детей без сверхспособностей), а сцена на роллердроме копирует выпускной бал из фильма Де Пальмы. Но, в отличие от «Кэрри», в «Очень странных делах» буллинг играет скорее психотерапевтическую роль и становится очередной выбоиной на пути Одиннадцатой к взрослению, а не бесповоротным финалом.
Культовая подростковая комедия Эми Хекерлинг стала основным предметом разговора Стива и Робин (Джо Кири и Майя Хоук) в первой серии четвертого сезона. В прокате, где работают закадычные приятели, фильм брала пассия Робин Вики (Эмибет МакНалти): пауза на кассете позволила предположить, что той тоже нравятся девчонки. Вполне вероятно, гипотеза подтвердится, но узнаем наверняка уже в пятом сезоне.
Пусть в «Беспечных временах» нет ни монстров, ни телекинеза, ни секретных лабораторий, но стилистически лента перенасыщена всем, за что мы так любим 80-е: торговый центр, игровые автоматы, яркие шмотки и поп-хиты, которые захочется добавить в плейлист. Хекерлинг одной из первых откровенно заговорила о подростковой сексуальности (в первую очередь женской), гормональном буме и тяге к раскрепощенности, выйдя за рамки поцелуев на заднем сидении из ромкомов Джона Хьюза. Взросление ждет и ребятню из Хоукинса: пока «Очень странные дела» — шоу довольно целомудренное, но, вероятно, в пятом сезоне банда лузеров перешагнет порог совершеннолетия.
Пускай в «Очень странных делах» все пришельцы родом из Изнанки, а не из космоса, «Секретные материалы» к шоу братьев Даффер куда ближе, чем кажется, и дело не только в похожих мелодиях опенинга. Теории заговора, засекреченные эксперименты правительства, угрюмые военные, которые стремятся уничтожить всех паранормальных нарушителей спокойствия, и похищение детей — на этих столпах американского фольклора XX века держатся оба сериала. Как и в «Странных делах», Малдер и Скалли (Дэвид Духовны и Джиллиан Андерсон) то воюют с чудовищами из всех возможных измерений, то пытаются раскрыть чудовищный заговор правительственных ведомств.
Детище Криса Картера — огромный мир с собственной мифологией и устройством вселенной, к нему так просто не подступиться. Советуем новичкам начать забег с полного метра «Борьба за будущее», а тем, кому нужны неоспоримые доказательства общего генома, рекомендуем к просмотру 11-ю серию 1-го сезона. Малдер и Скалли защищают девочек Еву 9 и Еву 10 — дочки загадочного эксперимента внешне идентичны и обладают телекинетическими способностями. Кстати, опыты остановили как раз на десятой Еве. Несложно догадаться, к чему мы клоним.
Жуткая трагедия, произошедшая в ноябре 1974 года в Амитивилле, стала одним из самых резонансных убийств, связанных с паранормальной активностью: мужчина, отправивший на тот свет жену и детей, объяснил кровавую расправу голосами в голове. Семья, которая после поселилась по злополучному адресу Оушен-Авеню, 112, лишь подтвердила потустороннее присутствие.
Пугающие события легли в основу романа Джея Энсона, а книга, в свою очередь, породила бесчисленное количество экранизаций — от классического хоррора 1979 года до ремейка с Райаном Рейнольдсом (оба по-своему примечательные). Кинематографическая версия амитивилльского кошмара стала вехой в поп-культурной энциклопедии ужасов: Дафферы явно интерпретируют именно этот эпизод в очертаниях судьбы семейства Крил. Но, конечно, со сноской на особенные силы Генри.
Франшиза о ксеноморфах продолжает расползаться по медиа, как черная дыра по космосу. Неудивительно, что склизкие щупальца коснулись и шоу Дафферов. Завершение классической тетралогии можно считать самым недооцененным фильмом франшизы — культ материнского начала, клоны и гибрид человека и монстра.
Дафферам всё нипочем, когда дело касается любимого талисмана «Странных дел» — Вайноны Райдер. Будущая Джойс Байерс сыграла одну из главных ролей в фильме Жан-Пьера Жёне, и линия с побегом из тюрьмы на Камчатке изобилует как отсылками, так и прямыми цитатами к четвертой, а кое-где и третьей части «Чужого» (стеклянные колбы в лаборатории и «поцелуй» Демогоргона). Будьте осторожны, стоит посмотреть «Воскрешение», как моментально захочется совершить гастроли по всей франшизе: пожалуй, это отличный способ скоротать вечера в ожидании пятого сезона.
О слэшерах 80-х можно говорить бесконечно, равно как и хиты пересматривать: братья Даффер предлагают целую палитру отсылок к культовым ужастикам, но интересует авторов не только цитатность, но и общая социальная обстановка эпохи. Полюбившийся всем Эдди Мансон (Джозеф Куинн) и преследование «Клуба адского пламени» стали отражением сатанинской паники, охватившей Штаты в 80-е. Культы, секты, ритуальные убийства заставляли жителей маленьких городков запирать двери на ночь и прятать револьверы под подушкой. Подстегивал ажиотаж вокруг и серийный убийца из Калифорнии: Ричард Рамирес оставлял на местах многочисленных преступлений пентаграммы. У Дафферов не хватило ни хронометража, ни желания сгущать краски и упоминать «Ночного охотника» в «Странных делах», но психопат стал одним из главных злодеев в шоу других любителей поп-культурных аллюзий — Райана Мёрфи и Брэда Фалчука.
9-й сезон «Американской истории ужасов» посвящен наследию 80-х в зоне страха, переживанию травматичного опыта и подростковым драмам — темам, которые так или иначе покоятся в одной плоскости с «Очень странными делами». Разумеется, крови в лагере на озере пролито больше, а крики звучат громче, но интонация неизлечимых душевных ранений прослеживается так же отчетливо.
«Бескрайняя ночь» сюжетно простирается дальше прочих от «Очень странных дел»: научно-фантастическая лента, практически радиопьеса черпает вдохновение в «Сумеречной зоне» и «Войне миров» Орсона Уэллса. Схожесть проектов проще всего проследить именно в отношении к цитатности: на отсылках, вычлененных из культурного кода страны, режиссер-дебютант Эндрю Паттерсон выстроил собственный мир — одновременно новый и узнаваемый, как это однажды сделали и Дафферы.
Пока весь город голосит на трибунах важного баскетбольного матча, молодые люди Фэй и Эверетт (Сьерра МакКормик и Джейк Хоровиц) получают странные звонки в эфир радиостанции — в небе застыло нечто странное, связь прерывают помехи, а в груди поселилось гнетущее предчувствие того самого близкого контакта. «Бескрайняя ночь» состоит целиком из ожидания — то ли неминуемого вторжения, то ли не менее неминуемого взросления. «Странные дела» — сериал куда более нетерпеливый, но желание верить во что-то за гранью нормального одинаково жгучее.
Фильм «Лето 84» (не стоит путать с «Летом’85» Франсуа Озона) вышел через год после старта «Очень странных дел»: лента изо всех сил мечтает быть шоу Дафферов, но выходит лишь наполовину. Четверо мальчишек взрослеют в пригороде (вот они слева направо: Грэм Верчир, Джуда Льюис, Калеб Эмери и Кори Грютер-Эндрю) — играют в прятки, катаются на велосипедах и стрекочут по рации о важных делах. На пороге шестнадцатилетия лоботрясы попадают в хичкоковскую коллизию: под подозрение попадает добрый сосед и бывший полицейский Маки (Рич Соммер). Расследование серийных убийств приводит мальчишек к кровавой развязке, но движутся поиски излюбленными тропинками — ругань с родителями, бинокли, первая любовь, проверка дружбы на прочность и бесконечные улики.
Несмотря на некоторую харизму, фильм так и остается пригодным в основном для списка «Что смотреть, если скучаешь по 80-м и ждешь нового сезона «ОСД»», поэтому нельзя не упомянуть «Лето 84» и в этой подборке.
Если бы «Очень странные дела» родились в Европе, а не Америке, то получилась бы «Тьма», скажете вы. И будете отчасти правы, но не только Netflix снимает научно-фантастические истории о подростках. «Паранормальные» — фильм норвежского режиссера и сценариста Эскиля Вогта, своего рода «Люди Икс», поставленные на языке фестивального кино. Под прицелом Вогта тоже оказываются необычные дети, и тоже раненные снаружи и внутри: юнцы могут читать мысли, двигать предметы и общаться на расстоянии, но самостоятельно разобраться, что такое хорошо и что такое плохо, пока им не удается.
«Паранормальные», следуя заветам Стивена Кинга, интересуются тем, как любая власть (особенно физическое превосходство) меняет самоощущение даже самого юного человека, а безобидная игра может обернуться насилием в один момент.
«Очень странные дела» и Уэс Андерсон? Да! Последний пункт списка станет выражением симпатии к Сьюзи (Габриэлла Пиццоло) — девочке-вундеркинду из Солт-Лейк-Сити, которая покорила сердце Дастина (Гатен Матераццо) в летнем лагере. Братья Даффер слишком хорошо умеют создавать персонажей, в которых невозможно не влюбиться, и Сьюзи — одна из них (уповаем на то, что линия героини расширится в 5-м сезоне).
Поп-культурная энциклопедия 80-х дала сбой в доме семейства мормонов в Юте — крошки Бингхэмы словно сбежали из соседнего съемочного павильона, где правит Уэс Андерсон. Симметрия, наезды камеры, скрипичная мелодия и разговоры через открытое окно — всё это роднит киноязыки «Странных дел» и режиссера-кукольника. К тому же главную героиню в «Королевстве полной луны» тоже звали Сьюзи — едва ли совпадения случайны, да и у тяги к приключениям абсолютно схожая природа. В любом случае пересмотреть летом «Королевство полной луны» никогда не будет лишним.