Что смотреть на фестивале «Докер-2025»
С 4 по 14 сентября 2025 года в Москве, в киноцентре «Октябрь» и центре «Зотов», пройдет 11-й международный фестиваль документального кино «Докер». В программу вошли 67 авторских фильмов из 30 стран мира, большинство из которых будут показаны в России впервые. Отмечаем 10 наиболее интересных работ: из двух традиционных конкурсов — основного и короткометражного, а также из программ «Докер Арт», «Док Терапия» и «Док Станция».
Основной конкурс
Жизнь иракской молодежи после подавления протестного восстания на площади Тахрир в Багдаде в 2019 году. Фильм, разделенный на три главы, начинается с истории 22-летней Майло, феминистки. После протестов ее целый год держали дома взаперти. Отец сжег все ее вещи, включая документы. Чтобы выйти из дома, Майло вынуждена надевать одежду брата. Она встречается с подругой и строит планы эмиграции из Ирака. Вторая история — о Халили, обычном парне, который открывает для себя фотографию и видеосъемку. Его кадры, сделанные во время восстания, переносят нас в самую гущу событий. Но, когда протестное движение угасает, он не находит в себе сил вернуться к повседневной жизни. Новая акция в здании Парламента вселяет в него надежду.
Восстание 2019 года, возглавленное преимущественно молодежью и студентами, было направлено на подрыв системы, которую установили в стране после вторжения США в 2003 году. Поэтому фильм Майи Чуми дает не столько объективную картину событий, сколько портрет отчаявшихся молодых героев. Майло любит Багдад, но боится оставаться в нём: с каждым годом положение женщин становится всё более угнетенным. Одна из самых сильных сцен — ее разговор с девушкой, показывающей фотографии увечий, нанесенных собственным отцом при молчаливом согласии общины. Халили подарил режиссеру не просто историю, а впечатляющую хронику — живые интервью с поля боя, кадры столкновений с полицейскими, которые стреляли на поражение и применяли слезоточивый газ. Сам Халили был ранен в руку. В бреду под морфием он говорит, что не понимает, за что власти так поступают с ними, и прямо сейчас намерен дойти до правительства, чтобы обо всём рассказать — в надежде, что всё наладится. Пронзительное кино.
Doker Shorts
Мужчина слышит, как в дверь его квартиры настойчиво и громко стучат. Он подходит и видит в глазок двух чернокожих парней с гангстерской внешностью, которые требуют впустить их. Закадровый голос спрашивает: «Поддаетесь ли вы предрассудкам? Задумаетесь ли вы об оружии?» Дальше перед нами разворачивается история еврейского мальчика, который терпел издевательства в школе, пережил новость о нападении на мать, а также время разгула и истерии в Лос-Анджелесе из-за маньяка, известного как Ночной сталкер.
Дэниел Робин, лауреат фестиваля «Сандэнс» в категории короткого метра, представил 12-минутное рассуждение об Америке. Он задается вопросом: как у обычного мальчика может возникнуть желание взять в руки оружие? Почему и в какой мере оно дарит чувство безопасности? Что становится триггером? Из насыщенного и экспериментального видеоряда зритель понимает, что немалую роль в этом играет массовая культура и ее представления о маскулинности. В то же время проект Робина не становится откровением: он лишь подсвечивает точки, в которых у человека зарождаются чувство небезопасности и страх.
Doker Shorts
Над героиней проекта, Кристиной, издевался муж. В монологе она рассказывает, что он подвешивал ее за руки к потолку, избивал и тушил об нее окурки. В критический момент, когда жизни Кристины угрожала опасность, она убила его и получила десять лет тюрьмы. После освобождения по УДО Кристина попадает в центр «Нечужие», который помогает женщинам, жертвам домашнего насилия, обрести нормальную жизнь.
Режиссеркой 30-минутного фильма о домашнем насилии и женских тюрьмах выступила Нина Изотова. Она же начальница пресс-службы краевого ГУФСИН. Благодаря своей основной профессии Изотова хорошо знает, с какими трудностями сталкиваются женщины, на которых государство поставило клеймо «убийцы». В фильме автор делает акцент не на жизни осужденных в пермских колониях, а именно на реабилитации Кристины. Как сказала одна из героинь, если в тюрьме рано или поздно все адаптируются к режиму, то на свободе никто не помогает справляться с чувством одиночества и неустроенности. История Кристины, как понимает зритель, лишь одна из немногих с относительно благополучным развитием событий.
Основной конкурс
80-минутный фильм переносит нас в уезд Ават, родину знаменитого длинноволокнистого хлопка в Синьцзяне, и знакомит с двумя семьями, которые живут за счет его выращивания. Мы знакомимся с ними в напряженный сезон сбора урожая — с нехваткой рабочих рук, травмами и нескончаемыми дождями. Но, несмотря на трудности, семьи помогают друг другу, находят силы радоваться мелочам и вместе отмечают праздники, веря, что собранный хлопок принесет им достойный результат.
Съемочная группа погрузилась в фермерский быт героев на два года, чтобы запечатлеть жизнь изнутри. «Облака на земле» снимались без сценария, полагаясь лишь на повседневность семей, рассказал режиссер Гуойи Лю. «Мы не рассказчики, а очевидцы», — добавляет он. Хотя фильм посвящен хлопку, картина дает более широкий взгляд на регион, показывая пейзажи и сосуществование разных этнических групп. «Однажды за завтраком я ел блины в стиле сибэ, уйгурскую лепешку наан, казахский молочный чай и пекинскую кашу. Это заставило меня осознать, что Синьцзян не похож ни на одно другое место в Китае», — вспоминает Лю. Фильм можно описать как поэтический портрет сельской жизни с богатой фактурой.
«Докер Арт»
Павел Филонов — одна из наиболее самобытных фигур русского авангарда начала ХХ века. Главный вопрос, который ставит в фильме режиссер Никита Снегов, — почему он и его живопись многие годы оставались в тени современников: Малевича, Татлина, Ларионова. Эксперты, в том числе ведущие зарубежные исследователи русского искусства, предлагают свои ответы: одни — более практические, другие же связывают это с уникальным творческим стилем художника. Последнему, к сожалению, в фильме уделено меньше всего внимания, но даже в общих чертах зритель сможет получить представление об аналитическом методе Филонова.
Сам фильм представляет собой скорее классическую телевизионную работу: интервью с экспертами-героями чередуются с хроникальными материалами и демонстрацией полотен художника. Однако Снегов следует духу времени — Филонов «оживает» с помощью технологии дипфейк и обращается к зрителю цитатами из своих дневников. Некоторую монотонность разбавляет и попытка режиссера оживить макабрические, удивительные художественные миры полотен Филонова при помощи нейросетевой анимации. Самая остросюжетная часть фильма — история о том, как парижский Центр Помпиду выкупил рисунки художника у воров-контрабандистов, а Русский музей и КГБ пытались их вернуть на родину.
Основной конкурс
Семипалатинский испытательный полигон — первый и один из крупнейших ядерных полигонов СССР — занимал 18,5 тысяч квадратных километров. Площадь территории чуть меньше современных Словении и Израиля. Полигон функционировал с 1949 по 1991 год. На гигантской территории было расположено несколько закрытых городов, сейчас там, разумеется, никто не живет. Однако не стоит думать, что у более чем 40 лет ядерных испытаний нет никаких последствий. Изотопы америция и урана распадаются сотни, а то и тысячи лет. В ближайших к полигону деревнях рождаются дети с врожденными заболеваниями, родители пытаются выбить из правительства компенсации, ученые обосновывают претензии граждан и ищут пути им помочь.
Для документалистки Жананы Курмашевой фильм «Мы здесь живем» стал полнометражным дебютом. В этом году его показывали на престижных смотрах неигрового кино в Копенгагене, Торонто и Мюнхене. С одной стороны, Курмашева показывает современность — бюрократические страдания родителей больных детей и продолжающиеся исследования почвы бывшего полигона. С другой, постановщица разбавляет повествование кадрами хроники с жуткими испытаниями, которые много лет назад местные жители воспринимали как безобидный салют и выходили на улицу всем селом, чтобы на него посмотреть.
«Док Терапия»
Много лет назад знакомая свела квебекскую постановщицу Лоранс Коте-Коллинз со своим братом Билли, тогда еще одиноким подростком, который очень любил записывать себя на камеру. Отношения были исключительно дружеские. Молодой режиссер решила сделать фильм о парне с очевидными ментальными проблемами. Никто не интересовался странноватым поведением Билли и его приступами, пока он однажды не напал на Лоранс с ножом. Состояние парня ухудшалось, никто не помогал. Однажды во время очередного приступа Билли убил двух человек и оказался в тюрьме на десять с лишним лет. Лоранс возобновила с заключенным общение и начала обмениваться с ним письмами и видео.
Канадская сценаристка и телеведущая Лоранс Коте-Коллинз рассказывает совершенно жуткую недавнюю историю. Постановщица не боится говорить о собственной алкогольной зависимости. Фильм показывали на фестивалях Visions du Réel в Ньоне, а также в Сиэтле и Монреале. Шизофреник Билли не получил вовремя лечения, перестал себя контролировать и совершил преступление. Но кто на самом деле виноват? Коте-Коллинз не в хронологической последовательности показывает все ключевые события биографии парня. В руках у режиссера и уникальные записи подросткового возраста, и допросы в полиции, и интервью сегодня. Не очень понятно, куда смотрели родственники, жертв точно можно было избежать. Коте-Коллинз поднимает исключительно важную тему раннего диагностирования психических заболеваний и помощи пациентам. Билли со своим состоянием остался совсем один.
«Док Терапия»
Режиссер Хенрике Мейер оказалась в творческом тупике: новых идей нет, финансирование на каждый следующий проект приходится искать мучительно долго. Чтобы снимать жилье в Берлине и нормально питаться, постановщица становится актрисой массовки. Роли учить не надо, в телевизионных проектах редко бывает больше трех дублей. Платят 55 евро в день, а еще кормят обедом. И так шесть дней в неделю. Мейер, превращаясь в других людей на регулярной основе, становясь никем, начинает острее воспринимать мир вокруг и свое место в нём.
«Массовка» напоминает дневниковое кино и впечатляет исповедальной интонацией. Мейер обнажает перед зрителями все свои страхи и переживания. Получится ли после дауншифтинга перезапуститься и снова стать режиссером? Может ли массовка стать спасением, возможностью передохнуть и преодолеть экзистенциальный кризис? Из-за постоянного стресса и неудач у автора даже начались проблемы со здоровьем. Сначала Мейер весьма иронично показывает свои собственные будни актера, которому нужно только ничего не портить, но вскоре заводит дружбу с коллегами, а зрители проникаются душевными беседами за кулисами съемок.
Doker Shorts
Каждое утро немолодая Алис ездит на поезде полтора часа из загородного дома на работу в крупный населенный пункт. В дороге дама регулярно звонит сыну Хьюго и рассказывает последние новости. Муж Алис Джузеппе вышел на пенсию, не понимает, почему жена продолжает работать, и мается от скуки днями напролет. Пожилые супруги видят друг друга лишь ранним утром и перед сном.
Французский режиссер Хьюго Мадзоколи снял документальное кино о собственных родителях. Милая зарисовка посвящена как ленивым дням на лоне природы, так и постоянным повторяющимся поездкам на поезде. Получается любопытный контраст движения и статики. Муж спокойно принял переход на экономичный пенсионный режим. Жена же словно бы боится, что, если оставит работу, потеряет себя, признает старость.
«Док Станция»
Мурманская судья Юлия Андреевна Гринь разбирает непростое дело. Пенсионерка Пономарёва стала жертвой телефонных мошенников, которые обманным путем заставили пожилую женщину взять большой кредит в банке. В качестве залога была представлена квартира пенсионерки. Мошенники исчезли, а кредиты Пономарёвой возвращать нечем, сейчас ей попросту негде жить. Перед судьей встает непростая задача, решение может стать прецедентным и изменить практику разбирательств подобных дел.
Постановщица Дарья Хренова («Страна медведей» и «Незамерзающий порт надежды») подошла к хорошо известной проблеме телефонного мошенничества с неожиданной стороны. Зрители узнают историю пенсионерки, но на первом плане честная судья, которой представляется возможность проявить эмпатию и сострадание. Центрального персонажа Хренова рисует как обычного и весьма приятного человека. Гринь бегает по утрам, любит играть с мужем в бильярд и с теплотой говорит про Мурманскую область. Может быть, получается несколько комплиментарный портрет, но уж больно хороша фактура.