Что посмотреть после «Субстанции»?
«Субстанция» Корали Фаржа — одно из главных кинособытий 2024 года. Едкий феминистский боди-хоррор стал настоящей сенсацией в Каннах, откуда увез приз за лучший сценарий, а затем хорошо выступил в прокате. Теперь картину можно посмотреть в Okko. Кажется, ни об одном фильме ужасов в этом году не говорили так много и не спорили так громко, как о «Субстанции». Если вы остались в восторге от увиденного и хотите посмотреть еще что-нибудь в том же духе, то наша подборка как раз для вас.
Эдвард (Себастиан Стэн) страдает от нейрофиброматоза, из-за чего всё его лицо покрыто множественными опухолями. Он ведет затворнический образ жизни, хотя мечтает о карьере актера и снимается в социальной рекламе против дискриминации. Однажды он знакомится с новой соседкой-драматургом Ингрид (Рената Реинсве). Чтобы понравиться девушке, он решается на экспериментальное лекарство от болезни. Когда Эдвард обретает новое лицо «голливудского красавчика», его жизнь налаживается. Как-то раз он случайно встречает Ингрид, которая думает, что Эдвард, которого она знала, умер. Оказывается, та написала целую пьесу по мотивам их взаимоотношений. Он проходит пробы, получает главную роль (по сути, самого себя) и сближается с Ингрид. Всё идет как по маслу, пока у Эдварда не появляется конкурент по имени Освальд (Адам Пирсон).
Так совпало, что «Субстанция» и «Другой человек» вышли в российский прокат с разницей в две недели. Иронично, но оба фильма о принятии себя эксплуатируют даже один и тот же сюжетный ход с «чудо-лекарством», которое ненадолго делает жизнь главных героев лучше, но обременяет их последствиями. Однако стилистически фильмы отличаются разительно. У Фаржа много крупных планов и динамичная музыка, а картина Аарона Шимберга развивается в сумрачно-ироничной реальности с двойниками.
1979 год. Техас. Молодая и амбициозная порноактриса Максин Минкс (Миа Гот) вместе с коллегами и своим парнем-продюсером Уэйном (Мартин Хендерсон) приезжает на арендованную ферму. Здесь они намереваются снимать фильмы для взрослых, вот только всё осложняется одним обстоятельством: пожилая пара, у которой они арендовали дом, ведет себя странно. В старушке по имени Пэрл (загримированная Миа Гот) просыпается непреодолимая похоть, и та начинает донимать молодых людей. Последним это, понятное дело, не нравится, но они и не подозревают, на что способна эта женщина.
Равно как и «Субстанция», первая глава слэшер-трилогии Тая Уэста также эксплуатирует страх человека перед старением. Это подчеркивается в первую очередь за счет того, что Максин и Пэрл играет одна и та же актриса. Последняя завидует молодости главной героини. Картину едва ли можно назвать чистокровным боди-хоррором, но в ней предостаточно телесных сцен, вызывающих при просмотре сопоставимый дискомфорт. Некоторые особенно впечатлительные даже могут счесть «X» столь же травмирующим зрительским опытом, другие — из тех, у кого нервы покрепче, — на редкость глубоким фильмом. Во многом это и роднит ленту Тая Уэста с «Субстанцией».
Мэделин (Мэрил Стрип) незадолго до свадьбы уводит у своей подруги Хелен (Голди Хоун) жениха — известного пластического хирурга Эрнеста Менвилла (Брюс Уиллис). 14 лет спустя женщин снова сводит судьба. Мэделин изо всех сил старается выглядеть привлекательно, а вот Хелен, кажется, не делает для этого ничего, а выглядит всё равно молодо. Первая, не желая уступать бывшей подруге, покупает за огромные деньги у одной старой дамы эликсир бессмертия. Вскоре ей предстоит выяснить, что вечная жизнь — это не столько дар, сколько страшное проклятие.
Крайне изобретательная черная комедия от Роберта Земекиса и сценариста Дэвида Кеппа, про которую сейчас вспоминают не так уж и часто. Удивительно, но при ближайшем рассмотрении у «Субстанции» можно отыскать с фильмом немало общего. Во-первых, главные героини злоупотребляют возможностью продлить молодость и страдают от этого, притом тщательно скрывая несовершенства. Во-вторых, у фильмов поразительно похожи концовки, а если быть точным, финальные кадры с оторванными головами на асфальте. Можно предположить, что Корали Фаржа во время работы над своей лентой почерпнула из фильма «Смерть ей к лицу» некоторые западающие в память образы.
Сет Брандл (Джефф Голдблюм) — одержимый научным прогрессом и жаждой знаний изобретатель. Во время эксперимента с телепортацией собственного тела происходит несчастный случай — в кабинку залетает муха. Затем ученый медленно начинает превращаться в насекомое, словно в рассказе Франца Кафки. Свидетелем этих изменений становится его девушка Вероника (Джина Дэвис).
Наша подборка никак не могла обойтись без признанного короля жанра телесных ужасов — Дэвида Кроненберга. Фаржа в многочисленных интервью признавалась, что культовый хоррор «Муха» был для нее одним из главных источников вдохновения. И это видно невооруженным глазом даже во время просмотра отдельных сцен. В первую очередь речь идет об эпизодах с телесными деформациями. Страшные метаморфозы, происходящие с героем Голдблюма, также служат в качестве иносказательного элемента. Их можно трактовать как метафору человеческого старения или изменений, происходящих под воздействием алкоголя и запрещенных веществ. В 1987 году фильм получил премию «Оскар» за лучший грим. Не исключено, что в грядущем наградном сезоне ее удостоится «Субстанция».
Мир недалекого будущего. Фанатизм в отношении знаменитостей достиг апогея: люди грезят заполучить болезни любимых кумиров и готовы платить за это баснословные деньги. Сами вирусы защищены от пиратского копирования. На черный рынок идти смысла нет, ведь там могут подсунуть нелицензионный продукт. Именно для этого существуют официальные «клиники», где подобным товаром торгуют на легальных основаниях. Именно в одном из таких заведений работает Сид Марч (Калеб Лэндри Джонс).
Брэндон Кроненберг — достойный продолжатель дела своего отца. Его фильмография также пестрит западающими в память боди-хоррорами. «Антивирус», полнометражный дебют Брэндона, в год выхода многие критики называли «новой классикой ужасов». Картина с той же яростью обрушивается на индустрию развлечений и общество потребления, манифестом против которых была и «Субстанция». Правда, несмотря на схожую тематическую направленность, динамика у картин отличается довольно сильно. Если у Фаржа это бешеная клиповая энергетика, то у Кроненберга-младшего — медитативный темпоритм, характерный для фестивального кино.
Танцовщица Алексия (Агата Руссель), пережившая в детстве страшную автомобильную аварию, страдает от разного рода психосексуальных патологий. У нее частенько проявляется нездоровая тяга к физическому насилию, причинению боли себе и другим, а также пиромании. Однажды, зайдя слишком далеко, она бросается в бега, решив изменить внешность до неузнаваемости. Волею судеб пожилой пожарный Венсан (Венсан Линдон), одержимый идеей вечной молодости, принимает Алексию за своего пропавшего сына.
Фаржа была не первой француженкой, чей боди-хоррор произвел настоящий фурор в Каннах. За три года до нее «Золотую пальмовую ветвь» там взял «Титан» Жюлии Дюкурно. И, пожалуй, это наиболее близкое к «Субстанции» произведение, причем во всех отношениях. Это столь же бескомпромиссное и безумное зрелище, в котором за ширмой эпатажа и провокации припрятан самый что ни на есть гуманистический посыл. Пересказывать происходящее так, чтобы тебя не записали в душевнобольные, — задача почти невыполнимая. Лучше один раз увидеть!
Билл Уитни (Билли Уорлок) — с виду рядовой представитель золотой молодежи. Он живет в Беверли-Хиллз вместе с богатыми родителями и сестрой. Его постоянно мучают кошмары, и даже походы к психотерапевту ситуацию не улучшают. Однажды от бывшего ухажера сестры он получает кассету с записанной на ней оргией с участием его семьи. Так он вместе с другом Майло (Эван Ричардс) нападает на след тайного общества, состоящего из существ, которые лишь внешне напоминают людей.
«Общество» — дебютный фильм Брайана Юзны. В свое время он заслуженно снискал славу одного из самых извращенных боди-хорроров за всю историю кинематографа. Не лишился он этого титула даже в 2024 году. Развязка «Субстанции», где появляется монстр ЭлизаСью, скорее всего, покажется вам относительно приемлемым зрелищем после просмотра этой ленты. Правда, «Общество» — это в первую очередь всё же обличительная сатира, а потом уже фильм ужасов. Картина Юзны насквозь пронизана фрейдистской психологией и критикой капитализма.
Осень 1977 года. Молодая американка Сюзи Бэннон (Дакота Джонсон) поступает в балетную академию в Берлине. Там она заводит дружбу с Сарой (Миа Гот). Ее прибытие совпадает с исчезновением одной из воспитанниц школы — Патришии Хингл. Вскоре новоиспеченные подруги начинают подозревать, что с учебным заведением что-то не так. Их опасения подтверждаются: балетмейстеры оказываются ведьмами не только в переносном, но и в прямом смысле.
«Суспирия» 2018 года — ремейк одноименного джалло Дарио Ардженто. Позаимствовав у итальянского мастера приблизительные очертания сюжета, режиссер Лука Гуаданьино создал самостоятельное и, главное, совершенно непохожее на оригинал произведение. Если вам вдруг не хватило телесности в «Субстанции», эта лента — ваш идеальный кандидат для вечернего просмотра. Чего только стоит одна сцена с Ольгой в зеркальной комнате! Еще «Суспирия» может быть интересна как некая антитеза картине Корали Фаржа с ее критикой патриархата и мейлгейза: Лука Гуаданьино показывает, что и закрытое женское общество может быть жестоким и авторитарным.
Мир недалекого будущего. Саре (Карен Гиллан) диагностируют неизлечимое заболевание с крайне высокой степенью летальности. Она принимает решение клонировать себя по программе «Замена», дабы не причинять своей кончиной близким людям боль. Сара прививает дубликату свои привычки, хобби и предпочтения, делая ее идентичной себе. Вот только выясняется, что на тот свет ей пока рановато: болезнь внезапно и бесследно отступает. Но вернуть всё, как раньше, уже не так просто, поскольку двойник успел обжиться в новой среде и нравится он всем куда больше оригинала.
Знакомый мотив, не правда ли? Возможно, вам сразу вспомнилась фраза, ставшая визитной карточкой «Субстанции». Вы когда-нибудь мечтали стать лучшей версией себя? Если вы получили удовольствие от фильма Фаржа благодаря изящно завернутому в сюжет режиссерскому посланию, то и этот психологический сай-фай также имеет все шансы прийтись вам по душе. На концептуальном уровне «Субстанция» и «Клон» довольно созвучны и говорят об одном и том же — пагубных последствиях ненависти к себе.
Трое друзей отправляются на ежегодную охоту в пустыню. Один из них прихватывает с собой за компанию девушку по имени Джен (Матильда Лутс). Она становится жертвой изнасилования, а пытаясь сбежать, падает и разбивается о скалы. Вот только, к несчастью для надругавшегося над ней подонка и двух его друзей, Дженнифер выживает и принимается жестоко мстить своим обидчикам.
Самые проницательные кинокритики еще в 2018 году предрекали француженке большое будущее. Уже в дебютной для Фаржа «Выжившей» был заметен уникальный режиссерский почерк, которому однажды было суждено выстрелить: феминистский посыл, яркая палитра красок, беспрецедентно натуралистичное насилие, телесность и технорейв-аккомпанемент. Всё это перекочевало и в «Субстанцию». И даже вызывающие отвращение сцены с пожиранием пищи крупным планом.