Человек зверю друг: 10 фильмов о дружбе людей и животных
Человек, если верить Жоржу-Луи Леклерку де Бюффону и Чарльзу Дарвину, произошел от обезьяны. И кино время от времени вспоминает об этой наследственности, перемещая героев из асфальтовых джунглей в самые что ни на есть обычные и заставляя иметь дело с каким-нибудь четырехлапым созданием, которое будит в нём самое лучшее. Рассказываем о заслуживающих внимания семейных фильмах о трогательных отношениях людей и животных.
Так мог бы называться один из эпизодов «Игры престолов», но на деле это рассказ о переживающей смерть дедушки пианистке Альме. Она переезжает в его лесной дом и находит в нём сначала волчонка, принесенного его мамой, а потом и львенка, спасшегося из потерпевшего крушение самолета. Малыши становятся неразлучны друг с другом и Альмой, отказавшейся ради них от места в филармонии, но несчастный случай разделяет их. Уже взрослого волка забирает представитель природоохранного центра, а льва — хозяин цирка.
Режиссер и соавтор сценария Жиль де Мэтр признался, что идею для фильма ему подкинули дрессировщик львов Кевин Ричардсон и дрессировщик волков Эндрю Симпсон, с которыми он вместе работал над «Мией и белым львом» (2018). Сценарий, который он написал с женой Прюн де Мэтр, приходилось переписывать шесть раз, чтобы учесть особенности поведения звездных животных — волка Паддингтона и льва Уотера, которые, к слову, росли вместе с пятинедельного возраста.
Французский режиссер-путешественник Николя Ванье замечательно снимает и пишет проникновенные истории о детях и животных. Можно было бы даже сказать, не боясь каламбуров, что он собаку на этом съел. Впрочем, не только собаку. В «Расправь крылья» предметом спасения — а у Ванье животных и птиц непременно спасают — является исчезающий вид гусей, в «Поли» — пони, в «Волке», действие которого разворачивается в горах восточной Сибири, — волк.
К слову, в «Белль и Себастьяне» за волка, поедающего овец, принимают огромную собаку пиренейской горной породы. Кличку Белль ей дает сирота Себастьян, недавно переехавший из города к приемному дедушке Сезару (Чеки Карио) в деревню, расположенную у самой границы с Швейцарией. Мальчик скучает по маме и воображает, что она просто уехала в Америку, которая начинается прямо за перевалом. Слоняясь целыми днями по горам, он встречает Белль. История осложнена еще и присутствием в окрестностях немецких солдат, оккупировавших Францию и пытающихся помешать евреям бежать в Швейцарию. Ванье чутко и бережно экранизировал книгу Сесиль Обри, передав ее неувядающую трогательность.
Еще одна экранизация. На этот раз книги американской писательницы Кейт ДиКамилло «Парящий тигр», опубликованной в 2001-м и попавшей в число финалистов Национальной книжной премии.
Как и Себастьян в фильме Ванье, главный герой «Парящего тигра» Роб Хортон потерял маму. После ее смерти он и его отец Роберт (Деннис Куэйд) переехали в городок Листер во Флориде, где поселились в мотеле под названием «Звезда Кентукки». Робу сложно выражать свои эмоции, которые он всячески подавляет, да и отношения со сверстниками в новой школе не складываются. Он часто бродит по лесу и однажды находит в нём взрослого тигра, да еще и закрытого в клетке. Вскоре Роб знакомится с Сикстиной — девочкой, которая тоже недавно переехала в Листер, — и, всё больше открываясь ей, рассказывает ей о своей находке. Вместе они решаются освободить тигра. «Парящий тигр» — история для жанра необычная. Животные в кино часто усиливают выразительность тех или иных качеств хозяина, а ДиКамилло идет дальше и вовсе делает тигра живым символом чувств, которые обуревают маленького Роба.
История девятилетней девочки Вики, горько переживающей смерть матери и находящей утешение в подаренном ей соседским фермером щенке, которого она называет Секретом. Проходят годы, Вики превращается в подростка, а вот Секрет всё больше напоминает не пса, а волка, что вызывает обоснованное беспокойство отца Вики и их соседей.
Сюжет «Моего волка» странным образом перекликается с историей, рассказанной в «Белль и Себастьяне», ставшей своего рода современным образцом жанра о дружбе людей и зверей. Тот же переезд из города в сельскую местность, та же потеря близкого и тот же своеобразный твист: в фильме Ванье пса принимают за волка, а здесь — наоборот, волка — за пса. Усиливает эту схожесть и актер Чеки Карио, сыгравший в обоих фильмах.
Последняя на сей момент экранизация популярных романов английского писателя Хью Лофтинга, который придумал эксцентричного ветеринара, доктора Джона Дулиттла (Роберт Дауни — младший), умеющего разговаривать с животными.
Как и в книгах Лофтинга, действие фильма происходит в викторианской Англии XIX века. Правда, Дулиттл пробудет в ней недолго. Опечаленного смертью жены Лили (Касия Смутняк) доктора призывают ко двору еще юной королевы Виктории (Джесси Бакли), умирающей от невиданной болезни. Чтобы спасти ее, Дулиттлу и его животным друзьям придется отправиться на далекий экзотический остров, которым, по совпадению, правит отец его покойной жены — король Расоулли (Антонио Бандерас), полагающий, что именно доктор виновен в смерти его дочери. В общем, новая экранизация приключений доктора Дулиттла пышет Голливудом: вместо животных — сплошь реалистичные CGI-модели актеров первой величины, эмоции и движения которых переданы с помощью технологии захвата движения. Попугая сыграла Эмма Томпсон, гориллу Чи-Чи — Рами Малек, белого медведя Йоши — Джон Сина, пса Джипса — Том Холланд, суетливого страуса — Кумэйл Нанджиани, лису — Марион Котийяр, сумасшедшую утку — Октавия Спенсер, тигра — Рэйф Файнс, а жирафиху — Селена Гомес. Среди актеров, непосредственно появляющихся в кадре, выделяются Джим Бродбент и Майкл Шин в роли соперника Дулиттла. Зрелище в высшей степени пестрое!
Слоны в кино — гости нечастые, возможно, из-за своих размеров, но в историю Джека Кокрона (Билл Мюррей) один из них хоть и с трудом, но уместился. Джек, эксцентричный оратор, выступающий с мотивационными речами, каждая из которых начинается с рассказа о том, как он переживал смерть собственного отца, умершего, по словам мамы, до его рождения, узнаёт, что папа всё это время был жив, но… теперь действительно умер и оставил ему весьма весомое наследство — азиатскую слониху по имени Вера.
Адвокаты почившего отца — клоуна-дрессировщика — рады избавиться от Веры, а вот Джеку придется потрудиться, чтобы найти для нее приют и при этом компенсировать ущерб, который она успела нанести. Перед ним встанет выбор между возвращением Веры на родную Шри-Ланку или ее продажей Терри (Линда Фиорентино) — дрессировщице, работающей в шоу-бизнесе. Впервые в жизни Джека ловкие мотивационные трюки не срабатывают, и ему придется заслужить ее расположение. Путешествие навсегда изменит его к лучшему, а в пути они встретят несколько занятных персонажей, включая молодого Мэттью МакКонахи в роли дальнобойщика Типа. «Больше, чем жизнь» — типичная семейная комедия из 90-х, в которой еще сохранилась эксцентричность сюжетных линий 80-х и приверженность гэгам классической американской комедии (даже довоенной). А еще в ней есть Билл Мюррей!
Экранизация еще одной книги Кейт ДиКамилло рассказывает историю обычной белки, которая, после того как ее случайно засосало в пылесос, чуть не погибла, но была спасена девочкой по имени Флора и обрела суперспособности и новое имя — Улисс.
Вместе они реанимируют брак и карьеру родителей — автора комиксов Джорджа (Бен Шварц) и писательницы в кризисе Филлис (Элисон Хэннигэн) — и повергнут своего врага Миллера, офицера по контролю за животными. Главный злодей в фильме питает неприязнь ко всем белкам из-за одного памятного случая в парке. «Флора и Улисс» — история скорее комедийная, чем драматичная, и весьма оригинальная для жанра. В соответствии с канонами сюжетов, ориентированных на всю семью, довольны будут и дети, и родители.
Повесть Джека Лондона о полуволке-полусобаке по прозвищу Белый Клык, написанная от ее лица, множество раз экранизировалась. В версии Рэндала Клайзера 1991 года она претерпела существенные изменения. Был введен новый персонаж, молодой золотоискатель Джек Конрой (в книге похожую роль исполнял персонаж по имени Уидон Скотт), отправившийся на Аляску из Сан-Франциско во время Золотой лихорадки. На Клондайке у его недавно почившего отца остался участок, который он завещал сыну. Параллельно с попытками Джека (Итан Хоук) выжить в новых условиях, за свою жизнь приходится бороться и Белому Клыку, мать которого застрелили, когда он был щенком.
Пройдя путь, полный трудностей, лишений (Белый Клык и вовсе стал жертвой избивавшего его садиста Красавчика Смита) и соблазнов, в конце концов главные герои обретают покой в обществе друг друга в небольшой хижине, затерянной где-то в Юконе. Классически неспешная постановка Клайзера рассказывает историю взросления, рассчитанную прежде всего на детей и подростков, не боясь при этом довольно реалистично показывать жестокость этого мира, — умение, кажется, безвозвратно утерянное.
На первом плане в экранизации романа Сары Груэн стоит история любви между молодым ветеринаром Джейкобом (Роберт Паттинсон), вынужденным устроиться работать в цирк из-за разразившейся Великой депрессии, и артисткой Марлен (Риз Уизерспун), женой дрессировщика и конферансье Августа, который управляет цирком (Кристоф Вальц). Но второй сюжетной линией (не менее интересной, чем первая) является дружба Джейкоба с недавно купленной для выступлений слонихой. Однажды во время представления она сбрасывает с себя Марлен и навлекает гнев Августа, который ее избивает. Выхаживающий слониху Джейкоб неожиданно узнаёт, что она понимает команды на его родном польском языке и способна на удивительные трюки. Животное становится звездой всего цирка, а работающие с ней Джейкоб и Марлен влюбляются друг в друга.
Особый привкус горечи истории придает и то, что ее рассказывает уже изрядно постаревший Джейкоб, вспоминающий о славных днях своей юности. Картину снял американский режиссер Френсис Лоуренс еще до того, как его накрыла слава франшизы «Голодные игры».
Лена, недавно переехавшая в новый город, никак не может ни с кем подружиться. Чтобы немного приободрить девочку, отец дарит ей щенка. Выгуливая нового питомца, Лена обнаруживает в лесу маленького белого львенка, которого называет Снежком. Потерявшие его контрабандисты-недотепы, которым угрожает их злобный заказчик-коллекционер, нападают на след девочки, но та готова дать им решительный отпор, чтобы защитить нового друга.
Фильм реализует сразу несколько жанровых шаблонов: главный герой переезжает на новое для себя место и чувствует потерянность, как и маленькое животное в лесу, а также сам факт чудесной, почти фантастической находки. Без таких удивительных совпадений семейные картины о крепкой дружбе людей и зверей попросту невозможны.