Бунт в руинах компьютерной графики: Все части франшизы «Дивергент»
В 2010-х сразу несколько американских киностудий выпустили серии фильмов в жанре молодежных антиутопий. Их юные герои восставали против бездушной системы, влюблялись, пытались разгадать загадки окружающего мира и найти в нём свое место. Ожившие на страницах книг, они перебрались на большие экраны. Романы-бестселлеры Вероники Рот о девушке Беатрис, взрослеющей среди руин постапокалиптического города, — не исключение. В нашей подборке рассмотрим кинотрилогию «Дивергент» и все ее части по порядку.
Также рекомендуем посмотреть подборку всех частей «Голодных игр» и фильмы, похожие на франшизу «Дивергент».
Камера пролетает через высокие стены под электрическим напряжением и приближается к разрушенному мегаполису — послевоенному Чикаго. Безжизненные небоскребы города ветров, облепленные турбинами генераторов, поддерживают новую структуру общественного устройства. Жители делятся на пять фракций, в зависимости от темперамента и личных качеств: для умных — Эрудиция, для миролюбивых — Дружелюбие, для честных — Искренность, для храбрых — Бесстрашие, для бескорыстных — Отречение. В Отречении выросла главная героиня Беатрис (Шейлин Вудли). Как и всем 16-летним, девушке предстоит сделать выбор — остаться в родной общине или примкнуть к другой. Помочь в принятии судьбоносного решения (ведь выбрать нужно раз и навсегда) может специальный тест, выявляющий предрасположенности. Но сомневающейся Беатрис он не облегчит задачу: тест отмечает склонность героини к каждой из пяти фракций, поскольку она дивергент, а значит, не вписывается в систему. Решение приходится принимать без подсказок, а результаты теста скрывать, ведь с дивергентами борются на государственном уровне.
Сам тест, а точнее, процесс его прохождения — важная часть конструкции первого фильма и отдельное сюжетное пространство, в котором периодически оказывается героиня. Устроено это всегда одинаково: погружение в созданное под персонажа (внутреннее) пространство, в котором события сменяют друг друга по логике сновидений, призывая участника теста к ответной реакции. Если в романе Джорджа Оруэлла «1984» печально известная комната 101 использовала фобии людей для пыток, то тест в фильме «Дивергент» наполняется страхами того, кто проходит испытание. Этот инструмент поведенческого анализа попутно раскрывает потаенные мысли и воспоминания героев (от влюбленности до детских травм) как зрителям, так и персонажам, наблюдающим за трансляцией испытания. Один из страхов Беатрис — зеркала. Отражающие поверхности и бесконечные зеркальные лабиринты постоянно вынуждают героиню смотреть на своего двойника, а значит, узнавать себя.
Первая часть трилогии — это история взросления, закономерного поиска идентичности и места в этом мире. Главная героиня — обычный подросток, который еще не знает, в чём его сила. Для начала Беатрис решает отбросить несколько букв своего имени (теперь она просто Трис), сменить аскетичную одежду Отречения на черную униформу Бесстрашия и со всех ног пуститься бежать за уходящим поездом.
Первый фильм серии «Дивергент» вышел на экраны на волне успеха другой молодежной антиутопии — «Голодных игр». И у этих историй действительно много общего. В мире, придуманном Сьюзен Коллинз, общество разделено на дистрикты, а раз в год происходят кровожадные состязания — дань традициям, демонстрация власти и излюбленное развлечение богачей из столицы Панема. Преодолеть условную разобщенность людей и восстать против деспотии осмеливается юная и отважная Китнисс Эвердин.
Как и в «Дивергенте», протагонистом и ключевым персонажем становится бунтующий подросток. В обоих сюжетах правилам тоталитарного строя противопоставляется любовь — еще один отличительный элемент жанра. В первой главе Трис встречает родственную душу и верного соратника по имени Фор (Тео Джеймс), событийная цепочка каждого фильма предоставляет влюбленным возможность поочередно спасать друг друга и поддерживать трепетное напряжение. Всё это происходит в условиях привычной для антиутопии географической замкнутости. Однако в «Дивергенте» вопрос преодоления стен не стоит так остро, как для юношей из «Бегущего в лабиринте», да и границы часто размыты: мир то и дело оборачиваются сном или виртуальной реальностью. Тем не менее главные герои мечтают однажды выбраться за пределы родных каменных джунглей.
В результате военного переворота в финале предыдущей части к власти приходит новая фракция: вместо лидеров истребленного Отречения на экранах города появляется глава Эрудиции — Джанин (Кейт Уинслет). Дивергенты объявлены в розыск как враги и угроза режиму. На самом же деле интерес нового руководства к их поимке вызван еще одним обстоятельством: был обнаружен тайник с важным посланием, который может открыть только дивергент, по порядку пройдя необходимые испытания. И пока в руинах города ветров, всё так же изношенного и заросшего компьютерной графикой, ведется охота на представителей «опасного» меньшинства, Трис и Фор пытаются найти союзников и ответы на вопросы. Разбираясь с загадками прошлого (в том числе с семейными секретами), они в конечном счете открывают будущее для своего мира.
Предыдущая часть завершилась большим открытием: разрушенный и окруженный стеной мегаполис всё это время был местом грандиозного эксперимента по очищению человечества. Появление дивергентов означает, что эксперимент удался и жители закрытого города могут воссоединиться с остальным миром. Только вот в Чикаго произошла очередная смена власти, после чего приподнявшиеся было входные ворота со всей тяжестью опустились на прежнее место. Кажется, бежать навстречу неведомому человечеству новое руководство не собирается. В результате революции деление на фракции было упразднено, а новым лидером стала предводитель бывшего подпольного движения бесфракционных и по совместительству мама одного из главных героев — Эвелин (Наоми Уоттс). В бетонных катакомбах устраивают показательные казни сторонников старого режима, в городе назревает гражданская война. Трис, Фор и небольшая группа единомышленников всё же преодолевают стену, чтобы увидеть, кто и что их ждет по ту сторону. Их окружает негостеприимный ландшафт, изъеденный кратерами и пропитанный кровавым дождем, который вскоре сменяется стерильным пространством Бюро генетической защиты. Его сотрудники годами наблюдали за Чикагским экспериментом, а теперь встречают прибывших путников как настоящих звезд.
Убийственные испытания в «Голодных играх» с самого начала были зрелищем под прицелом тысячи камер. Оттого и бунт Китнисс сделан как шантаж в прямом эфире, а сама героиня становится символом борьбы за свободу и человечность еще до того, как закончится ее личное испытание. «Дивергент» обнажает сюжет с наблюдением лишь в третьей части, подразумевая, что жители Бюро следили за развитием событий наравне со зрителями первых двух фильмов. Компьютерной графики становится больше, подложка из хромакея ощущается в кадре всё сильнее, и пространство то и дело распадается на пиксели. И пусть сюжет предполагает наличие этого цифрового разложения, к финалу начинает разваливаться уже фильм целиком. А милая Трис пусть и становится лицом революции, но так до конца и неясно, что же это лицо выражает.
Третья глава, как и вторая, была снята режиссером Робертом Швентке («Иллюзия полета», «Жена путешественника во времени», «РЭД»), но, в отличие от «Инсургента», эта часть стала коммерческим провалом. Изначально предполагалось выпустить фильмы по порядку выхода книг, но разделить заключительный роман на две картины, как это часто делают в подобных проектах. Глава «За стеной» охватывает только первую половину третей книги, ведь ожидалось продолжение «Дивергент, глава 4: Асцендент», работать над которым пригласили нового режиссера — Ли Толанда Кригера («Злобный тип», «Век Адалин»). Выход финальной серии был запланирован на 2017 год, но из-за финансовых неудач и плохого рейтинга предыдущей части полнометражную картину заменили на телевизионный фильм, а потом и вовсе свернули производство. Возможно, киноистория Трис продолжится в будущем, но до тех пор зрителю придется завершать просмотр трилогии с послевкусием недосказанности.