«Бумажный дом», «Элита» и другие хиты: 10 отличных испанских сериалов
Если десять лет назад испанские сериалы ассоциировались скорее с бесконечными мыльными операми, пусть и не такими популярными, как их латиноамериканские собратья по жанру, то за последние несколько лет положение изменилось. Вслед за успехом «Бумажного дома» на Netflix и других мировых стримингах начали появляться самобытные и современные проекты с Пиренейского полуострова. Изучаем феномен испанского телевозрождения на примере 10 сериалов.
Сериал, оказавшийся одним из самых популярных неанглоязычных проектов Netflix, как это часто бывает в подобных случаях, таковым вовсе не задумывался. Придумавший «Бумажный дом» шоураннер Алекс Пина собирался снять двухсезонный мини-сериал, но после всемирного успеха переформатировал историю в шестисезонный формат. Причины успеха истории о хитроумном ограблении, провернутом преступным гением по прозвищу Профессор (Альваро Морте), просты. Увлекательный, полный неожиданностей сюжет и полнокровные персонажи. К слову, Пина, следуя заветам шоураннеров «Игры престолов», скрывал повороты сюжета даже от актеров, которые получали сценарии новых эпизодов в ходе съемок.
Профессор собрал команду, каждый член которой взял в качестве позывного название города (от Боготы до Осло), и с ее помощью захватил сначала Королевский монетный двор, чтобы напечатать и украсть два с лишним миллиарда евро (сезоны 1-2), а потом еще и организовал нападение на Банк Испании (сезоны 3-6). Манипулируя полицейскими и предвидя развитие событий на несколько ходов вперед, Профессор, сторонник левых идей, ставит экономику Испании на грань обрушения. Неслучайно в сериале несколько раз звучит неофициальный гимн итальянского антифашистского движения — песня Bella Ciao, созданная во время Второй мировой войны.
Еще один испанский сериал от Netflix, пусть и причесанный по всем стандартам американского телевидения. С «Бумажным домом» его объединяет не только общая платформа, но и несколько актеров — Мигель Эрран, Хайме Лоренте и Мария Педраса (в многофигурной «Элите» эта троица исполняет далеко не последние роли).
Фабула сериала довольно тривиальна. Трое одноклассников — примерный Самуэль (Итзан Эскамилья), амбициозная Надя (Мина Эль Хаммани) и свободный духом Кристиан (Мигель Эрран) — после обрушения крыши их обычной школы в качестве компенсации отправляются в престижнейшую мадридскую школу Лас-Энсинас. Там подростки познают новый для себя мир, полный искушений и испытаний. К обычному набору шоу о тинейджерах — секс, насилие и актуально беспощадная музыка — шоураннеры «Элиты» Карлос Монтеро и Дарио Мадрона добавили детективный элемент с расследованием убийства.
Действие сериала разворачивается не в солнечной Испании, а на заснеженных просторах Южного полюса. Здесь находится международная научно-исследовательская станция «Полярис-VI», занимающаяся наблюдением за климатом. На время зимы, которая длится шесть месяцев, руководитель научного проекта Йохан Берг (Александр Виллауме) покидает станцию, а вернувшись, обнаруживает в живых лишь двух ученых — испуганного врача Мэгги Митчелл (Кэтрин О’Доннелли) и властного биолога Артура Уайлда (Джон Линч). Остальные либо убиты, либо, как жена руководителя Анника (Лаура Бах), пропали без вести.
Антарктический леденящий дух триллер испанским делают имена шоураннеров — братьев Пастор и Давида Тронкосо, режиссера Хорхе Дорадо и уже известного нам по «Бумажному дому» Альваро Морте, сыгравшего в «Голове» роль повара Рамона.
В жизни англичанки Зои Уокер (Лора Хэддок) случается взрыв из прошлого. В Альмерийской пустыне находят тело ее родного брата Акселя (Том Рис Харрис), пропавшего без вести двадцать лет назад на Ибице. Когда-то он работал там диджеем. Зои собирает чемодан и отправляется на остров вечного веселья, чтобы разобраться в случившемся. Однако по причудливым законам полиция из-за давности смерти не может открыть дело. Так что девушке остается рассчитывать только на помощь наркодилера, дружившего с покойным, а также Андреу Калафата (Педро Касабланк), крупного бизнесмена, на чьей земле нашли тело Акселя.
К слову, «Белые линии» были созданы тем самым Алексом Пиной, что придумал «Бумажный дом». Собственно, на волне успеха последнего Netflix и нанял Пину на новый проект.
Пышущие маскулинностью «Гиганты» рассказывают историю криминальной семьи Герреро. Ее глава Абрахам (Хосе Коронадо) еще помнит времена, когда Герреро контролировали весь наркотрафик между Испанией и остальной Европой. Теперь же империя сузилась до нескольких районов Мадрида. Но старый лев с изрядно поседевшей гривой не готов сдаваться и уступать рынок цыганам. Когда из тюрьмы после 15 лет заключения выходит его старший сын Даниэль (Исак Феррис), сторонник старых методов ведения войны, Абрахам безжалостно натравливает его на среднего и более рассудительного брата Томаса (Даниэль Грао). Также старый гангстер готов пойти на всё, чтобы вернуть младшего сына Клементе (Нене), ставшего боксером, в лоно семьи.
Одним из режиссеров этой жестокой криминально-семейной саги в духе «Макмафии» выступил Хорхе Дорадо, уже хорошо знакомый нам по работе над «Головой».
Среди множества стоящих на эстетическом фундаменте реализма детективов «Тридцать сребреников» выделяются акцентом на религиозном мистицизме. Сценарий ко всем восьми эпизодам написал Хорхе Геррикэчеваррия, а режиссурой занялся Алекс де ла Иглесиа, хорошо известный по гротескной драме «Печальная баллада для трубы».
В провинциальном испанском городишке Педраса случается нечто по-настоящему странное: у коровы рождается человеческий детеныш, который к тому же очень быстро растет. Почти одновременно с этим в город прибывает новый священник Мануэль Вергара (Эдуард Фернандес) — личность весьма таинственная (он зачем-то хранит в церкви приличный запас оружия). Местный ветеринар, принимавшая роды, Елена Эчеваррия (Меган Монтанер), начинает собственное расследование. Вскоре Елена узнает, что священник является обладателем старинной римской монеты — одной из тех самых, что Иуда принял в качестве платы за предательство Христа.
Другая главная героиня в исполнении всё той же прекрасной Меган Монтанер ведет расследование и в первом сезоне «Охоты». События происходят в горном городке Монте-Пердидо, что затерян среди северных вершин испанских Пиренеев.
Именно здесь пять лет назад по пути из школы домой пропали две девочки-подростка, Анна (Карла Диас) и Лусиа (Эстер Эспозито), которых родители уже не чаяли снова увидеть. Однако авария на горной дороге меняет всё. Погибший на месте происшествия водитель, не справившийся с управлением, оказывается прежде судим за хранение детской порнографии, а в находящейся без сознания девушке опознают повзрослевшую Анну. Для ее допроса и продолжения расследования из Мадрида прибывают детективы Сантьяго Баин (Франсис Лоренсо) и Сара Кампос (Меган Монтанер). Они должны понять, что произошло много лет назад и можно ли отыскать следы другой девушки. Иными словами, «Охота» — это испанский детектив с крепко сбитой интригой, раскрывающий в духе «Твин Пикса» тайны внешне чинного горного городишки.
Безупречная внешне костюмная историческая мелодрама, задающая новую планку жанру испаноязычной мыльной оперы.
История любви прекраснодушных Альберто (Мигель Анхель Сильвестре) и Анны (Паула Эчеваррия) стара, как сам жанр, и полна противопоставлений. Он — наследник знаменитого дома моды (та самая галерея «Вельвет»). Она — простая портниха с чистой, как горная река, душой. Он самоуверен, она скромна. Разумеется, на пути влюбленных встают родители, которые разлучают их, отправляя еще юного Альберто на учебу за границу. Спустя некоторое время он возвращается, чтобы продолжить дело отца, но его заветным желанием остается воссоединение с Анной. «Галерею Вельвет» отличают внимательное воссоздание костюмов исторической эпохи (действие происходит в конце 1950-х годов) и приторная красота кадра.
Обычно путешествия во времени герои совершают, чтобы исправить ошибки прошлого, но персонажи «Министерства времени», напротив, выступают хранителями установленной хронологии событий. По легендариуму сериала, о «дверях времени» испанцам много веков назад поведал еврей, искавший спасения от хищных лап инквизиции. С тех пор тайное Министерство времени денно и нощно охраняет прошлое от возможных вмешательств. Оперативная группа, путешествующая сквозь времена, составлена из представителей разных эпох: санитара из настоящего Хулиана Мартинеса (Родольфо Санчо), первой студентки в истории Испании Амелии Фолк (Аура Гарридо) и солдата Фландрской армии XVI века Алонсо де Энтрериоса (Начо Фреснеда). В свободное от патрулирования времени время каждый из них живет жизнью своего века, например, Амелия всячески отбивается от попыток выдать ее замуж.
На создание такого эксцентричного сериала Хавьера Оливареса вдохновил роман «Врата Анубиса», написанный Тимом Пауэрсом, и фильм «Путешествие в машине времени» (1979), в котором Герберт Уэллс в исполнении Малкольма МакДауэлла преследует Джека-потрошителя.
Несмотря на вынесенное в название имя Харлана Кобена, героя с таким именем в сериале нет. Оно лишь напоминает о создателе литературного первоисточника — американском авторе детективов Харлане Кобене, подписавшем в 2018-м с Netflix многомиллионную сделку об экранизации 14 его произведений. Испанский сериал стал киноверсией опубликованного в 2005 году романа «Невиновен».
По сюжету Матео Видаль (Марио Касас), вышедший из тюрьмы спустя четыре года после непредумышленного убийства, пытается начать новую жизнь. Он устраивается на работу в фирму брата, чуть позже встречает Оливию (Аура Гарридо), и вот они уже ждут ребенка. Кажется, худшее осталось позади, но однажды с телефона Оливии Матео начинают поступать странные фотографии и сообщения с угрозами, а вслед за этим главного героя чуть не сбивает следящая за ним машина.