Бум музыкальных байопиков: Что смотреть после сериала «Комбинация»
В России всё большую популярность набирают музыкальные байопики, причем в самых разных форматах. Спросом пользуются и фильмы, и сериалы. Недавно завершился сериал «Комбинация», а скоро нас ждет история группы «Звери». Собрали 10 проектов о музыкантах разных эпох — от ностальгии по 1990-м и бойз-бендам до истории вокально-инструментального ансамбля.
Участник группы «Король и Шут» Горшок (Константин Плотников) решает прыгнуть с крыши спорткомплекса «Юбилейный» в Санкт-Петербурге после выступления, предварительно разгромив гримерку. Его искушает Шут (Евгений Ткачук) — тот самый, с логотипа. Берет его на слабо. Неожиданно рядом оказывается Князь (Влад Коноплёв) и помогает другу вспомнить их путь на вершину.
Оказывается, мы мало что знаем о «Короле и Шуте». Соавтор сценария и режиссер сериала Рустам Мосафир погружает зрителя во времена студенчества главных героев, где они придумывают название будущей группы. В проекте даже можно услышать легенду о том, куда подевались зубы Горшка, но это уже для самых преданных фанатов. Параллельно реалистичному миру сценаристы выстраивают сказочный — прямиком из песен. Здесь бродят вурдалаки, а молнию можно поймать прямо в сумку. По сюжету герои ищут принцессу, попавшую в плен Колдуна. Верить или не верить в показанное на экране — решать зрителю. В числе продюсеров проекта числятся Князь, его жена Агата и Игорь Гудков, снявший три фильма-концерта группы. При этом вдова Михаила Горшенева заявила, что сериал порочит память ее мужа, а образ Горшка не соответствует действительности. Несмотря на это, в мае 2024 года команда объявила о съемках полнометражного продолжения, в котором более полно раскроется вселенная «Короля и Шута».
Ленинград, 1981 год. Начинающие музыканты Витя (Тео Ю) и Лёня (Филипп Авдеев) приходят на пляж, где знакомятся с популярным советским рок-музыкантом Майком Науменко (Рома Зверь). Парни исполняют несколько песен и получают одобрение от более опытного товарища, который придумывает им название коллектива — «Гарин и гиперболоиды». Впоследствии они встретятся еще не раз, а Витя возглавит легендарную группу «Кино».
Сценарий фильма написан Лили и Михаилом Идовыми по мотивам воспоминаний Натальи Науменко. В центре сюжета — любовный треугольник, с помощью которого авторы показывают становление начинающего музыканта Виктора Цоя, влюбленного в жену Майка — Наташу (Ирина Старшенбаум). «Лето» — один из лучших фильмов Кирилла Серебренникова, побывавший в Каннах и получивший награду за саундтрек: композиции исполняют сами актеры. Это черно-белая музыкальная зарисовка с фигурой рассказчика (Александр Кузнецов) и цветными хулиганскими каракулями. Фильм повествует историю ленинградской андеграундной рок-культуры начала 1980-х, хотя его сложно однозначно назвать байопиком. «На самом деле ничего этого не было», — то и дело предупреждает рассказчик. А мы не хотим верить ему, потому что видим историю истинного благородства и попытку претворить мечту в жизнь, чего и сами желаем.
В Металлогорске, небольшом индустриальном российском городке, когда-то расцветал андеграунд, во главе которого стояла местная группа «Яичный свет». Ее фронтмен Сопля (Юра Борисов) вытворял чудеса, а еще носил фартук на голое тело. Сегодня от бенда остался лишь фанатский музей и паблик, которым руководит Филипп (Эльдар Калимулин), мечтающий сделать собственный музыкальный фестиваль и заставить город снова поверить в чудо. Но тут в его жизни появляется роковая продавщица диванов Марина (Анастасия Талызина).
Перед нами первый полный метр Михаила Местецкого за девять лет. Его предыдущий фильм «Тряпичный союз» вышел в 2014 году. «Год рождения» — фантастическая комедия с элементами абсурда, рассказывающая о вымышленной музыкальной группе. Кстати, Юра Борисов исполняет песни самостоятельно. Вам обязательно нужно услышать его хит «Алле, Марина» — ремейк Ave Maria. В историю музыкальной андеграундной группы конца 1990-х авторы вплетают взросление Филиппа, который находит любовь всей жизни в лице обеспеченной девушки и создает семью. Для этого ему приходится отказаться от мечты — того самого фестиваля, требующего от неработающего парня слишком много денег. Получился проект о выборе, ответственности и чуде, без которого не может существовать любой город — не только вымышленный Металлогорск.
В детстве Катя (Агата Муцениеце), Ася (Анна Пескова) и Инна (Ольга Сухарева) фанатели по группе «Иванушки International», даже хотели отправиться за ними в тур. Осуществить задуманное удалось лишь десятки лет спустя. Девчонок свела смерть подруги Вики (Мирослава Смирнова), которая мечтала передать Андрею Григорьеву-Апполонову любовное письмо, но не успела. Подруги доведут дело до конца.
«Тур с Иванушками» Марка Горобца — романтическое роуд-муви, рассказывающее о фанатской культуре поколения 1980–1990 годов и женской дружбе. Сценарная группа показывает архетипических героинь: заучку Катю, ставшую юристом, психолога Асю, которую некогда гнобили за лишний вес, и богатую Инну, оплачивающую всю авантюру. Девчонки заново узнают друг друга и учатся терпению. Сначала авторы изображают фанатскую культуру как вражду и сопротивление, где женщины борются за внимание музыкантов, дерутся и оскорбляют друг друга. Однако на деле оказывается, что фан-база — своего рода сестринство или братство, где можно найти компанию по интересам. Хиты «Иванушек» вплетены в сюжет — картину нельзя назвать байопиком, однако она демонстрирует обрушившийся на страну феномен бойз-бенда.
Гриша (Александр Горчилин) — молодой режиссер, стремящийся к славе через лихие 1990-е. Недавно его бросила девушка, поэтому он беспрестанно нашептывает ее имя и забывается в пьянках. Вместе с друзьями парень активно снимает музыкальные клипы в России и влипает в передряги вроде перестрелок и поножовщин.
«1992 год. С образованием Новой России в Москве появились молодые люди, которые начали снимать музыкальное видео и коммерческую рекламу. До них никто ничего похожего в стране не делал. Они называли себя клипмейкерами», — с этих строк начинается полуавтобиографическая сатира Григория Константинопольского. Постановщик и по совместительству сценарист вдохновляется реальными личностями. Так, сценарист Тоня Водкина (Мария Шалаева) списана с Авдотьи Смирновой, а Вася Коппола (Александр Кузнецов) — с Фёдора Бондарчука. Также в картине фигурируют Богдан Титомир (Риналь Мухаметов) и Владимир Пресняков (Никита Пресняков). И это лишь малая часть любопытных персонажей. «Клипмейкеры» — рефлексия о нынешней России, рассказанная через эпоху 1990-х и бесконечные гэги, коих здесь немало. Константинопольский ищет причины настоящего положения и пытается проанализировать новейшую историю, одновременно отчаянно романтизируя молодость. Но кто так не делает?
Димитровград, середина 1980-х. Подросток Серёжа Жуков (Влад Прохоров) заслушивается группой «Секрет» и мечтает стать певцом. Всё сбывается: через несколько лет он становится звездой города, но этого оказывается мало. Парень переезжает в Самару и устраивается на радиостанцию Europa Plus, считая, что, слушая коллег, сможет и сам придумать хит. Там он и встречает Алексея Потехина (Илья Русь), с которым создает группу. Вскоре они уедут в Москву и прославятся уже на всю страну.
«Руки вверх!» Аскара Узабаева — история о легендарном российском бойз-бенде, которая демонстрирует, какой ценой участники, в частности Жуков, оказались на олимпе славы. При этом не стоит ждать от картины скандальных откровений: фронтмен принимал непосредственное участие в создании фильма, так что никакой компромат явно не пропустил. Однако сценаристы вплетают в сюжет противостояние участников коллектива с продюсером Андреем Маликовым, который в картине именуется Андреем Шалаевым. В 2024 году Жуков судился с бывшим коллегой, пытаясь вернуть авторские права на некоторые песни, однако проиграл. «Руки вверх!» — повод для ностальгии. Именно для этого и было снято кино, в котором одно из центральных мест занимает состоящий из любимых хитов саундтрек. Так что смело переслушиваем хиты.
1979 год. Управление КГБ Узбекской ССР готовит операцию по пресечению нелегального бизнеса — левых концертов. Одному из пойманных преступников предлагают сделку: выманить из России Владимира Высоцкого (Сергей Безруков), известного большими заработками от подобных мероприятий. В Москве герой переживает нелегкий период: сбегает из больницы, страдая от сердечного недуга, получает выговор в театре и, как следствие, снятие со спектакля. Певец рвется в Париж, где его ждет жена Марина Влади. И как быть?
Биографический фильм Петра Буслова показывает всего несколько дней из жизни Высоцкого — самых драматичных. Сценаристом картины выступил сын артиста — Никита. Съемки длились пять лет и периодически приостанавливались из-за недостатка финансирования. Образ героя создавали при помощи компьютерной графики и грима. Сегодня смотреть на персонажа странно — все-таки технологии шагнули вперед. Однако это не отменяет факта, что у Буслова получилась довольно драматичная история о непростой судьбе актера, музыканта и поэта, оставившего большой след в русской культуре.
Андрей Разин (Вячеслав Манучаров) — бывший детдомовец, который мечтает о красивой жизни, а еще очень хочет петь. Несмотря на связи, он не смог построить карьеру артиста и стал продюсером группы талантливых детей-сирот. Коллектив получил название «Ласковый май».
Как и «Комбинация» Никиты Власова, фильм Владимира Виноградова рассказывает историю группы через яркую личность менеджера. Юра Шатунов (Сергей Романович) и другие ребята играют лишь второстепенные роли. Прежде всего это картина о человеке, сделавшем из сирот настоящих звезд. В последние годы жизни Шатунов активно судился с Разиным, который пытался забрать у него права на все песни. Певец выиграл дело, из-за чего восхваление личности продюсера в кино кажется сомнительным решением.
Конец 1980-х. Шумная компания во главе с блюзовым саксофонистом Алексеем Селивёрстовым (Пётр Мамонов) разъезжает по ночной Москве на такси. Их водитель Иван Шлыков (Пётр Зайченко) — грозный мужчина, отрицающий алкоголь и по утрам занимающийся спортом. Так сказать, человек советской закалки. Обманом Селивёрстов избегает оплаты проезда. Тогда Шлыков находит его, избивает и забирает саксофон — главный инструмент заработка. Музыкант лишается дома и работы. Осознав вину, Иван селит обедневшего артиста у себя. Так и начинается дружба двух противоположностей. Герои рассуждают о судьбе простого советского человека, где интеллектуалы по негласному правилу считаются причиной всех бед России.
«Такси-блюз» — режиссерский дебют сценариста Павла Лунгина, в котором тот отразил переживания перестроечной эпохи. Автор выступает против коллективного сознания, выбирая индивидуализм. История получилась настолько личной, что драматург решил ставить фильм самостоятельно. Пригласил на одну из главных ролей музыканта и лидера группы «Звуки Му» Петра Мамонова, который до этого снимался лишь раз — в «Игле» Рашида Нугманова, где был на втором плане. Впоследствии Мамонов принял участие и в других картинах мастера — «Острове» и «Царе».
Простой парень из Свердловска Володя Мулявин (Глеб Калюжный) мечтает создать музыкальную группу вопреки предостережениям матери. Решает случай: находясь в воинской части, герой очаровывает сослуживцев игрой на гитаре и придумывает вокальный ансамбль «Песняры», впоследствии ставший самой популярной советской группой 1970-х.
«За полчаса до весны» — белорусско-российский биографический сериал Степана Коршунова, Кирилла Папакуля и Оксаны Барковской, погружающий зрителя в советскую эпоху. Авторы акцентируют внимание на бытовых историях и личной жизни участников, чтобы понять, что сподвигло их на создание коллектива и почему их песни произвели фурор в США. Сами «Песняры» от сериала вроде как остались довольны. Да и зрители тоже. В 2023-м минуло 20 лет со дня смерти основателя коллектива Владимира Мулявина.
Сериал доступен по подпискам START и «Прайм + Премиум».