Борись до конца, или боги арены: 10 фильмов и сериалов про гладиаторов
Когда жителям Древней Греции или Рима хотелось зрелищ в придачу к хлебу, они отправлялись смотреть на гладиаторские бои — кровавый микс спорта и убийств. Античные воины, потомки богов и великих героев, сталкивались со смертью постоянно, и в этой схватке победителями выходили не всегда самые сильные. Без ума тут было никак не обойтись. Вспоминаем 10 любопытных фильмов про звезд древнего мира, за чьими приключениями можно следить бесконечно. Вас ждут битвы не только за жизнь, но и за любовь, истории про месть и прощение, легенды и мифы о мужестве и хитрости.
В центре внимания пеплума (так называется жанр исторических фильмов, в основе которых лежат античные или библейские мотивы) Ренни Харлина — главный герой всех греческих мифов, Геракл. Актер Келлан Латс, известный по серии фильмов «Сумерки», перевоплощается в полубога-получеловека, наделенного великой силой. Он влюбляется в Гебу (Гайя Уайсс), принцессу острова Крит, но она обещана в жены его брату. И что же делать великому воину? Ему предстоит ответить на самый главный вопрос в жизни любого мужчины в стиле Доминика Торетто из «Форсажа»: что важнее — семья или благосклонность красавицы? А параллельно еще и спастись от рабства, выяснить отношения со своим отцом Зевсом, победить льва, гидру и других мифических персонажей, хорошо знакомых нам по урокам литературы.
Фильм собрал полярные отзывы от критиков — одни подмечали его комиксность и общую наивность сценария, другим нравились полуголые актеры, интересные костюмы и атмосфера Древней Греции, третьи искали несоответствия между мифическим каноном и тем, как сюжет был реализован на экране.
Современное прочтение классического пеплума 1959 года. Режиссером выступил хорошо нам всем известный Тимур Бекмамбетов («Ночной дозор», «Елки», «Особо опасен»), который уже не первый раз снимает в Голливуде. Миссия у него была, конечно, практически невыполнимая — переснять то, что уже давно стало каноном. Впрочем, ему после «Иронии судьбы» к такому не привыкать. Кратко о сюжете: еврейский аристократ Иуда Бен-Гур (Джек Хьюстон) оказывается ложно обвиненным в измене. За заговором против него стоит брат Мессала (Тоби Кеббелл). Главному герою предстоит превратиться из раба на галерах во вновь свободного человека и отомстить за предательство, вернуться к любимой женщине, а параллельно встретиться с Иисусом Христом и стать его верным последователем.
У Бекмамбетова получился блокбастер по библейским мотивам, где религия идет рука об руку с кровавыми битвами, личная трагедия возвышается до уровня мировой, а нарисованные спецэффекты и драки (как в «300 спартанцах») наконец-то уступили место реальным трюкам с каскадерами.
Что мы знаем о легендарном древнеримском городе, погребенном под толстым слоем пепла и лавы? В первую очередь на ум приходит картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Создатели картины явно вдохновились этой работой и постарались представить, кем же были люди, на ней изображенные, чем жили и как любили. Главный краш всех любителей «Игры престолов», актер Кит Харингтон, перевоплотился в «Помпеях» в британского раба и гладиатора Милона. По пути в город он встречает прекрасную аристократку Кассию (Эмили Браунинг) и влюбляется с первого взгляда. Она отвечает ему взаимностью, но быть вместе им не суждено — ей надо замуж за сенатора, так велит отец. И, наверное, так бы и случилось, но тут просыпается вулкан Везувий, и жители города оказываются под угрозой полного уничтожения. Спасутся ли влюбленные из него и суждено ли им обрести счастье?
Съемки проходили частично в Помпеях, поэтому красивых итальянских пейзажей, роскошных вилл и арен для гладиаторов тут в достатке. Картина не претендует на шедевр любовной лирики, но молодые актеры на фоне живописных декораций, спасающиеся от потоков лавы и общих разрушений, способны на полтора часа привлечь внимание и заставить до последней минуты переживать, чем же всё закончится.
Любопытный образец истории про гладиаторов, снятой не в Голливуде, а в Германии. Большая часть ресурсов ушла на создание реальных декораций и постановку боев, а не на CGI-эффекты и нарисованные фоны. В Древнем Риме гладиаторские бои были не только популярным развлечением для народа, вершиной боевого мужества для участников, но и способом изменить судьбу. Обреченных на смерть бойцов, героев арены, искали по всей стране — и чаще всего это были рабы.
Германиус (Штефан Хорнунг), происходящий из знатного рода, был одним из них. После смерти родителей он попал в плен к римлянам. Он видит, как его брат гибнет от меча свободного гладиатора Лагоса. Обуреваемый жаждой мести, он случайно узнаёт, что его сестра влюблена в этого бессердечного убийцу. Ему предстоит столкнуться с непростым моральным выбором, обрести свободу и остаться при этом хорошим человеком. Но может ли такая судьба ждать гладиатора?
Кто не знает про Спартака? Про Спартака знают все. Это реально существовавший герой, бывший раб, который собрал стотысячное войско из бедноты и поднял восстание в Римской республике. И его история давно заслуживала сериальной формы, потому что в рамках фильмов рассказать о нем и тех нравах, что царили в Древнем мире, было крайне сложно.
Так и получился насыщенный сексом и насилием пеплум о нелегкой судьбе Спартака. Создатели сериала сознательно пошли по пути гротеска и преувеличения: если идет бой на арене, то кровь должна течь рекой. Если герои раздеваются, то выглядят как супермодели. Если показываются сцены секса, то для оргий специально приглашают профессионалов из Новой Зеландии, которым было предложено делать всё в максимально свободной среде. Сериал состоит из трех сезонов — и на протяжении всех серий проект остается откровенным, экспрессивным и полным экшена. Он во многом ставит зрителя в позицию жителя Древнего Рима, который наблюдает за гладиаторскими сражениями, выбирает для себя фаворитов и остается доволен зрелищем, каким бы ни был исход боя.
Мини-сериал, который является приквелом к «Спартаку: Крови и песку» и рассказывает о том, что произошло за пять лет до основных событий проекта. Это шоу появилось, как говорится, по независимым от людей причинам — к сожалению, исполнитель главной роли Спартака Энди Уитфилд умер от рака после съемок первого сезона. И пока решалось, кто же его заменит и быть ли второму сезону, шоураннеры придумали историю гладиаторов, которые позже станут соратниками Спартака. Получился любопытный казус — в названии сериала его имя есть, а самого героя так и не покажут.
Актеров из первого сезона «омолодили», злодеев «смягчили», но драки, вино и секс, что так полюбились зрителям, оставили в таком же количестве. А еще создатели прислушались к критике знатоков Древнего Рима и использовали исторически точные шлемы, кольчуги, одежду и предметы быта тех лет.
Конечно же, эта подборка не могла обойтись без шедевра Ридли Скотта, который завоевал пять «Оскаров». История о генерале Максимусе (Рассел Кроу), который становится жертвой интриг сына императора Коммода (Хоакин Феникс) и чудом избегает смерти. Он потерял всё: семью, деньги, свободу. Теперь у Максимуса есть лишь один шанс на спасение — стать лучшим гладиатором в Риме и убить главного врага.
В картине можно бесконечно восхищаться многими вещами: сильным сценарием, выдающейся операторской работой, прекрасным кастом, костюмами, атмосферой, музыкой. Скотту удалось возродить жанр пеплума, который после 1960-х пришел в упадок из-за непомерно раздутых бюджетов и интереса зрителей к фантастическим фильмам и ужасам. «Гладиатор» — шедевр, снятый по старомодным лекалам, но базовые конфликты и вечные проблемы античных героев (рабство, убийства, месть, освобождение, любовь) в нем показаны невероятно реалистично. История давних столетий обретает плоть и кровь, заставляет волноваться, подмечать все нюансы изображения, вслушиваться в слова и страстно желать Максимусу успеха. Даже если ценой будет его жизнь.
Картина снята по мотивам романа Розмари Сатклиф «Орел Девятого легиона». События в фильме отличаются от первоисточника, но при этом соответствуют исторической действительности. Здесь минимально использовалась компьютерная графика, большая часть сцен снималась на местах реальных событий в Северной Шотландии.
После серьезного ранения молодой центурион Марк Аквила (Ченнинг Татум) решается на главное путешествие жизни — из Рима в Шотландию, где, по слухам, много лет назад бесследно пропал Девятый легион, которым командовал его отец. Главному герою предстоит пройти через племена варваров, сразиться с кочевниками и проверить силу своего духа на прочность. Картина снята не так масштабно, как «Гладиатор», здесь гораздо больше диалогов и меньше эпичных сцен битв, но это нисколько не мешает картине держать зрителей в напряжении на протяжении всего хронометража. Мы видим, какой ментальный рост совершает Марк Аквила, пока ищет отца и главный символ легиона — золотого орла.
Один из самых дорогих и масштабных проектов на телевидении (более 200 млн долларов за два сезона), из которого вы узнаете, как жили Цезарь (Киаран Хайндс) и его окружение на закате Римской империи. Если вы думали, что это в «Игре престолов» придумали сочетать секс, политику и насилие в кадре, то более ранний «Рим» вас приятно удивит. За 22 серии вы узнаете, какие интриги плели Цицерон, Октавиан, Марк Антоний и другие персонажи, знакомые всем по учебникам истории.
Критики и зрители в один голос отмечают, что это один из самых интересных сериалов на античную тему, в котором сильные мира сего показаны как обычные люди с достоинствами и недостатками. Они говорят без лишнего пафоса, не пытаются казаться героями, а просто хотят власти и денег. И за эту искренность уважением можно проникнуться даже к самым спорным героям сериала, потому что создатели мастерски раскрывают их мотивацию и обстоятельства. Главная звезда проекта — центурион Луций Ворен (Кевин МакКидд), невероятно храбрый и честный человек, который даже в самых сложных ситуациях слушает свою совесть и старается поступать по правде. Грустный факт: в 2007 году почти все декорации к сериалу были уничтожены из-за пожара на киностудии, поэтому съемки сериала было невозможно продолжить.
Сериал доступен по подпискам AMEDIATEKA и «Премиум».
Классический пеплум 1960 года, который снял легендарный Стэнли Кубрик. В роли Спартака — Кирк Дуглас, среди других важных героев — суперзвезды того времени: Питер Устинов, Лоуренс Оливье, Джин Симмонс. Владелец школы гладиаторов Батиат покупает фракийского раба в качестве нового бойца своего гладиаторского дома и даже не догадывается, какая судьба ждет его в ближайшем будущем.
В копилке у «Спартака» есть один «Золотой глобус» и четыре «Оскара», но даже они не помогли тогда картине избежать финансового провала. Именно после нее начался закат фильмов на античную тематику, который удалось возродить Ридли Скотту с «Гладиатором» через 40 лет. Зато в Советском Союзе картину показывали с большим размахом, ведь лента про восстание угнетенных против жадных аристократов отвечала всем принципам коммунистической идеологии. Даже сейчас фильм способен поразить мастерски поставленными боями, а масштабные сцены с римскими воинами и рабами вызывают восторг, когда понимаешь, что это всё было создано в эпоху до компьютеров и графики. Кубрик признавался, что большим вдохновением для него служили авангардные работы Сергея Эйзенштейна, особенно «Александр Невский», а не другие пеплумы.