Болезнь, которой нет: 10 лучших фильмов и сериалов про СПИД
Мрачный призрак пандемии ВИЧ/СПИДа до сих пор тревожит авторов кино и сериалов. Представляем 10 пронзительных, трогающих до глубины души и печальных произведений на столь страшную и серьезную тему.
Сценарист и продюсер Расселл Т. Дэвис в середине нулевых стоял у истоков возрождения легендарного «Доктора Кто», а также выпустил несколько выдающихся политических сериалов («Годы» и «Чрезвычайно английский скандал»). «Это грех» стал для него самым личным, можно сказать, автобиографическим проектом. Его молодость пришлась на 1980-е — время классной музыки, бесконечных тусовок, сексуальной революции и… расцвета эпидемии СПИДа. Первыми, кто принял на себя ее удар, стали гомосексуалы. И многие из них скончались, не дождавшись ни адекватного лечения, ни хотя бы человеческого к себе отношения. Расселл Т. Дэвис блестяще смешивает драму и комедию, боль и радость, трагизм потери и красоту юности. Помогли ему в этом молодые и безумно талантливые актеры — и в первую очередь музыкант Олли Александр из группы Years and Years, до этого уже снимавшийся в кино.
Лондон, 1980-е. Несколько молодых парней переезжают в Лондон из провинции. Самый яркий из них — легкомысленный красавчик Ричи, мечтающий построить актерскую карьеру. Ребята все вместе живут в квартире, которую между собой зовут Розовым дворцом, веселятся, ходят на вечеринки, познают свою сексуальность. Но в какой-то момент в гей-сообществе появляются слухи о некой смертельной болезни. Поначалу парни думают, что их это не касается, и продолжают отрываться и наслаждаться жизнью. Но в какой-то момент эпидемия добирается и до них.
Сериал доступен по подпискам AMEDIATEKA и «Премиум».
«Звоните ДиКаприо!» — один из лучших российских драматических сериалов за последние годы. Талантливый Жора Крыжовников в режиссерском кресле, звездные актеры (в первую очередь, конечно, Александр Петров и Юлия Александрова), новаторский подход к сценарию и монтажу. Но важнее всего, что проект поднимает серьезную и, к сожалению, актуальную для нашей страны тему. И раскрывает ее со всей прямотой и откровенностью.
Егор Румянцев — популярный российский актер, звезда сериала «Первая градская» и любимчик всех женщин. Его брату Льву повезло меньше: он прозябает на кабельном канале, карьера никакая, а дома его систематически пилит беременная жена. Привычная жизнь героев переворачивается, когда Егор внезапно узнает, что болен ВИЧ. И социум вокруг него оказывается абсолютно не готовым к такому повороту дел.
«Нулевой пациент» идеей напоминает «Чернобыль» Крэйга Мазина — еще один сериальный хит о лжи советских властей, не сумевших вовремя признать ошибку и сказать людям правду. В основе здесь тоже лежит реальная история: в 1988 году в элистинской больнице 75 детей и четверо взрослых заразились ВИЧ. По официальной версии, причиной вспышки стала халатность врачей. Однако истинная причина трагедии — человеческий фактор и жесткая экономия на шприцах.
Молодой детский хирург Кирсан Аюшев устраивается педиатром в областную больницу, где у него на руках от загадочной инфекции умирает грудной малыш. Герой вспоминает, что такие симптомы обычно сопровождают ВИЧ, и на свой страх и риск, ничего не говоря начальству, посылает кровь своих пациентов на анализ в Москву — где у тех выявляют злосчастный вирус. Тем временем из Москвы в Калмыкию отправляется врач-эпидемиолог Дмитрий Гончаров, который борется с распространением СПИДа. Он поставил себе целью найти нулевого пациента и не дать болезни распространиться по всему СССР.
Покойный Жан-Марк Валле — король нелинейного монтажа и мастер искренних эмоций — взял за основу для фильма реальную историю простого электрика, который лечился от СПИДа и пытался помочь другим. Менее талантливый режиссер превратил бы ее в стандартный политкорректный байопик. Но только не Валле — он вывел драму о превращении гомофоба в икону борьбы со СПИДом на совершенно новый уровень. Роль Рона Вудруфа, без сомнения, одна из лучших в карьере Мэттью МакКонахи, а Джаред Лето за невероятный перформанс удостоился сразу «Оскара», «Золотого глобуса» и премии Гильдии киноактеров США — он сыграл экстравагантного подельника героя, кроссдрессера Рэйона.
США, середина 80-х. Техасский реднек, раздолбай и пьяница Рон Вудруф узнаёт, что у него СПИД в терминальной стадии и жить ему осталось меньше месяца. Герой пытается заняться самолечением, но становится только хуже. Затем он узнает о действенном лекарстве, еще не одобренном в Штатах. Рон принимается возить препарат из Мексики — сначала только для себя, а затем начинает продавать его и другим больным. Причем многие из несчастных по иронии судьбы оказываются гомосексуалами, которых Рон страшно ненавидит.
Фильм основан на реальной истории двух адвокатов и их борьбе с фармацевтическими компаниями, которым были невыгодны одноразовые иглы. Крис Эванс органично вписался в образ идеалиста, борющегося против системы. Правда, его герой — далеко не идеальный Капитан Америка, а живой человек с недостатками.
Майк Уайз — умный, талантливый и перспективный адвокат. Однако герой параллельно страдает от наркозависимости, и это сильно мешает его карьере. Вместе с напарником Полом Дензигером он берется за дело медсестры, нечаянно уколовшейся на работе грязным шприцем и заразившейся ВИЧ. От девушки они узнают, что существует альтернативный шприц с автоматической иглой, исключающей саму возможность случайных травм. Майк решает разобраться, почему при наличии безопасных шприцев в американских больницах используют совершенно другие. Ответ оказывается прост — их никто не закупает из-за монополии медкорпораций. Узнав это, Уайз теряет покой.
Как и «Это грех» с «Далласским клубом покупателей», телевизионная драма «Обыкновенное сердце» Райана Мёрфи рассказывает о первых шагах вируса иммунодефицита по планете. Основой стала одноименная пьеса драматурга и ЛГБТ-активиста Ларри Крамера, в которой автор отразил глубоко личный взгляд на проблему эпидемии и свои переживания из-за потери близких ему людей.
На глазах нью-йоркского писателя Неда Викса один за другим умирают несколько его знакомых. Герой проводит расследование и выясняет, что виной всему новая неизвестная болезнь, которая, судя по всему, поражает только гомосексуалов. Вместе с доктором Эммой Брукнер они начинают радикальную кампанию против министерства здравоохранения, игнорирующего пандемию. Парадоксальным образом Нед становится врагом не только властей, но и всего гей-сообщества, считающего, что из-за Викса гомосексуалов лишат остатков прав и свобод.
Фильм доступен по подпискам AMEDIATEKA и «Премиум».
Американский канал HBO одним из первых стал поднимать острые и социально важные темы. Так, в 1998 году он выпустил откровенный байопик «Джиа» с Анджелиной Джоли в главной роли. Фильм рассказывает историю жизни одной из первых супермоделей — Джиа Мари Каранджи, которая ворвалась в модельный бизнес на рубеже 70-х и 80-х годов, но в одночасье сгорела от СПИДа. Готовясь к роли, актриса пришла в такой экстаз от своей героини, что могла бы, по ее словам, стать любовницей Каранджи. «Когда она была от всего свободна и могла просто быть собой, Джиа была невероятна. В этом и есть ее трагедия. Ты смотришь и думаешь — боже, ей не нужны наркотики. Она сама наркотик», — так говорила Джоли в интервью. Кстати, Анджелина в юности и сама страдала от наркозависимости, но, в отличие от Джиа, смогла побороть этот недуг.
У юной модели по имени Джиа есть всё: красота, деньги, слава, поклонники. Но за внешним блеском скрываются невыносимая душевная боль и одиночество. Чтобы хоть как-то компенсировать их, девушка начинает принимать всё более тяжелые наркотики, постепенно скатываясь на самое дно. Такой образ жизни приводит ее к страшной болезни — СПИДу, терапии против которого тогда еще не было.
Фильм доступен по подпискам AMEDIATEKA и «Премиум».
«Филадельфию» поставил Джонатан Демме, автор великого «Молчания ягнят». В основу сюжета положена реальная история юриста Эндрю Беккетта. И такой проект с острым социальным подтекстом, да еще со знаменитым Томом Хэнксом в главной роли сразу привлек к теме ВИЧ/СПИДа общенациональное внимание в США.
Эндрю Беккет (Том Хэнкс) — молодой преуспевающий юрист с большим будущим. Он успешно скрывает от коллег свою ориентацию и положительный ВИЧ-статус. Но однажды диагноз Эндрю предают огласке, а самого его увольняют. Герой решает бороться с несправедливостью. Он обращается за помощью к другому адвокату — Джо Миллеру (Дензел Вашингтон). Тот терпеть не может геев и ничего не знает о ВИЧ или СПИДе, но в процессе работы начинает потихоньку всё понимать и проникается к Эндрю уважением.
Лента наполовину автобиографическая: режиссер Робен Кампийо сам когда-то был волонтером Act Up Paris и многое перенес в фильм из собственного опыта. Он сумел объединить серьезное общественно-политическое высказывание с нежной историей любви, а сцены громких протестов — с камерными эпизодами отношений двух героев. В год, когда «120 ударов в минуту» были представлены на Каннском фестивале, председателем жюри был Педро Альмодовар. И он сильно расстроился, когда не сумел уговорить коллег отдать Кампийо главный приз — «Золотую пальмовую ветвь». В результате фильму досталась вторая по значимости награда — гран-при жюри.
Париж, 1990-е. Члены движения борьбы со СПИДом Act Up Paris изо всех сил пытаются обратить внимание общественности на проблему СПИДа и ускорить выход новых лекарств, чтобы остановить количество смертей. В их ряды вступает молодой красивый парень по имени Натан. Сам герой не ВИЧ-инфицированный, но прекрасно понимает масштабы проблемы. Он влюбляется в одного из активистов — Шона, который смертельно болен, поэтому их счастью не суждено быть долговечным.
Педро Альмодовар, как всегда, не боится самых смелых тем. Фильм входит в плеяду картин, которые рассказывали о проблеме ВИЧ/СПИДа еще в 1990-е, когда она была особенно пугающей из-за отсутствия лечения. Ранний Альмодовар раскрылся здесь во всей красе: яркие цвета родом из поп-арта и бунтарских 1980-х, темпераментные герои-маргиналы, неиссякаемый оптимизм, великолепный саундтрек Альберто Иглесиаса. Работа режиссера удостоилась множества европейских наград, а также премий «Оскар» и «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке.
Восемнадцатилетний Эстебан случайно погибает под машиной, пытаясь взять автограф у любимой актрисы. Его мать-одиночка Мануэла, прочитав дневник сына, узнает, что тот больше всего на свете хотел узнать, кто его отец. Тогда женщина едет из Мадрида в Барселону, чтобы разыскать папу Эстебана и поведать ему о сыне. Там она меняет в лучшую сторону жизни нескольких весьма своеобразных людей.