Бедный, но такой сексуальный: 9 отличных фильмов, действие которых происходит в Берлине
Берлин — один из самых кинематографичных городов мира, поэтому неудивительно, что режиссеры часто выбирают именно его в качестве места действия для своих фильмов. Рассказываем о девяти картинах, в которых столица Германии гораздо больше, чем просто локация.
Кинематографисты всех стран просто обожают выбирать в качестве времени действия для своих картин период падения Берлинской стены. Оно и неудивительно: именно этот момент символизирует обретение потерянной свободы и возможности наконец посмотреть в светлое будущее. Действие «Взрывной блондинки» Дэвида Литча тоже разворачивается в 1989 году. Агент МИ-6 Лоррейн Бротон (Шарлиз Терон) умна, красива и беспощадна. Ее новое задание — разыскать список агентов западных спецслужб в СССР и ни в коем случае не допустить, чтобы он попал в руки КГБ. Лоррейн направляется в Берлин. Тут она сразу попадает в поле зрения вражеских агентов и подозревает, что местный британский связной Дэвид Персиваль, который стал ее напарником, ведет двойную игру
Изначально фильм Литча должен был называться так же, как и его первоисточник — комикс «Самый холодный город». Его создатель Энтони Джонстон — бывший графический дизайнер родом из Англии, который в начале нулевых сменил сферу деятельности и стал писателем. Чтобы создать убедительный образ агента на экране, Шарлиз Терон одновременно занималась с восемью тренерами. В прошлом актриса была танцовщицей, да и раньше снималась в экшн-фильмах, так что этот опыт солидно облегчил ей процесс подготовки.
Фильм Кристиана Петцольда строится вокруг древней легенды о коварной русалке, которая готова отнять жизнь возлюбленного, если тот покинет ее. Современная Ундина (Паула Бер) живет в Берлине, водит городские экскурсии, встречается с парнем по имени Иоганн, который однажды бросает ее — прямо в кафе, во время обеденного перерыва. В тот же день она встречает промышленного дайвера Кристофа (Франц Роговски), и тот без памяти влюбляется в Ундину. Это красивая история любви, которая, конечно, будет иметь трагический финал.
Берлин в «Ундине» больше, чем просто место, где живут, встречаются и расстаются герои. Он сам полноценный персонаж фильма, который радуется и грустит вместе с людьми. Воздушный, вечно летящий вперед, несгибаемый город, который строился и разрушался, обрастал стеной, но раз за разом возводился заново.
Дебютный полный метр болгарки Симоны Костовой, выпускницы престижной Берлинской академии кино и телевидения — это один запечатленный от начала до конца день компании молодых людей, который они проводят, слоняясь по берлинскому району Нойкёльн. У одного из них сегодня день рождения, второй только что расстался с девушкой — или не расстался, кто знает? Кое-кто из подруг влюблен в именинника, впрочем, тут у всех есть скрытые связи друг с другом. Компания будет тусоваться, перемещаться из одного места в другое, разговаривать — по большей части ни о чем. Проводить эти 24 часа вместе — возможно, уже подарок.
Фильм Костовой довольно зрел для дебюта — она выбирает нестандартные сюжетные ходы и не боится быть жесткой постановщицей, знающей, зачем ей нужна именно та берлинская улица или именно этот кадр. 30 лет — не трагедия, но когда ты еще не нашел свой путь, эта цифра тоже не приносит особой радости. Только и остается, что согреваться редким взаимным теплом в камерных берлинских барах.
Обласканный фестивальным вниманием за фильм «Назови меня своим именем» режиссер Лука Гуаданьино снял ремейк популярнейшего фильма мэтра ужасов Дарио Ардженто. На дворе 1977 год (ровно тот, когда на экраны вышла «Суспирия» Ардженто), в стране выросла стена, поделившая ее на ФРГ и ГДР. Молодая американка по имени Сьюзи (Дакота Джонсон) приезжает в мрачный и таинственный Берлин, чтобы стать частью известной танцевальной труппы. Довольно скоро девушка начинает понимать, что как с местом, так и с ее товарками и наставницами творится что-то странное.
В фильме Гуаданьино снялась целая плеяда звезд: от Дакоты Джонсон, Мии Гот и Хлои Грейс Морец до польской модели Малгоши Белы и Тильды Суинтон. Как и полагается отличному хоррору, «Суспирия» Гуаданьино — опыт скорее мистический: это кино надо чувствовать, а не понимать разумом.
Алекс — парень с добрым сердцем, мать которого долгое время пролежала в коме. И вот Берлинская стена наконец пала, а мама поправилась. Только сын уверен, что когда дорогая родительница узнает, что дело Ленина оказалось в прошлом, она точно этого не перенесет. Поэтому предприимчивый парень устраивает в квартире островок другой жизни и доносит до матери фейковые новости из Восточной Германии, которой больше не существует.
Фильм Вольфганга Беккера остается таким же популярным, каким он стал, едва выйдя на экраны в 2003 году. Режиссеру ловко удалось указать на проблемы, связанные с объединением Германии, на первый взгляд, не касаясь их вообще: ведь фильм сосредоточен на воссоздании комфортного, пусть и лживого мира, в котором так нуждается самый родной для героя человек. Картина почти полностью была снята на территории бывшего Восточного Берлина, в том числе сцены с участием известного актера Даниэля Брюля, который проносится мимо футбольных болельщиков на монументальной Карл-Маркс-аллее.
Лола — девушка парня по имени Манни, который занимается не самыми легальными делами. Правда, большим бандитом он не стал, но работает именно на такого, весьма опасного человека. Однажды Манни теряет сумку с огромной денежной суммой. Только Лола может помочь ему достать деньги, и на это у нее есть 20 минут.
Пробежав через воссоединенный Берлин конца 1990-х, Лола (Франка Потенте) сразу же стала символом нового и динамичного движения Германии. Режиссер Том Тыквер перемещал свою героиню из одного района в другой, а сюжет предлагал зрителю три разных финала. Зашкаливающая энергия фильма Тома Тыквера не в последнюю очередь создается за счет пульсирующего техно-саундтрека, под который героиня преодолевает препятствия, а горожане завороженно следят за ее путешествием. Решимость Лолы изменить судьбу контрастирует с другими фильмами в этом списке, в которых многие из персонажей находятся во власти обстоятельств, от них не зависящих.
Восточный Берлин, 1984 год. Герт Вислер, офицер Штази, получает задание достать компромат на драматурга Георга Дреймана. Он проводит часы за прослушиванием разговоров Дреймана с любовницей, актрисой Кристой Марией, которая, собственно, и повинна в том, что Дрейманом заинтересовалось Штази. Вскоре и саму актрису заставляют доносить на любовника. Однако происходит неслыханное: капитан, слушая разговоры влюбленных, всё больше проникается свободолюбивыми идеями и фактически встает на сторону своих врагов, жертвуя карьерой. А после падения Стены Дрейману удается проникнуть в архивы и узнать, кто именно его спас. Одиночество Вислера становится очевидным из-за его всё более нежной привязанности к объектам своего расследования, в то время как паранойя и разница в политических взглядах вносят разногласия в интеллектуальное общество Дреймана. Он признается, что боится двух вещей: «быть одиноким и не иметь возможности писать», а самоубийство его друга и соавтора, режиссера Альберта Йерски, занесенного в тот самый список Штази, воздвигает на горизонте навязчивый образ того, что может случиться с ним самим.
Фильм, снятый Флорианом Хенкелем фон Доннерсмарком, исследует отчуждение в сложившихся в ГДР обстоятельствах. А актер Ульрих Мюэ получил множество наград за эмоциональное воплощение образа офицера Штази.
Под занавес Второй мировой войны молодая красивая немка Мария (Ханна Шигулла) выходит замуж за Германа Брауна. Но Берлин уже бомбят, стреляют где-то совсем рядом, и этот брак кажется заключенным прямо на обломках рушащегося рейха. На следующий день Герман отбывает на Восточный фронт спасать гибнущую Германию. Но любая война рано или поздно заканчивается. Однако Мария уже потеряла надежду на возвращение мужа — она решает сойтись с темнокожим американцем. И тут, в самый неподходящий момент, в город возвращается Герман.
Этот фильм сам Фассбиндер считал главным в своей карьере, хотя на его съемочной площадке появлялся редко — работал над сценарием сериала «Берлин, Александерплац». «Замужество Марии Браун» — это сильная и ни в чем не уступающая по накалу голливудским история немецкой женщины, в которой легко узнается Германия целиком. Униженная победителями, пришедшими освобождать ее страну, героиня обернула американскую оккупацию себе на пользу, разбогатев, став частью другого общества, но никогда не переставая любить своего мужа.
После того как китайский вице-премьер был убит, дипломатические отношения между Вашингтоном и Пекином трещат по швам. В царящей суматохе агенты ЦРУ не знают, что и думать: по всему выходит, что на тот свет важного китайца отправил некто Джеймс Борн. В реальности этого человека не существует, а фальшивый паспорт на имя Борна не раз использовал агент Дэвид Уэбб (Мэтт Дэймон). Ему начальство и поручает расследовать это запутанное дело. Уэббу-Борну приходится оставить солнечную Индию и отправиться в Россию, где разборок с московскими криминальными авторитетами не избежать.
Голливуд, конечно, тоже не мог обойти вниманием немецкую столицу, и пришли американские кинематографисты сюда, как водится, с размахом. Продолжение «Идентификации Борна» режиссера Пола Гринграсса снималось в том числе в Берлине. Гринграсс, несомненно, заложил в фильм отсылки к богатой и сложной истории города периода холодной войны. Борн появляется в Берлине, чтобы попытаться соединить нити своего прошлого, и современный Берлин становится блестящим фоном для напряженных и зрелищных сюжетных махинаций. К тому же немецкая столица послужила локацией для воссоздания и других городов — например, здание в Берлинском выставочном центре в фильме превращается в неапольскую таможню.