7 фильмов М. Найта Шьямалана: Без «Шестого чувства»
В Okko можно посмотреть последний на сегодня триллер М. Найта Шьямалана «Время». Рассказ о стремительном старении задевает за живое, как в лучших работах режиссера. Его фильмография была неровной, но режиссер всегда возвращался с новым хитом после очередного провала, что само по себе делает его уникальным автором. Предлагаем подборку картин Шьямалана, чтобы смотреть и пересматривать — не считая «Шестого чувства», которое не нуждается в представлении. Для удобства мы собрали субъективный рейтинг из этих фильмов в порядке от худшего к лучшему.
Принято думать, что это тот самый фильм, с которого для Шьямалана началась «черная полоса». Нелепые диалоги, абсурдные сюжеты, слабые развязки… Однако все вышеперечисленное в большей степени присутствовало еще в «Девушке из воды», которую забыли все, кроме самых преданных фанатов. А вот забыть «Явление» не получилось до сих пор не то от жути, не то от смеха.
Марк Уолберг и Зоуи Дешанель разыгрывают гротескную пьесу о свидетелях апокалипсиса. О том, насколько кринжово и неправдоподобно эти хорошие артисты сыграли под руководством режиссера, пошутили многие. Но персонажи стали такими не от хорошей жизни! По фильму неизвестная эпидемия поражает разум людей, пустеют города — во многом пейзажи катастрофы нам знакомы. А когда все окончательно сошли с ума, возненавидели или поубивали друг друга и получили последнюю надежду, все и кончается, без каких-либо извлеченных уроков. Короче говоря, довольно реалистичная фантастика.
Фильм, который потерял многих зрителей с годами. Сказалась нетипично глупая для тогдашнего Шьямалана концовка, а может, и присутствие в главной роли Мэла Гибсона, давно утратившего корону любимого героя Голливуда. Но это теперь, двадцать лет спустя, нам легко иронизировать над сюжетом «Знаков», а тогда, после премьеры, мир оцепенел в креслах кинозалов. Настолько рассказ о вторжении злых инопланетян на Землю казался реальным. А начиналось все с найденных на кукурузном поле таинственных знаков. Фермер из Пенсильвании буквально становится одержим посланием, оставленным на его земле. Но кто за него в ответе и что это все значит?
Шьямалан собрал здесь все штампы американской поп-культуры: от пресловутых кругов на полях до божественного вмешательства, и нанизал их на нить непрерывного саспенса. Не говоря о том, что здесь-то и Гибсон, и молодой Хоакин Феникс, и совсем юный Рори Калкин играют в предложенной сюжетной конструкции просто замечательно. Получился своего рода гипнотический перформанс в опять-таки очень узнаваемых обстоятельствах: мы смотрим на экране, как семья на экране наблюдает конец света в прямом эфире. Надев шапочки из фольги — хуже уже не станет, а может быть, вдруг сработает.
Пляжный отдых длиною в жизнь — Шьямалан доказывает, что это может быть настоящим кошмаром. Несколько семейств на курорте оказались во временной аномалии, видимо, не без умысла хозяев курорта. Дети на прибрежной полосе, окруженной отвесными скалами, растут буквально не по дням, а по часам, взрослые неотвратимо стареют. Уйти с пляжа тоже не получается, и герои в панике смотрят, как песком сквозь пальцы убегает их время. В главных ролях: Гаэль Гарсиа Берналь, Вики Крипс, Руфус Сьюэлл, Кен Люн, Никки Амука-Берд, Эбби Ли и другие.
Возможности, предлагаемые сюжетом, Шьямалан использует на всю катушку, пускай отдельные эпизоды слегка нелепы — вроде вырезания стремительно растущей раковой опухоли перочинным ножиком. Кого-то разочарует и концовка — здесь пресловутый финальный твист режиссера вышел довольно сомнительным. хоть и не совсем провальным. Однако это не отменяет чистого удовольствия лицезреть взрослых актеров, играющих детей, и то, как персонажей могильной плитой раздавливает экзистенциальный ужас.
Деревушка Ковингтон со всех сторон окружена лесами, которые кишат жуткими монстрами. Но все хорошо, пока люди не ходят в чащу. Но отважный Люциус Хант (Хоакин Феникс) решает отправиться в лес и посмотреть, что там к чему на самом деле.
Как ни странно, в этом триллере Шьямалана, пожалуй, самый предсказуемый «неожиданный» финал, что нисколько не ослабляет напряжения. Жизнь традиционалистской общины в кишащем монстрами лесу — тот сюжет, от которого всегда будут бежать по коже мурашки. Вспомнить хотя бы сравнительно недавнюю «Ведьму» Роберта Эггерса. Наверное, слишком недавно по эволюционным меркам подобное существование было реальностью каждого человека. И, разумеется, всегда находились смельчаки, решившие войти в темный лес. Чтобы в очередной раз прийти к жестокой догадке: главные монстры живут внутри нас, в таинственных потемках души.
В Кевине (Джеймс МакЭвой) уживаются сразу 23 личности, и он их не контролирует. Однажды одна из личностей Кевина — Деннис — решил поразвлечься и украл трех девушек с парковки. Кейси (Аня Тейлор-Джой), Клэр (Хейли Лу Ричардсон) и Марша (Джессика Сула) оказались в подвальном помещении и вскоре поняли, что укравший их человек очень болен.
Фильм, который, по существу, является бенефисом Джеймса МакЭвоя, и режиссерскую удачу здесь трудно отделить от актерской. Антигерой здесь — человек с множественным расстройством личности, вроде легендарного Билли Миллигана, но гораздо более опасного. Потому что доминирующая личность в этом хаосе, кажется, сам Антихрист. Конечно, для хорошего артиста (а МакЭвой безоговорочно прекрасен) подобная роль просто подарок судьбы. Говорить на двадцать голосов, быть единым в нескольких лицах. Если бы проскользнула фальшь, Шьямалан бы провалился гораздо сильнее, чем на некоторых этапах карьеры. Но судьба благоволила фильму, и работа МакЭвоя не подкачала. Поэтому, когда из моря личностей, как из пучины морской, является Зверь, зритель испытывает мистический страх. Кстати, финальный твист здесь такого рода, что, когда картина вышла на экраны, его нельзя было предугадать при всем желании.
Маленький камерный фильм и большое возвращение для режиссера, заявившего о себе, как о мастере ударных концовок. Брат с сестрой отправляются в гости к незнакомым бабушке и дедушке. У матери главных героев сложные отношения с ее родителями, и дети вскоре понимают, почему. Старик со старушкой, похоже, склонны к насилию, а главное, ведут себя весьма странно.
В современной версии сказки о брате и сестренке в хижине людоедов есть все: драйв, нерв, толика безумия. И да, закрученная концовка едва ли не лучшая со времен легендарного «Шестого чувства». Наконец, Шьямалан здесь очередной раз подтверждает, что прекрасно умеет работать с актерами-детьми. Стоило только зрителям начать забывать о нем как о режиссере, от которого можно ждать сюрпризов, как он громко напомнил о себе.
В результате страшной железнодорожной катастрофы погибают 132 пассажира, выживает всего один. Зовут его Дэвид Данн (Брюс Уиллис). С чудом спасшимся связывает Элайджа по прозвищу Мистер Стекло (Сэмюэл Л. Джексон). Его так прозвали из-за его редкой болезни — кости мужчины могут сломаться от малейшего воздействия. Заболевание отрезало его от нормальной жизни, но теперь Элайджа считает, что в лице Дэвида обрел сверхсильного напарника — Мистера Несокрушимого.
Дуэт Брюса Уиллиса и Сэмюэля Джексона — вещь, на которую стоит смотреть при любом раскладе. Но и сам рассказ о незаметном сверхчеловеке нисколько не устарел сегодня. Фильм открывает трилогию-долгострой Шьямалана, которая, пожалуй, остается главным авторским высказыванием о супергероях. Взрослым ведь тоже хочется однажды узнать, что они живут в сказке, где являются главными персонажами. Только некоторым неизбежно придется оказаться персонажами злыми, а обратно повернуть будет уже нельзя. Судьба играет со спасителями мира и его врагами, хотя каждый думает, будто сам вершит будущее. Даже режиссер здесь не хозяин сюжета: как в лучших историях, Шьямалан словно следует уже предначертанному, и фильм превращается в практически совершенное высказывание.