И врут календари: 20 фильмов про День Сурка
В этот день почти 30 лет назад персонаж Билла Мюррея метеоролог Фил Коннорс проснулся и понял, что завтра не наступило. Скоро он узнает, что отныне ему предстоит несчитанное количество дней прожить в дурной бесконечности одного и того же Дня сурка. Анастасия Сенченко и Екатерина Ахатова выбрали 20 фильмов о самых разнообразных путешествиях во времени.
Неприятный во всех отношениях метеоролог Фил Коннорс вместе с продюсером Ритой Хансон и оператором Ларри отправляется в городок Панксатони, чтобы снять репортаж о ежегодном празднике — Дне сурка. Если сурок Фил 2 февраля выйдет из норы и увидит свою тень, то зима продлится еще долгие 6 недель. Разочарованный в жизни и в работе Фил хочет поскорее убраться из города, но из-за снежной бури съемочная группа вынуждена вернуться обратно. Наутро Фил понимает, что новый день так и не наступил. И что бы он ни делал, каждое утро он просыпается в гостинице в Панксатони и каждое утро за окном все то же 2 февраля.
Этот фильм — звездный час для Билла Мюррея и творческого тандема режиссера Харольда Рамиса и сценариста Дэнни Рубина. Помимо того, что он получил премию BAFTA за лучший сценарий и был включен в Национальный реестр фильмов США, он почти в 5 раз окупился в прокате и возродил интерес к чудаковатому ретро-празднику. Впрочем, интерес к самому фильму в отличие от сурочьих предсказаний не ослабевает круглый год.
Капитан ВВС Колтер Стивенс просыпается в поезде и не понимает, как он здесь очутился. Следующее открытие еще более странное — он просыпается в чужом теле, а девушка напротив называет его чужим именем. Пока Колтер пытается понять, что же происходит, поезд разлетается на куски в результате сильнейшего взрыва. После взрыва главный герой обнаруживает себя в тесной капсуле и узнает о своей миссии: через воспоминания одного из пассажиров он должен обнаружить террориста и предотвратить следующий теракт. В его распоряжении последние 8 минут перед взрывом, которые он должен переживать снова и снова в чужом теле, пока не обнаружит преступника.
Это второй фильм британского режиссера Дункана Джонса, сына Дэвида Боуи, прославившегося своей первой картиной «Луна 2112» с Сэмом Рокуэллом и Кевином Спейси. Как и в своем дебюте, Джонс использует фантастические обстоятельства для истории о поиске собственной идентичности. Как и в «Дне сурка», временная петля помогает герою, которого на этот раз исполнил Джейк Джилленхол не только найти террориста, но и присмотреться повнимательнее к себе и людям вокруг.
Три — типичная студентка-оторва с кучей проблем и очень тяжелым характером. В свой день рождения Три просыпается с жуткого похмелья у случайного парня на одну ночь, опаздывает на занятия и ссорится с соседками и любовником. Но все это пустяки, а вот действительно неудачным этот день делает встреча с маньяком в маске, который вонзает ей нож в горло. Но неожиданно девушка просыпается, чтобы узнать, что произошедшее не было дурным сном и что она по прежнему находится в том самом дне, в котором ей суждено умереть.
Скорее веселый, чем страшный, микс «Дня сурка» и «Крика», только на этот раз Три не только должна переосмыслить свою жизнь и решить давние проблемы, но и найти маньяка, который всегда оказывается поблизости и доводит дело до конца.
Главная героиня Кристин в исполнении Николь Кидман каждый день заново узнает все о своей жизни: сколько ей лет, как зовут ее мужа и как она оказалась в этом доме. В результате аварии Кристин потеряла краткосрочную память и теперь ее супруг, которого играет Колин Ферт, по утрам перед работой терпеливо рассказывает ей историю ее жизни. Но стоит ему уйти на работу, как в квартире раздается телефонный звонок и неизвестный просит Кристин включить камеру и посмотреть видеодневник, который она сама вот уже несколько недель регулярно ведет. Так Кристин понимает, что в легенде ее мужа не все так гладко.
Кристин — еще одна героиня, раз за разом переживающая один и тот же повторяющийся день в поисках ответов на вопросы: кто же она на самом деле и что происходило с ней в последние 10 лет после аварии. В основе этого триллера одноименный бестселлер британского врача и писателя С. Дж. Уотсона.
Найлз, приехавший на свадьбу к подруге своей девушки, просто застрял в одном дне. Чтобы парень не делал, утром он просыпается неподалеку от Палм-Спрингс, на календаре девятое ноября и скоро начнется церемония бракосочетания. Но в один из очередных повторов дня, за ним увязывается сестра невесты, Сара. Теперь во временной петле оказалось двое.
Удивительная романтическая комедия, в которой нашлось место экзистенциальной драме и науке, высоко оценена и кинокритиками, и зрителями, и компаниями Neon и Hulu, которые приобрели права на показ ленты за рекордные для кинофестиваля Сандэнс 17,5 миллиона долларов.
На Землю вторглись инопланетяне, названные военными мимики, они уже захватили большую часть Европы, и шансов у человечества нет. Единственный бой, который чудом смогли выиграть объединенные армии, — битва при Вердене. Пресс-секретарь армии США майор Уильям Кейдж после стычки с генералом разжалован до рядового и отправлен в мясорубку в Нормандии. Его убили, но на следующий день Кейдж снова проснулся на базе в Хитроу и вскоре понял, что попал во временную петлю. Он проживает день своей смерти снова и снова. Но почему и, главное, как использовать это его «умение»?
В основе фантастического экшна лежит книга «Все, что тебе нужно — это убивать» Хироси Сакурадзаки, номинированная на премию Seiun как «Лучший японский роман года». Фильм Дага Лаймана получил семь номинаций на премию «Сатурн», вручаемую Академией научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов.
Из-за череды природных катастроф Землю терзают песчаные бури, и человечество обречено на голодную смерть — все меньше и меньше сельскохозяйственных культур выживает в новом климате. Главный герой фильма — бывший пилот НАСА, Джозеф Купер. Он расшифровывает послание, оставленное в его доме после загадочной магнитной аномалии, находит научную базу, изучающую возможности спасения людей, и вписывается в проект, способный изменить судьбу человечества. Ему предстоит отправиться в космос, пролететь через червоточину, появившуюся возле Сатурна почти пятьдесят лет назад, и исследовать мир, в поисках планеты, пригодной для переселения.
Один из лучших фильмов Кристофера Нолана, в принципе специализирующегося на нелинейных историях и ловко играющего со временем и пространством, построен на научных теориях и знаниях о черных дырах и горизонте событий. Сценарий разрабатывали четыре года при участии астрофизика Кипа Торна, позже получившего Нобелевскую премию за экспериментальную регистрацию гравитационных волн.
Простой и скромный парень Том, когда ему исполняется 21 год, узнает от отца о том, что все мужчины в их семье наделены сверхспособностью путешествовать во времени. И используют они ее без каких-либо супергеройских амбиций, лишь для того чтобы просто быть счастливыми – наслаждаться происходящим, не говорить глупости на первом свидании, исправлять все свои ошибки и самим писать историю своей счастливой жизни.
Романтическая комедия от мастера жанра, автора «Реальной любви» и «Ноттинг-Хилла» Ричарда Кертиса. Том использует свой дар чтобы завоевать сердце девушки своей мечты, но по мере написания собственного счастливого романа методом проб и ошибок молодой человек понимает истинную цену тех моментов, которые можно пережить лишь однажды.
Хелен — молодая и способная женщина-математик из высокотехнологичной компании. Недавно ее муж Уэллс, работавший вместе с ней, покончил жизнь самоубийством, и она не может перестать винить себя в том, что не увидела его страданий и не смогла помочь. В один из дней Хелен просыпается не в той одежде, в которой засыпала, понимает, что не помнит событий целой недели, а какая-то странная женщина звонит ей и велит срочно бежать. И главное, голос в телефоне — ее собственный.
Захватывающий детективный триллер-новинка ведет зрителя через расследование Хелен и предлагает снова задуматься о парадоксах временных петель вроде нарушения причинно-следственных связей или помощи себе из прошлого или будущего.
Встреча Генри и Клэр могла бы остаться случайным мгновением, которых в жизни Генри бесконечное множество. Все из-за его удивительной болезни — хромонедостаточности. Временами Генри появляется в разные годы в разных местах, голый и без гроша в кармане, и каждый раз он вынужден выживать. Однажды в чикагской библиотеке Генри встречает Клэр. Странно: он видит ее впервые, а она знает его большую часть своей жизни. С этого момента двое начинают совместную темпоральную арифметику: он навещает Клэр в ее прошлом, а она готовит ему одежду и еду для будущих посещений.
Трогательная и совершенно фантастическая история любви, которой не страшны ни расстояние, ни время. Фильм снят по мотивам одноименного романа-бестселлера американской писательницы Одри Ниффенеггер, опубликованного в 2003 году, где совершенно невероятной истории любви не мешают внезапные исчезновения мужчины, ведь верная женщина всегда ждет его и понимает, что он может появиться в ее жизни в любой момент.
2035 год. Неизлечимый вирус убил 99% населения планеты. Тем временем оставшиеся в живых ушли под землю и пытаются исправить положение. Осужденный преступник Джеймс Коул добровольно-принудительно, в обмен на сокращение срока, выходит на поверхность и собирает образцы живой жизни. После возвращения ему предлагают более опасную экспедицию — он должен отправиться в 1996 год и найти источник вируса. Цена вопроса — амнистия, так что Коул соглашается.
Фильм-антиутопия Терри Гиллиама был представлен на кинофестивале в Берлине и претендовал на главный приз, а позже собрал внушительную коллекцию наград и номинаций премий «Сатурн», «Оскар» и «Золотой глобус».
В недалеком будущем (всего девять лет осталось ждать) власть на Земле захватили машины. Они быстро поработили практически все человечество, но горстка неистовых сопротивленцев, которой руководил Джон Коннор, их победила. Тогда роботы отправили в 1984 год человекоподобную машину Т-800, которая должна убить Сару Коннор, чтобы Джон не родился.
Среди фильмов о путешествиях во времени «Терминатор» — настоящая классика. Фильм получил семь номинаций на премию «Сатурн» и унес с церемонии призы за лучший научно-фантастический фильм, за лучший сценарий и грим. Именно в этом фильме Арнольд Шварценеггер впервые сказал свою коронную фразу «I`ll be back». В 2008 году Библиотека Конгресса США включила «Терминатора» в список фильмов, признанных культурным достоянием.
Подросток Марти Макфлай и его друг-ученый Эммет Браун создают машину времени, сделанную из автомобиля DeLorean DMC-12. Что может пойти в такой ситуации не так? Да все! Марти нечаянно отправляется в прошлое на тридцать лет назад, в день, когда Доку в голову пришла идея создания потокового конденсатора, а его родители познакомились. Теперь парню надо вернуться назад и постараться не испортить свою жизнь. Ведь каждое изменение прошлого влияет на настоящее.
Культовый фильм и его продолжения «Назад в будущее 2» и «Назад в будущее 3» получили несчетное количество наград и номинаций на «Оскар», «Золотой глобус», премию BAFTA и «Сатурн». Кассовый успех картин привел к тому, что уже много лет фанаты серии опасаются, что Голливуд решит заняться ремейками или перезапусками серии, но Роберт Земекис, которому принадлежат все права на франшизу, клянется, что пока он жив, этого не случится.
Агент, расследующий дело о взрыве, унесшем жизни 543 человек, получает возможность собирать данные и улики в прошлом. Изучая записные книжки и личные вещи одной из погибших, он начинает понимать, что относится к ней уже не как к безликой жертве, и решает не просто расследовать, а предотвратить теракт.
Для создания в фильме эффекта реалистичности команда Тонни Скотта применила несколько различных камер и технологий, используемых в армии США, а съемочную группу консультировали сотрудники Бюро по алкоголю, табаку и огнестрельному оружию, расследующие все теракты со взрывами. В 2007 году картина была номинирована на премию «Сатурн» как лучший научно-фантастический фильм.
Фильм про времена, когда путешествия во времени стали обычным делом. Появилась корпорация убирающая людей так, что не остается трупов, а «нет тела — нет дела». Они отправляют жертву в прошлое, где ее встречает киллер, который называется лупер — по правилам организации каждый из них однажды получит заказ на самого себя, и таким образом замкнет петлю. Отказаться от этого задания нельзя.
Закрученная детективная история, где главные роли играют Брюс Уиллис и загримированный под молодого Уиллиса Джозеф Гордон-Левитт, получила четыре номинации на премию «Сатурн», включая приз за лучший научно-фантастический фильм. Не все перепетии мозголомного сюжета могут быть понятны с первого раза, поэтому мы рекомендуем «Петлю» не только смотреть, но и пересматривать.
У Эвана наследственное заболевание, передавшееся ему от отца, страдающего тяжелым психическим недугом, — он не помнит некоторые моменты своей жизни, связанные со странными, ужасными или травмирующими событиями. В детстве врач посоветовал ему вести дневники, и сейчас повзрослевший Эван начал их перечитывать. Погружаясь в записанные воспоминания Эван понимает, что может возвращаться в прошлое и менять будущее.
Психологический триллер, в основе которого лежит идея изложенная Рэем Брэдбери в рассказе «И грянул гром», — одно из лучших и эффектных размышлений на тему вмешательства в уже произошедшие события. После просмотра этого фильма вы точно перестанете хотеть вернуться в прошлое, чтобы успеть на поезд в метро или иначе построить диалог на вечеринке у одноклассника.
Недалекое будущее. Ученые изобрели машину времени, и теперь преступления можно не расследовать, а предотвращать. Лучших полицейских отобрали в Темпоральное Бюро, и выдали им устройства, позволяющие совершать «прыжки». Агент перемещается по времени и ищет следы подрывника, убившего уже несколько сотен человек. Его задача — сделать так, чтобы террорист не взорвал половину Нью-Йорка.
Одна из самых запутанных и интересных историй этой подборки снята по мотивам рассказа «Все вы зомби…», написанного Робертом Хайнлайном в 1958 году. Он посвящен одному из парадоксов путешествий во времени — парадоксу предопределения.
Студенту Массачусетского технологического университета Дэвиду Раскину семнадцать. Просматривая видео, с празднованием его седьмого дня рождения, Дэвид замечает там нынешнего себя и задумывается. А потом находит в подвале родительского дома чертежи и детали какого-то устройства, разработанного трагически погибшим отцом. Изучив документацию, он и его друзья понимают, что перед ними практически готовая машина времени, ее надо лишь немного доделать.
Еще один фильм, поднимающий вопрос о допустимости вмешательства в прошлое, даже если это прошлое было только вчера. Картина наполнена отсылками к фильмам и сериалам о путешествиях во времени, в том числе к тем, что попали в эту подборку.
Картина не столько не о путешествии во времени, сколько о любви сквозь время. Врач Кейт Фостер переезжает из загородного дома в городскую квартиру, оставив записку новому жильцу. Вскоре она становится свидетелем гибели молодого человека, которого сбил автобус. Это событие ее потрясает, и Кейт возвращается в оставленный дом – где находит в почтовом ящике другое письмо. От следующего жильца, Алекса, но написанное два года назад. Герои начинают общаться, оставляя друг другу письма сквозь время. Обоим ясно: это мистика, они находятся в одном и том же месте, но не видят друг друга.
Главная интрига ленты – встретятся ли влюбленные, становится тем более острой и захватывающей, так как зритель, в отличие от Кейт, знает: Алекс погиб в том самом дорожном происшествии, это его сбил автобус в центре Чикаго. И в то время, когда она читает письма от него, его уже нет в живых. А значит, единственная возможность встретиться – изменить прошлое, и Кейт, конечно, находит возможность для этого.
Успешный политик Дэвид Норрис случайно узнает о том, что мир живет по заранее известному плану, исполнение которого контролируется влиятельной организацией. Кто эти люди: блюстители гармоничного порядка вещей или представители сил зла, диктующих свои правила? Ответ на этот вопрос предстоит найти молодому сенатору.
«Меняющие реальность» — режиссерский дебют Джорджа Нолфи, успешно проявившего себя в роли сценариста: «12 друзей Оушена» и «Ультиматум Борна». Фильм снят по книге Филипа К. Дика «Команда Корректировки», рассказы которого легли в основу многих киносюжетов. «Меняющие реальность» скорее заставляют задуматься о способности человека быть автором своей судьбы, чем демонстрирует борьбу героев и антигероев. Также стоит отметить сильный актерский тандем Мэтта Дэймона и Эмили Блант, очень правдоподобно демонстрирующих любовную «химию» на экране.