От Кейджа в золотом пиджаке до ребенка-медиума: 12 лучших фильмов про ясновидящих и экстрасенсов
В экстрасенсов можно верить или нет, но фильмы про них нравятся даже скептикам. Представляем 12 картин о медиумах — среди них найдется как проверенная классика, так и необычные жанровые эксперименты. Огромное разнообразие жанров (от мистических хорроров до научной фантастики), непростой сюжет с двойным, а то и тройным дном, самобытные герои и блестящие актерские работы — что-то для себя отыщет любой зритель.
Испанский режиссер Родриго Кортес — один из немногих современных авторов, которые не только завладевают вниманием зрителя, но и мастерски обманывают ожидания. До «Красных огней» он снял «Погребенного заживо», где для создания саспенса Кортесу хватило Райана Рейнольдса и деревянного ящика. В «Красных огнях» в руках у постановщика оказался актерский карт-бланш — Киллиан Мёрфи, Сигурни Уивер и Роберт Де Ниро. А его излюбленный прием — неожиданная концовка — целиком переворачивает всё представление о фильме.
Доктор Маргарет Мэтисон и ее ассистент Том Бакли занимаются разоблачением мошенников и шарлатанов, выдающих ловкость рук за сверхспособности. Между тем в город возвращается знаменитый незрячий медиум Саймон Сильвер, о котором ничего не было слышно последние 30 лет. Том загорается идеей изобличить афериста, но Маргарет его отговаривает: злить слепца опасно. Ее собственный сын много лет назад побывал на одном из сеансов Саймона и впал в кому, а один журналист, пытавшийся вывести Сильвера на чистую воду, скончался от инфаркта. Но это лишь больше раззадоривает Бакли.
Мистический триллер «Экстрасенсы» — фильм нелегкой судьбы: сценарий лежал на полке с начала нулевых. Его решили переделать в сиквел «Семи», но Дэвид Финчер наотрез отказался снимать продолжение. Тогда «Экстрасенсов» переписали обратно в отдельную историю с бразильским режиссером Афонсо Пойартом у руля и известными актерами — Энтони Хопкинсом и Колином Фарреллом — в главных ролях.
Агенты ФБР безуспешно ищут маньяка-эстета. Свои убийства тот обставляет со всей возможной роскошью, но есть нюанс — все его жертвы оказываются неизлечимо больны. Не найдя ответа, полицейские обращаются за помощью к отставному детективу-экстрасенсу Джону Клэнси. Изучив дело, герой понимает: его противник тоже владеет навыками парапсихологии! Расследование превращается в гонку, в которой убийца всё время опережает Джона на несколько шагов.
Перед постановщиком «Призраков дома на холме» Майком Флэнеганом стояла сложнейшая режиссерская задача. Ему предстояло экранизировать культовый роман Стивена Кинга «Доктор Сон», прямое продолжение «Сияния», не потеряв вязкую атмосферу ужаса, созданную Стэнли Кубриком в фильме 1980 года (который, кстати, Кинг ненавидит всей душой), и сохранив при этом собственное авторское своеобразие. Справился ли Флэнеган и смог ли помирить Стивена Кинга с Кубриком? На все сто процентов! Фильм получился самобытным, жутким, очень кинговским по атмосфере, но вместе с тем порадует и фанатов оригинального «Сияния».
Повзрослевший Дэнни Торренс — тот самый мальчик-экстрасенс из зловещего отеля «Оверлук» — в попытках сбежать от ужасов прошлого глушит свой дар алкоголем. Его «сияние» уже почти угасло, но тут герою снова приходится обратиться к своим способностям. Некая банда колдунов, скитающихся по США, зверски убивает детей-медиумов, и теперь новая знакомая Дэнни, девочка Абра, в опасности.
Николас Кейдж зарекомендовал себя сразу в трех ипостасях: яркий и неординарный актер, играющий у лучших режиссеров; звезда бессмысленного и беспощадного экшена; наконец, постоянно переигрывающий человек-мем и почетный обладатель «Золотых малин». «Пророк» от сценариста «Вспомнить всё» Гари Голдмана — это кино скорее второй категории: развлекательный боевик, которому чересчур выразительная мимика Кейджа идет только на пользу. В основе тут сюжет коротенького рассказа Филипа К. Дика «Золотой человек» — правда, в пересказе от первоисточника мало что осталось.
Иллюзионист Крис Джонсон предвидит всё, что с ним случится, за пару минут до этих событий. Но свой дар он использует своеобразно — веселит публику в Лас-Вегасе фокусами, а на жизнь зарабатывает, играя в покер. Всё резко меняется, когда на Криса выходит специальный агент ФБР Келли Феррис, чтобы убедить медиума помочь ей предотвратить теракт в центре Лос-Анджелеса.
Режиссер трилогии о Человеке-пауке Сэм Рэйми редко снимает серьезное кино, однако «Дар» по сценарию Билли Боба Торнтона — как раз такой случай. Вас ждут ни с чем не сравнимая атмосфера южной готики и шикарные актерские работы Кейт Бланшетт и Киану Ривза (здесь он, кстати, в необычном для себя амплуа негодяя).
Мать-одиночка Аннабель Уилсон, обладающая даром ясновидения, живет самой обычной жизнью — предсказывает будущее жителям маленького городка и время от времени отбивается от терроризирующего ее местного дебошира. Но однажды бесследно исчезает невеста директора школы, и тогда к Аннабель обращается полиция с просьбой помочь. Героиня соглашается — только себе на беду.
Эффектное мокьюментари режиссера Джоша Транка и сценариста Марка Лэндиса (кстати, сына известного постановщика Джона Лэндиса) подкупает честным подходом. Юные герои, получив паранормальные способности, вместо спасения мира принимаются проверять его на прочность. Попросту говоря, дурачатся, как сделали бы на их месте любые подростки. Впрочем, шалости парней в какой-то момент переходят границы, и фильм превращается в хоррор.
Старшеклассник Эндрю Детмер вместе с кузеном Мэттом и приятелем Стивом тестируют новую видеокамеру, шатаясь по окрестностям. В лесу ребята находят странные кристаллы, которые превращают троицу в суперменов с телекинетическими способностями и способностью летать. Поначалу парни просто дурачатся, но позже темная сторона Эндрю начинает прорываться наружу.
В своей дебютной работе британец Ник Мёрфи соединил события Первой мировой войны с мистическим очарованием готических замков. В результате вышел крепкий триллер в духе классических готических кинокошмаров — «Приюта» Хуана Антонио Байона, «Других» Алехандро Аменабара или «Незваных» Чарли и Томаса Гардов.
Флоренс Кэтхарт профессионально разоблачает всевозможных спиритологов, колдунов, гадалок и прочих любителей «сравнительно честных способов отъема денег у населения». Однажды ее приглашают приехать в закрытый интернат для мальчиков, где якобы поселился призрак ребенка. Но там главная героиня сталкивается с куда более жуткими, чем привидения, вещами — собственными воспоминаниями.
«Кольцо времени» — находка для тех, кому нравятся фильмы о путешествиях во времени и закрученные сюжеты. Простоватый сценарий здесь компенсируется занятными размышлениями о предопределенности судьбы, а неидеально прописанные персонажи — эмоциональной игрой актеров.
Джеймс — мелкий мошенник, обладающий экстрасенсорными способностями. Однажды знакомый мафиози предлагает ему провернуть авантюру по переправке бриллиантов, но всё идет не так, как планировалось: герой встречает любовь своей жизни. Дар говорит ему, что им не быть вместе, и Джеймс пытается это исправить.
Один из самых легкомысленных и в то же время ламповых и теплых фильмов Вуди Аллена, сочетающий в себе европейский шарм столетней давности, ненавязчивый юмор, великолепную игру Колина Фёрта и магнетическое обаяние Эммы Стоун.
Иллюзионист Стэнли Кроуфорд — убежденный агностик и чрезвычайно прагматичный человек. По просьбе друга он отправляется во Францию, чтобы разоблачить некую юную особу, выдающую себя за медиума. Герой с энтузиазмом пытается поймать девушку за руку, но чары ее обаяния заставляют его сомневаться: а вдруг магия, существование которой он всю жизнь отрицал, и правда реальна?
Сложно устроенный фильм Меннана Япо с нелинейным повествованием и выразительной Сандрой Буллок в главной роли. Сюжет частично напоминает «Помни» Кристофера Нолана (но не такой насыщенный событиями) и «День сурка» Харольда Рэмиса (но куда более мелодраматичный).
Домохозяйка Линда узнает, что ее муж Джим погиб в автокатастрофе. Но на следующее утро она встречает его на кухне живым и здоровым. Вскоре героиня обнаруживает, что несколько дней ее жизни будто перемешались: за четвергом идет понедельник, потом суббота и так далее. И знание того, что произойдет с ними в будущем, может помочь Линде предотвратить трагедию.
Первые работы М. Найта Шьямалана — «Яростная молитва» и «Пробуждение» — прошли мимо широкой публики, зато после «Шестого чувства» имя режиссера узнал весь мир. Этот блестящий паранормальный триллер — идеальный образец фильма с твистом, переворачивающим всё восприятие картины. Именно «Шестое чувство» ввело моду на кино с неожиданными сюжетными поворотами, а фраза «Я вижу мертвых людей» стала одной из самых известных в кинематографе (и, чего греха таить, частой мишенью для пародий).
Детский психиатр Малкольм Кроу пытается помочь необычному мальчику Коулу, видящему призраков. В процессе оказывается, что все эти люди, которых видит ребенок, погибли не по своей воле. Вылечив Коула, Кроу надеется и сам исцелиться от травм прошлого — один из его повзрослевших пациентов покончил с собой у него на глазах.
«Привидение» снял хулиган Джерри Цукер — автор пародий «Аэроплан» и «Совершенно секретно», а сценарий к фильму написал автор мрачнейшей психоделической драмы «Лестница Иакова» Брюс Джоэл Рубин. В итоге вышел микс на первый взгляд несочетаемых ингредиентов: комедии, мелодрамы, криминала и мистики. Тем не менее «Привидение» ждал триумф: два «Оскара» — для сценариста и Вупи Голдберг, миллиардные сборы и еще ворох наград. Картина вошла в поп-культурный код как символ вечной любви, а сцену, где Патрик Суэйзи и Деми Мур сидят за гончарным кругом, зрители запомнили как одну из самых эротичных и будоражащих в истории кино.
Сэм и Молли влюблены друг в друга и мечтают пожениться. Но однажды на пару нападает грабитель. Сэм пытается защитить возлюбленную, но сам погибает и становится призраком. Отправиться на тот свет герой не может, поскольку на Земле у него осталось незаконченное дело. Вскоре Сэм узнаёт, что нападение было спланировано и Молли в опасности. Но как предупредить девушку, если живые не видят и не слышат героя? Тогда на помощь приходит экстрасенс-дилетант Ода Мэй Браун — она единственная, кто способен контактировать с мужчиной.