Удовольствие, одержимость и мания: 10 современных фильмов о героях, готовых на всё ради успеха
На пути к величию главное — не переусердствовать. Вот только герои нашей подборки с этим не согласятся. Они настолько одержимы успехом, что готовы подойти к самому краю пропасти и заглянуть в глаза безумию. Брать с них пример мы не советуем, а вот посмотреть фильмы всё же рекомендуем.
Старательная балерина Нина (Натали Портман) одержима желанием получить главную роль в новой постановке «Лебединого озера». Она изводит себя тренировками и в конечном итоге добивается своего. С ее эмоциональным состоянием дела обстоят хуже. Сильнейший стресс вызывает у девушки навязчивые идеи — ей начинает казаться, что ее пытается подсидеть новенькая танцовщица Лили (Мила Кунис). Чтобы сохранить место примы, Нина не остановится ни перед чем. В погоне за совершенством героиня открывает темную сторону своей личности и понимает, что единственный человек, который стоит у нее на пути, — она сама.
«Черный лебедь» относится к жанру психологического триллера и виртуозно поставлен мастером драмы Дарреном Аронофски. Пугающие галлюцинации главной героини постепенно погружают зрителя в эмоциональное состояние психически нестабильной балерины и вместе с нарастающим напряжением подводят свидетелей происходящего к болезненному финальному акту.
Бывшая кинозвезда Ригган Томсон (Майкл Китон) отчаянно пытается вернуть себе былую славу. Его актерская карьера пошла под откос сразу после успеха франшизы о супергерое Бёрдмэне, в которой он сыграл главную роль. Бродвейская постановка должна исправить ситуацию, поэтому Ригган вложил в нее все силы и семейный бюджет. Герой уверен, что это его последний шанс сделать что-то значимое, но теперь ему нужно убедить весь мир и самого себя в том, что игра стоит свеч. Актер готов пойти на всё ради положительной рецензии влиятельного театрального критика, даже если для этого придется рискнуть жизнью на сцене.
Главная фишка «Бёрдмэна» в том, что он якобы снят одним кадром, что создает ощущение прямой трансляции из стен театра. Конечно, без монтажных склеек не обошлось, просто они тщательно спрятаны от зрительского взора в затемнениях. Другая важная деталь заключается в намеренной (или нет) иронии к исполнителю главной роли Майклу Китону, судьба которого перекликается с экранным альтер эго. В начале 1990-х Китон тоже играл супергероя в бёртоновской экранизации комиксов о Бэтмене, после чего громких ролей в его фильмографии не наблюдалось. Финальный аргумент в пользу просмотра ленты Иньярриту — премия «Оскар» за лучший фильм 2014 года.
Юный барабанщик Эндрю Ниман (Майлз Теллер) учится на первом курсе престижной музыкальной консерватории и мечтает стать великим. Потом, кровью и слезами он добивается места в основном составе лучшего оркестра в стране и попадает под психологическое давление дирижера-тирана Терренса Флетчера (Дж. К. Симмонс). Деспотичный преподаватель держит в страхе весь коллектив: он кричит на музыкантов и угрожает расправой за игру мимо нот, а за неправильный темп раздает пощечины и швыряется стульями. Чтобы сохранить место за ударной установкой, Эндрю придется работать еще усерднее, а его желание добиться успеха быстро перерастает в настоящую одержимость.
Выросшая из одноименной короткометражной картины драма Дэмьена Шазелла стала эталоном киношной одержимости любимым делом. Персонаж Дж. К. Симмонса — преподаватель, который оправдывает свои жестокие методы навязчивой идеей вырастить великого музыканта, поливая его унижениями и удобряя ругательствами. «Одержимость» сделала Дэмьена Шазелла звездой режиссуры, а ведь на момент премьеры на фестивале «Сандэнс» ему не было и 30.
Перфекционистка Алекс Долл (Изабель Фурман) хочет быть лучшей во всём, однако синдром отличницы только тормозит ее успехи в учебе и спорте. Во время контрольных она до последнего выискивает ошибки в своих ответах, а на тренировках по академической гребле изводит себя до потери сознания и непроизвольного мочеиспускания. Девушка решает во что бы то ни стало поставить новый рекорд в спортзале и попасть в первый состав университетской команды по академической гребле. Ее маниакальное упорство, впрочем, никого не впечатляет — все вокруг твердят, что девушке нужно расслабиться и перестать так сильно стараться.
Дебютный фильм Лорен Хэдэвэй получил от критиков неофициальный слоган: «„Черный лебедь“ встречает „Одержимость“». Отчасти «Мания» действительно впитала в себя лучшие идеи фильмов-предшественников. При этом история одержимой первокурсницы Алекс Долл все же существенно отличается от них и не ограничивается эпитетами и сравнениями с картинами более опытных коллег начинающей постановщицы. Как минимум здесь можно зацепиться за разные сферы деятельности и неравную систему мотивации, а если этого недостаточно — характеры и психологические травмы у троицы хоть и перекликаются, но не совпадают на 100%.
Спортивная драма Рона Ховарда «Гонка» основана на реальной истории и рассказывает о событиях чемпионата «Формулы-1» сезона 1976 года. В центре сюжета два гонщика, между которыми идет ожесточенная борьба за титул победителя. Дисциплинированный австриец Ники Лауда (Даниэль Брюль) является действующим чемпионом мира и пытается сохранить пальму первенства, а британский лихач и тусовщик Джеймс Хант (Крис Хемсворт) мечтает его с этого места сместить.
Ради славы и первой строчки в турнирной таблице все участники важной гонки готовы рискнуть жизнью и совершить героический заезд под дождем. Одержимость победой приводит к тому, что лидировавший в сезоне Лауда вылетает с опасной трассы и в тяжелом состоянии попадает в больницу. Несмотря на уговоры врачей и сильнейшую боль, гонщик возвращается к стартам, пропустив всего пару заездов. Всё решит финальная гонка, которая не только определит чемпиона, но и покажет, чья воля к успеху находится выше здравого смысла.
Безработный Луис Блум (Джейк Джилленхол) становится свидетелем автомобильной аварии и наконец-то обретает цель в жизни. Он меняет ворованный велосипед на дешевую видеокамеру и полицейский сканер, чтобы снимать эксклюзивные кадры с места преступлений и продавать записи новостным телеканалам. Его карьерные цели и амбиции идут вразрез с журналистской этикой и моральными принципами. В погоне за криминальными сенсациями стрингер ни перед чем не остановится, а его одержимость успехом переходит все грани разумного. Ради хорошего кадра он готов пойти на всё: перетащить тело жертвы, вломиться в дом к пострадавшим и даже подставить невинного человека под пули.
Дебютная режиссерская работа сценариста Дэна Гилроя вроде бы относится к триллеру, однако местами ей не хватает динамики и напряжения. Зато есть жирный бонус в качестве худющего Джейка Джилленхола, который моментами напоминает главного героя вышедшего несколькими годами позже «Джокера» Тодда Филлипса.
19-летняя шведка Линнея (София Каппель) приезжает в Лос-Анджелес, чтобы стать порнозвездой. Она заселяется в дом с другими моделями, берет псевдоним Белла Черри и дебютирует в кино для взрослых. Начинающая актриса быстро понимает, что на любительском видео громкого имени не сделать, поэтому постепенно снижает планку дозволенного. На вечеринке она обращает внимание на элитных порноактрис и становится одержима желанием попасть в их число. Для этого ей нужно убедить легендарного агента Марка Шпиглера в своих недюжинных способностях. Ради успешной карьеры девушка готова поступиться принципами, предать единственную подругу и в буквальном смысле расширить диапазон физических возможностей.
Постановщица Нинья Тюберг задалась целью продемонстрировать изнанку порнобизнеса еще в 2013 году. Тогда она сняла одноименную короткометражную картину, а после отправилась в Лос-Анджелес собирать материал для полного метра. В конечном итоге ей удалось снять провокационную драму о том, что происходит за кадром съемочного процесса фильмов для взрослых. Несмотря на обилие откровенных сцен, постановщица не стремилась показать как можно больше гениталий и вызвать тем самым общественный резонанс. Основная идея картины заключается в развенчании мифов об индустрии, в которой женщинам приходится сталкиваться с жесткой конкуренцией, унижением и сексизмом. Главную роль исполнила смелая дебютантка София Каппель, не имеющая отношения к порнобизнесу, а вот на второстепенных ролях засветились реальные деятели индустрии.
Эстелла с детства хотела стать дизайнером одежды, но вместо этого ей пришлось вступить в банду воришек и шить костюмы для ограблений. Несколько лет спустя уже повзрослевшая героиня (Эмма Стоун) устраивается уборщицей в самый модный лондонский магазин, откуда ее с позором выгоняют за хулиганское оформление витрины. Однако это творение привлекает внимание главы дома высокой моды Баронессы (Эмма Томпсон), и со следующего дня карьера уличной бунтарки резко идет в гору. Когда Эстелла понимает, что именно новая нанимательница испортила ей детство, то просыпается ее внутреннее альтер эго — Круэлла. Захватившая разум злодейка не остановится ни перед чем. Одержимая местью, она решает открыть собственный модный дом и уничтожить соперницу.
Диснеевская «Круэлла» рассказывает историю становления культовой кинозлодейки Стервеллы Де Виль из серии фильмов «101 далматинец». Студия перезапустила франшизу вольным размышлением о детстве и молодости стильной антагонистки, которая одержима созданием модной одежды из шкуры пятнистых песиков. В сиквеле основной акцент сделан на высокой моде, поэтому неудивительно, что «Круэлла» обошла всех конкурентов и получила «Оскар» за лучший дизайн костюмов.
Студента Гарвардского университета Марка Цукерберга (Джесси Айзенберг) бросила девушка. Расстроенный и пьяный, он взламывает университетские базы данных, скачивает фотографии студенток и с помощью алгоритма своего друга Эдуардо Саверина (Эндрю Гарфилд) создает сайт, на котором посетители могут голосовать за звание самой привлекательной девушки вуза. Эта взбесившая всех выходка привлекает внимание близнецов Уинклвоссов (обоих играет Арми Хаммер) и их бизнес-партнера Дивьи Нарендры (Макс Мингелла), которые ищут одаренного программиста для создания университетской социальной сети. Марк соглашается участвовать в проекте, но только для того, чтобы затормозить ход работы и запустить соцсеть уровнем выше и уже под своим именем. С финансовой поддержкой Эдуардо юный гений принимается за дело. Энтузиазм молодого программиста граничит с фанатичностью. Ради успеха компании он готов не спать, обманывать друзей и наживать врагов.
События фильма разворачиваются в двух временных пластах. В первом одновременно идут два закрытых судебных разбирательства, во втором показана причина заседаний — сама история создания Facebook. Сценарий к фильму написал Аарон Соркин. В его основе лежит роман Бена Мезрича «Миллиардеры поневоле: как создавался Facebook, история о сексе, деньгах, гениальности и предательстве». Режиссером выступил Дэвид Финчер — создатель культовых триллеров «Бойцовский клуб», «Семь» и «Зодиак». Картина удостоилась трех «Оскаров», но осталась без наград в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший режиссер».
Сидни Янг (Саймон Пегг) — язвительный британский журналист, который охотится за звездными скандалами и поливает грязью знаменитостей. Его репутация на родине далека от безупречной, а амбиции гораздо выше работы в небольшом издании. Когда редактор популярного американского журнала Sharps (который в российском дубляже превратился в Glamour Magazine) приглашает Сидни в раздел сенсаций, журналист не раздумывая соглашается. В Нью-Йорке новичок отчаянно мечтает о публикациях, но его едкие статьи не подходят для формата редакции. Чтобы добиться успеха на работе, а заодно и в личной жизни, Сидни придется забыть о своих принципах и продаться акулам глянцевого мира.
«Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть» — классическая британская комедия, в которой Саймон Пегг дурачится на полную катушку, а остальным персонажам приходится краснеть за его поведение. Компанию британцу составили Кирстен Данст в роли журналистки и Меган Фокс в образе привлекательной молодой актрисы. Джефф Бриджес сыграл издателя журнала, а Джиллиан Андерсон — звездного агента.