Куклы, вампиры и петербургский нуар: 10 самых необычных российских сериалов 2022 года
2022 год постепенно подходит к концу, и мы подводим итоги. Вспомнили необычные отечественные сериалы, которые обязательно стоит увидеть всем фанатам российского кино. В программе — Козловский, сражающийся с вампирами, сатирическое шоу с матерящимися куклами и петербургский нуар с Гошей Куценко.
Главным героям первого сезона предстоят новые испытания. Сергей (Кирилл Кяро) пытается справиться с гибелью жены, Полина (Виктория Агалакова) не может найти общий язык с Мишей (Эльдар Калимулин), а Ирина (Марьяна Спивак) думает, что беременна. Тем временем внимание авторов переходит к другим выжившим. Богач Тарас (Никита Еленев), художница Алена (Виктория Клинкова), татуировщик Эзис (Аскар Ильясов) и туристка Соня (Юлия Ендроссек) выживают под предводительством бывшего спецназовца Жени (Юра Борисов). Пути этих людей обязательно пересекутся — но легче никому, увы, не станет.
Нашумевшая «Эпидемия» продолжает повышать ставки. Героев теперь больше, а количество проблем, которые им предстоит решать, только растет: в новом сезоне в Карелию входит китайская армия, а сами персонажи готовы разорвать друг друга в клочья. Возможно, сюжетная линия стала чуть запутаннее, чем прежде (теперь в сериале их целых две!), но смотреть за развитием отечественного апокалипсиса всё так же увлекательно.
Инспектор пожарной службы Наталья Кустовая (Любовь Аксенова) — эгоистка, хамка и взяточница. В погоне за деньгами она не останавливается ни перед чем. Но однажды судьба поворачивается к девушке спиной: почки чиновницы неожиданно отказывают, а честолюбивые врачи не спешат двигать Наталью в очереди за новым органом. Единственный вариант — уговорить кого-то из родственников стать донором. Однако Кустовая так плохо обходилась со всеми близкими, что они даже слышать не хотят о ее проблемах.
«Почка» — эталонная комедия об исправлении бессердечного скряги. Любовь Аксенова неожиданно перевоплощается в волевую и настойчивую, но абсолютно беспринципную героиню. Путь раскаяния Натальи не будет простым: чтобы заслужить прощение, впервые в жизни ей придется совершать добрые дела, искупать вину перед родственниками и круто пересмотреть свой порочный взгляд на жизнь. Иногда уморительная, а иногда, наоборот, угнетающе-грустная «Почка» читает мораль без напора и с человечностью. Так что после просмотра хочется самому меняться в лучшую сторону.
1988 год. Молодой врач Кирсан Аюшев (Аскар Ильясов) подозревает ВИЧ у нескольких пациентов детской больницы. Единственный, кто верит медику и соглашается дать делу огласку, — ученый Дмитрий Гончаров (Никита Ефремов). Уже несколько лет он борется с ветряными мельницами и пытается доказать людям, что ВИЧ — не заболевание маргиналов, наркозависимых и гомосексуалов, а серьезная проблема, с которой может столкнуться абсолютно любой. Но как только мужчины выводят историю в свет, им мешают чиновники и даже близкие. Никто не хочет слышать обидную правду.
Вспышка ВИЧ в Калмыцкой АССР — это российский Чернобыль: тогда тоже никто не верил в катастрофу, а власти до последнего отрицали проблему и пытались скрыть ее масштабы от простых людей. «Нулевой пациент» не только в точности воссоздает атмосферу поздних 1980-х (интерьер и костюмы заслуживают отдельного разговора), но и увлекательно пересказывает одну из позорнейших страниц в истории СССР. Сериал демонстрирует, как одна небольшая государственная ложь стремительно приводит к трагедии. И тем самым убедительно учит не повторить ошибки прошлого.
Молодой опер из Москвы по имени Вадик (Кузьма Сапрыкин) переезжает в Петербург к своей невесте. На работе к нему приставляют заикающегося напарника Гошу (Гоша Куценко) — грубого и беспринципного полицейского, кажется, находящегося в одном шаге от самоубийства. Вместе они должны найти таинственных похитителей женских трупов. А заодно не сойти с ума в фантасмагоричных декорациях Северной столицы: по ночам по улицам гуляют гигантские призраки слонов, сектанты и местные криминальные авторитеты.
Подражать Дэвиду Линчу — занятие опасное и, мягко говоря, не особо простое. Но авторам «1703» удалось если не в точности повторить стиль самого странного американского режиссера XX века, то бережно перенять все его традиции. Санкт-Петербург выглядит как жуткая сказочная страна: на одном клочке земли уживаются вебкам-модели, похитители трупов, обезумевшие полицейские, последователи тайных орденов и убийцы-каннибалы. «1703» собирает все байки о Северной столице в одном месте — и упаковывает их в абсурдистский неонуар, в котором дикие персонажи и лубочные декорации оказываются важнее любой детективной интриги.
Двое коллег и друзей едут в командировку в Санкт-Петербург. Костя (Данила Козловский — добропорядочный семьянин, уставший от брачной рутины. Саня (Александр Петров) — дамский угодник и тусовщик, который каждое утро просыпается с новой женщиной. В Северной столице мужчины неожиданно встречают незнакомых девушек — Иру (Ирина Старшенбаум) и Настю (Елизавета Базыкина) — и, кажется, без памяти влюбляются.
Режиссер Валерий Тодоровский не снимал сериалы 9 лет. Его последним проектом была ностальгическая драма «Оттепель» о жизни в 1960-е. «Надвое» стал для автора не только первым многосерийным проектом за долгие годы, но и трогательным посвящением жене Евгении Брик, которая скончалась в феврале 2022-го. Несмотря на это, шоу сложно назвать грустным и мрачным: Тодоровский в привычной ему манере рассказывает о зарождении любви и жизни в двух столицах — Москве и Санкт-Петербурге — со свойственными ему лучезарностью и оптимизмом. Пускай «Надвое» не станет революционным, как «Оттепель», но именно этот нежный сериал может согреть холодными зимними вечерами.
Начало XX века, Российская империя. Анархист по прозвищу Карамора (Данила Козловский) узнает, что страной правит тайное общество вурдалаков. В схватке с ними он теряет свою возлюбленную. Теперь мужчина хочет во что бы то ни стало уничтожить вампиров и устроить революцию. Но за его головой открывают охоту.
«Карамору» не стоит воспринимать как исторический сериал: это фантазия на тему революции, смешанная с кровавым хоррором о вампирах. За несколько остросюжетных серий герой Козловского встречается с молодым Сталиным и даже Маяковским (кстати, его играет солист группы Shortparis Николай Комягин), а реальные события вроде убийства Александра II чередуются с жуткими конспирологическими теориями. Зато декорации выглядят более чем достоверно: XX век воссоздан с большой точностью. В эффектных декорациях старых Петербурга, Москвы и Тбилиси жестокие экшн-сцены выглядят еще кровожаднее.
В одной московской квартире живут три приятеля. Никита — наивный провинциал, который уехал в столицу на заработки и оставил дома семью. Гоша — горе-бизнесмен, пытающийся получить прибыль на пустом месте. Ефим Маратович — скряга, который всю свою жизнь копит деньги на кругосветное путешествие. И все они — антропоморфные куклы, чем-то напоминающие маппетов.
«Горемыки» сполна оправдали свое название. Сначала стриминг Premier убрал несколько провокационных шуток из серий, а затем и вовсе удалил шоу из библиотеки. Оно и неудивительно: проект ходил по тонкому льду. «Горемыки» иронизировали над российскими реалиями, едко шутили над отечественными селебами и не боялись использовать в диалогах великий и могучий русский мат. Провокации здесь больше, чем остроумного юмора. Но в нынешних реалиях сатиру, подобную «Горемыкам», мы увидим нескоро.
Анестезиолог-реаниматолог Ваня (Денис Прытков) работает в московской клинике и вытаскивает людей с того света. Начальство замечает успехи медика, поэтому предлагает ему подработку: он будет незаконно выезжать на дом к богатым клиентам и спасать их от передозировки алкоголем или наркотическими средствами. Напарником Вани становится однорукий водитель такси Серега (актер с инвалидностью Никита Никитин).
Продюсером и создателем идеи «Капельника» выступила певица Ида Галич. При создании образа реаниматолога Вани она вдохновлялась реальным знакомым, который спасал знаменитостей от интоксикаций и передозировок. Сериал рассказывает о таких проблемах России, как наркозависимость, бедность и взяточничество, но его сложно назвать пресловутой «чернухой». Даже наоборот — на мрачные отечественные реалии «Капельник» смотрит через призму трагикомедии. Энергичный саундтрек от Mujuice помогает подчеркнуть этот парадокс: тексты песен, как и центральные темы, жутко пессимистичные, но авантюрный сюжет и клубные биты на фоне перманентно приковывают к экрану.
Молодая актриса Саша Зорина (Лена Тронина) снялась в криминальном триллере «Аврора» и стала звездой экрана. Спустя 15 лет девушка оставила карьеру и лишь изредка играет трупы в дешевых телевизионных сериалах. Всё остальное время она проводит либо на подработке в телефонном центре доверия, либо в бесконечных вечеринках. Но денег уже не хватает даже на аренду квартиры. Неожиданно по вечерам Саше начинает звонить незнакомец — он знает об актрисе всё и, кажется, хочет втянуть ее в какую-то безумную игру.
Экс-кинокритик и автор «Последнего министра» Роман Волобуев наконец-то снял сериал о том, что знает не понаслышке. «Аврора» — это циничная и злая сатира на российский кинематограф. Декорации прокуренных московских квартир сменяются интерьерами душных съемочных площадок: в этом бизнесе выживают либо акулы, либо откровенные дураки. А Саша Зорина становится символом перспективных и свободных российских 2000-х, которые были съедены и растоптаны большими корпорациями и нереализованными амбициями.
Дочери легендарного режиссера Алексея Истомина Вера (Надежда Михалкова) и Татьяна (Анна Михалкова) восстают против деспотичной матери и решают самостоятельно снять кино по нереализованному сценарию отца. Сначала съемки идут по плану, но чем больше успехов у сестер, тем чаще им пытается помешать мама (Людмила Максакова).
Мини-сериал «Номинация» сняла дочь Никиты Михалкова Надежда. Нетрудно догадаться, что сюжет имеет биографическую основу: из этой истории можно узнать инсайды о трудной работе режиссера в России и несколько фактов об отношениях между членами знаменитой династии художников. Тот, кто влюблен в отечественное кино и хочет понять, как его делают, не должен пройти мимо этого шоу о творчестве и непростых отношениях с родителями.