Возвращение мастеров, ребуты и неожиданные сюрпризы: 10 лучших хорроров 2022 года
Если кому однозначно и мог прийтись по духу 2022 год, так это любителям хорроров: возвращение мастеров, множество ребутов кровавой классики, неожиданные сюрпризы из инди-сектора и знаковые дебюты. Рассказываем о 10 самых необычных, ярких, страшных и причудливых фильмах ужасов уходящего года.
Инди-режиссер и маститый стилизатор Тай Уэст внезапно вышел из уютного андеграунда и в 2022 году стал звездой хорроров. Вслед за слэшером о резне на съемках порно «X» вышел приквел истории «Пэрл». Впереди конец трилогии, но уже сейчас фильмы не хочется разлучать в итогах, пусть «Х» и остается флагманом вычурного действа.
Уэст вернулся в 70-е и окунул руки по локоть в жанровую кровь Тоуба Хупера («Техасская резня бензопилой»), чтобы в очередной раз проговорить, что у хорроров и фильмов для взрослых общая генетика и за родственную связь низких жанров никому не должно быть стыдно. Мастеров эротического жанра ждет беда в арендованном сарае: старики-фермеры неласково встретили гостей. Не стоило порнографистам приезжать на чужую землю, да еще шуметь и вести себя неприлично. Старички не так уж безобидны. «Х» — упоительное признание в любви и хоррорам, и кинематографистам, и артистам, а вместе с тем чистейший образец жанра. Нюансы индустрии и тяги к славе достались «Пэрл» вместе с могучим монологом Мии Гот, а классические залпы бронебойного слэшера остались в координатах «X» (вместе с Дженной Ортегой, Кидом Кади и Бриттани Сноу и той же Гот).
«Род мужской» — пожалуй, не лучший и не худший, а один из самых резонансных фильмов года. Кто-то упоительно обвиняет Алекса Гарленда в дидактичности и вторичности, кто-то восторгается причудливым киноязыком и смелостью высказывания. Правы и те и другие, но лишь наполовину. «Род мужской» — шкатулка с секретом, в которой не одно, не два, а три или четыре дна.
Молодая женщина (Джесси Бакли), переживая утрату супруга, снимает на выходные небольшую усадьбу в глуши, чтобы остаться наконец наедине со своими (порой страшными) мыслями и тягучим горем, но спокойствие Харпер только снится. Режиссер «Аннигиляции» и «Из машины» пускает в ход библейское Писание и голых мужчин на заднем дворе, чтобы в тревожно-ироничной манере порассуждать об историческом месте женщины и вечной оптике мужского рода. Временами получается смешно, временами чертовски страшно, всегда возмутительно красиво, а главное — памятно. «Род мужской» — один из тех фильмов, которые, увидев однажды, сложно выбросить из головы, как и полные боли и надежды глаза исполнительницы главной роли Джесси Бакли.
Скотта Дерриксона все искренне полюбили и за «Синистера», и за «Доктора Стрэнджа», а потому пауза длиной в пять лет казалось до обидного затянутой. Но долгое ожидание не испортило впечатления от новой картины. «Черный телефон» — очередная экскурсия во времена буйства поп-культуры: конец 70-х, пригород, дети на велосипедах и игровые автоматы за углом. На экране оживает одноименная повесть Джо Хилла, но предсказуемость обманчива: вместо ностальгии по эпохе — нарывы десятилетия, вместо рисковых приключений — болезненная опасность. Вокруг пропадают дети, и те мальчишки, которых уже не найдут, звонят пойманному маньяком (Итан Хоук) товарищу Финни (Мэйсон Темз), пытаясь помочь бедолаге спастись.
В «Черном телефоне» больше печального и трагичного, чем жанрово страшного: за каждой мистической детективной тайной стоят трагедия семьи и жертвы, которым не дали последнего слова.
У фильма «Сверхъестественное. Знаки» самый сильный дисбаланс в оценке зрителей и критиков: там, где пресса в нескрываемом восторге, зрители разводят руками. Впрочем, есть место ложным ожиданиям: Аарон Мурхед и Джастин Бенсон — режиссеры рукотворного кино, которые начинали снимать сай-фай на заднем дворе с друзьями и после работы на Marvel («Лунный рыцарь») вернулись к родному формату, в котором достигли недостижимого мастерства.
В крохотной квартирке не самого лучшего района Лос-Анджелеса соседи находят неизведанное — летающую пепельницу! Молодые люди решают за счет аномалии разбогатеть и снять фильм об удивительном открытии. Something in the Dirt (именно так называется фильм в оригинале и творчество лоботрясов в кадре) — ироничное и трогательное размышление о том, почему люди так хотят верить в сверхъестественное рядом, даже если контакт не всегда случается удачно. Бенсон и Мурхед вновь сделали картину своими руками и сыграли главные роли — получилась неподдельная жанровая радость, у которой нет аналогов.
Шествие многих необычных и потенциально хитовых хорроров начинается с фестиваля независимого кино «Сандэнс». В последние годы программа была богата на сильные женские дебюты в жанре, три из них попали к нам в подборку: «Свежатинка», «Скрежет» и «Наблюдающий» — начнем с последнего. Тревожный триллер Хлои Окуно разыгрывает вроде бы бытовую ситуацию. Пара переезжает в Бухарест, и на новом месте Джулии (Майка Монро) кажется, что ее преследует сосед: то безмолвно пялится из окна напротив, то бродит по пятам в супермаркете. Близкие, полицейские и зрители в замешательстве — девушке привиделось, или опасность действительно есть?
«Наблюдающий» до последнего кадра не сбавит напряжение и не раскроет карт. Майка Монро, привычная к кошмарам, делает тревогу осязаемой, а геометрию улиц Бухареста — отторгающей. Окуно сняла то ли фильм-паранойю, то ли фильм-интуицию: как бы то ни было, оторваться от экрана невозможно.
Следующий сувенир с «Сандэнса» — сатирический хоррор Мими Кейв. «Свежатинка» прорывает плотину привычных ужастиков необузданным нравом: кровь, телесность, жанровая акробатика, поп-хиты и знакомые аккорды ромкомов. Кино вышло в равной степени хулиганским и осознанным: бодрым языком с шутками-прибаутками Кейв рассуждает об эксплуатации женского тела настолько буквально, насколько может (остальное — спойлер).
Ноа (любимица поколения Дэйзи Эдгар-Джонс) после череды утомительных провалов в дейтинг-приложениях встречает мужчину мечты Стива (Себастиан Стэн) в супермаркете. Жанр подскажет, что стремительный роман завершится смертельной опасностью, а пока время коктейлей и непринужденных шуток. «Свежатинка» — бешеное импульсивное действие и брак феминистского дискурса и жанра по любви (или даже дикой страсти). Дебют Мими Кейв с легкостью можно посоветовать и тем, кто хорроры не очень-то и любит. Впрочем, перед просмотром лучше ничего не есть.
Из занесенного снегом штата Юта до наших кинотеатров успел доехать «Скрежет» — третий дебютный фильм в списке. Ханна Бергхольм обратилась к скандинавской классике каталога IKEA и нарисовала на экране внешне идеальную, но глубоко несчастную и дисфункциональную семью. Наиболее печальной и отрешенной родственницей выглядит девочка Тинья (Сиири Солалинна) — пятно на цветочной скатерти и грязь на пастельном ковре. Мама-блогерша (София Хейккиля) готова бесконечно гордиться успехами дочки-гимнастки, но предпочитает не замечать и игнорировать неудачи чада. В одиночестве и зарождающемся протесте Тинья находит нового друга в лесу — птенца, которого можно спрятать под кроватью. Постепенно чудо в перьях превращается в кого-то вроде доппельгангера Тиньи.
Бергхольм рассказывает историю взросления на языке телесности, ладно вплетая в темп слоубёрнера аниматроника родом из ужастиков 80-х. «Скрежет» — кино эстетическое выверенное, но кое-где сбивчивое. Берем ленту в главные успехи авансом.
С Каннского фестиваля — 2021 «Паранормальные» добирались до нас довольно долго и в череде ярких перезапусков и режиссерских возвращений остались где-то за периметром зрительского внимания. А зря! Фильм сценариста и режиссера Эскиля Вогта — один из самых необычных представителей вроде бы уже привычного жанра: баллады о детях со сверхспособностями.
Убрав лоск и гротескность комиксов, режиссер с психологической точки зрения раскручивает неограниченные возможности у несовершеннолетних и абсолютную безнаказанность. Ида (Ракель Ленора Флоттум) и Анна (Алва Бринсмо Рамстад) переезжают в новый дом и новый двор, а там ждут новые друзья — отшельники и неудачники, которые могут больше других. «Паранормальные» застыли где-то на пересечении скандинавских триллеров и романов взросления Стивена Кинга. Кино, несмотря на фантастический зачин, вышло болезненно реалистичным и заземленным: последовательное изобретение жестокости там, где должна была жить любовь.
Едва ли к концу 2022 года остались люди, которые не слышали о «Варваре». Инди-хоррор комедиографа Зака Креггера в один момент стал событием: домашний прокат порвал кассу, а сеть заполнили бесконечные обсуждения твистов. Все сошлись в одном: если ленту вы еще не видели, то лучшим подарком будет не читать синопсиса и не смотреть трейлера (а на всякий случай и лишних кадров). Постараемся похвалить фильм без лишних спойлеров.
«Варвар» ловко заигрывает с жанровыми ожиданиями. Дано: девушка (Джорджина Кэмпбелл) приезжает в забронированную на Airbnb квартиру, а вместо ключа под ковром находит другого постояльца (Билл Скарсгард). Дальше события будут развиваться по непредсказуемому маршруту, периодически выделывая сумасшедшие сценарные кульбиты. В багаже: реверансы Альфреду Хичкоку, подмигивания Уэсу Крэйвену и Джастин Лонг в одной из самых ярких ролей фильмографии. «Варвар» — лучший хоррор, чтобы истошно кричать на экран и обсуждать увиденное с друзьями, мамами и бывшими — проще говоря, со всеми, до кого удастся доораться.
С оговорками «Нет» можно назвать самым противоречивым и неоднозначно понятым фильмом Джордана Пила. Любимец публики XXI века заявил себя хоррор-сатириком: социальное неравенство и расизм режиссер препарировал бескомпромиссным языком триллеров. В «Нет» Джордан Пил зашел на почву научной фантастики, где немного утратил центр притяжения, но удержал общий пульс.
Над ранчо неспокойно: то и дело в воздухе зависает странный опознанный и не очень летающий объект. Голливуд рядом, и хозяева лошадей-артистов решают не отставать от индустрии и заснять таинственное существо. Одна беда: НЛО выводит технику из строя. Ядовитое жало «Нет» целится в кинематограф и жажду зрелищности, но не выводит единой мысли, а предлагает несколько пассажей (кажется, пленка сильнее цифры, но это не точно). Если отойти от посылов на три шага назад, то можно увидеть энергичный сай-фай с прекрасным Дэниэлом Калуей, который сторонится беды, и бесстрашной Кеке Палмер, которой всё нипочем. Событием в этом году картина Пила точно стала: осталось понять, как фильм пройдет проверку временем.