Пришельцы, мутанты и простые супергерои: 10 лучших фантастических фильмов 2022 года
Выбрать 10 лучших фантастических фильмов 2022 года было сложно: очень много картин, достойных внимания. Среди них есть как дорогие блокбастеры, так и ленты, сделанные буквально на коленке, как давно ожидаемые, так и неожиданно выскочившие и всех сразившие. Можно сказать, что в этом направлении 2022-й порадовал, наша подборка — конфетная лавка для ценителей жанра.
Коронавирус много крови попортил мировой кинофантастике: зрители очень медленно возвращаются в кинотеатры, и кассовые сборы блокбастеров уже не способны порадовать инвесторов. На это накладывается и давно назревший кризис жанра: спецэффектами сейчас никого не удивишь, а вылизанные и лишенные индивидуальности истории не способны зацепить зрителей. Поэтому крупные игроки начинают экспериментировать и давать чуть больше свободы режиссерам и их творческому видению. Это приносит интересные результаты, правда, провал фильма «Тор: Любовь и гром» показывает, что не всё так просто.
Главная героиня, владелица прачечной Эвелин Вонг, всё время занята, ее жизнь — череда проблем, которые нужно решить здесь и сейчас. Вот в гости приехал из Китая ворчливый старик-отец, ее дочь собирается представить дедушке свою девушку, а проверка в налоговой идет не так хорошо, как хотелось бы. И тут еще муж-размазня, обычный Вэймонд, вдруг обернулся альфа-Вэймондом и начал рассказывать всякие небылицы о том, что он путешественник между параллельными мирами, а мультивселенная под угрозой. Единственная, кто может спасти мир от коллапса, — Эвелин собственной персоной. У женщины вообще нет ни времени, ни сил на эту чепуху, но по ее следу идут злобные убийцы, так что хочешь не хочешь, а надо срочно осваивать технологию перемещения между мирами. В процессе спасения мультивселенной женщина овладеет суперспособностями и узнает много интересного о своей жизни.
Предыдущая работа режиссерского дуэта Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта «Человек — швейцарский нож» обескураживала и завораживала безумием происходящего. На этот раз сюрреалистический градус чуть снижен, зато объем событий на квадратный метр пленки зашкаливает. Тут вам и экшен, и комедия, и массивные научно-фантастические построения, и семейная драма — всё и сразу. В главной роли выступила Мишель Йео, которую вы можете помнить по фильмам «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», «Мемуары гейши», «Два воина» и «Пекло». На самом деле сценарий писался под Джеки Чана, но с ним не сложилось, и, как нам кажется, с Мишель Йео даже лучше — убедительнее.
В Готэме случается громкое преступление — убит мэр города. Возле тела находят открытку, оставленную убийцей для Бэтмена. В городе очень по-разному относятся к герою в черном: одни боятся, другие считают фриком, – поэтому, когда лейтенант Джеймс Гордон зовет Бэтмена поучаствовать в расследовании, среди коллег он встречает мало поддержки. Вскоре – новое убийство и новая загадка. Преступник явно интересуется только очень важными персонами, замешанными в темных делишках, так что вся верхушка города трясется от страха, ведь в любой момент может прийти их черед. Тем временем Бэтмен пытается разгадать личность убийцы, который называет себя Загадочником.
С Робертом Паттинсоном в главной роли и Мэттом Ривзом в качестве режиссера студия DC впервые за последние 10 лет получила отличный фильм про Бэтмена. На этот раз герой — не непробиваемая глыба, а живой человек со своими слабостями, немного неловкий и комичный, но слишком печальный, чтобы над ним смеяться. Ему противостоит не менее противоречивая фигура Загадочника в исполнении Пола Дано. Всё это упаковано в неонуарные декорации и снято очень красиво и изобретательно. Этой картиной DC перевернула страницу с Бэтменом Бена Аффлека, в котором была своя харизма, но целостный образ так и не сложился.
1719 год, Великие Северные равнины. Индейское племя команчей живет по издавна заведенным обычаям, охотится и кочует за добычей по родным территориям. Девушка Нару собирает вместе с женщинами корнеплоды, но хочет охотиться вместе с мужчинами, среди которых ее брат — отважный и ловкий Таабе. Она отличный следопыт и лекарь, поэтому, когда небольшой отряд отправляется на поиски пропавшего воина, Нару берут с собой. По пути она замечает, что на львиной территории, куда они зашли, есть кто-то еще. Такого зверя Нару не знает, но уверена, что он опасен. Тем временем прилетевший на Землю инопланетный воин Хищник осваивается на новом месте и ищет себе достойного противника.
Неожиданно бодрый научно-фантастический боевик «Добыча» — пятый фильм в казавшейся мертвой франшизе «Хищник». Здесь есть всё, что положено качественным развлекательным картинам: экшен, крутые герои, красивые боевые сцены, спецэффекты и простая полезная мысль в финале. Для режиссера Дэна Трактенберга это второй полнометражный фильм, первым был триллер «Кловерфилд, 10». Оба опыта очень удачны: «Кловерфилд» собрал в прокате хорошую кассу, а «Добыча» — отличную критику. Так что уже любопытно, чем режиссер будет удивлять дальше.
Девятилетняя Ида переезжает в новую квартиру с мамой, папой и старшей сестрой-аутисткой Анной. Иду расстраивает, что все дети уехали в отпуска, а ей приходится проводить лето в городе рядом с сестрой, с которой даже не поиграешь. Старшие ребята не берут Иду играть в футбол, зато ей удается подружиться с грустным мальчиком Беном, который открыл в себе способности к телекинезу. Потом к их компании присоединяется добрая Аиша, обладающая даром телепатии. Аиша умудряется наладить контакт с аутисткой Анной, и в состоянии девочки намечаются серьезные улучшения. Оказывается, она тоже обладает сверхспособностями. Из всей четверки только у Иды нет никаких особенных талантов.
Интересное размышление о том, как на самом деле развивались бы события, появись у детей паранормальные способности. Жуткая в своей фантастической реалистичности картина заглядывает в теневую сторону детства, скрытую от взоров любящих родителей, которые привыкли считать малышей невинными созданиями. Постановщик картины — норвежец Эскил Вогт — начинал карьеру в кино и более известен как сценарист, в его авторском портфолио довольно сильные фестивальные фильмы: «Громче, чем бомбы», «Тельма», «Худший человек на свете» (номинация на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий). Естественно, что для своего второго по счету режиссерского опыта Эскил тоже сам написал сценарий.
После гибели отца О’Джей и его сестра Эмеральд вынуждены сами заняться семейным делом — ранчо, на котором тренируют лошадей для съемок в кино. Перспективы, надо сказать, не очень радужные, потому что современные режиссеры предпочитают настоящим животным более безопасные компьютерные модели. С недавних пор на ранчо творится какая-то чертовщина: загадочная тень в облаке постоянно кружит над этими землями, иногда пропадает электроэнергия, кони бегают как угорелые, а НЛО (уж точно тарелка в небе) выходит на охоту. Предприимчивая Эмеральд видит в этом возможность заработать, ведь за хороший снимок НЛО можно выручить солидные деньги, а если будет видеозапись — еще круче.
Режиссер и сценарист Джордан Пил, автор остроумных социальных хорроров «Прочь» и «Мы» и обладатель «Оскара» за лучший сценарий, создал жутковатый фантастический вестерн: ковбои против прожорливого пришельца. И в этом противостоянии обе стороны мнят себя охотниками. Но НЛО очень простой и мотивы его примитивны, а конезаводчики устроены сложнее — они хотят снять крутой кадр для шоу Опры. В главных ролях: Дэниэл Калуя, шикарную игру которого многие запомнили по фильму «Прочь», и энергичная Кеке Палмер – Зейдей из сериала «Королевы крика».
У Доктора Стрэнджа меланхолический период в жизни, ведь его возлюбленная выходит замуж за другого и ничуть об этом не жалеет. От страданий героя отвлекает ЧП: на город обрушивается чудовище, прицельно преследующее одну беспомощную девушку. Оказывается, беглянку зовут Америка и она из другой вселенной. У нее уникальная суперспособность открывать порталы между мирами. С недавних пор кто-то преследует ее в разных мирах, чтобы завладеть этим даром, и Доктор Стрэндж из другой вселенной пытался ей помочь, добыв мифическую книгу Вишанти. В книге есть нужное заклинание, но один Стрэндж погиб, преследование продолжается, и наш Стрэндж понимает, что пришла его очередь спасать мультивселенную.
Фантастический супергеройский фильм числится 28-м по счету в киновселенной Marvel и третьей лентой о мультивселенных за последние четыре года. Дал старт этой благодатной теме экспериментальный мультфильм студий Sony и Columbia Pictures «Человек-паук: Через Вселенные» в 2018 году. В 2021-м она перекочевала в картину уже собственно Marvel «Человек-паук: Нет пути домой», а теперь — в новую историю о Докторе Стрэндже. Здесь она стала основой, на которой строится рассказ о скорби, одиночестве и эгоизме, и для того, чтобы лучше понять нюансы сюжета, желательно посмотреть также сериал «Ванда/Вижн».
В чудесной стране Ваканде большое горе — умер король Т’Чалла. Государство осталось без правителя и супергеройского защитника, и на королеву-мать и принцессу Шури ложится тяжелая ответственность за будущее подданных. Обстановка сложная: с одной стороны, мировые державы пытаются воспользоваться затруднительным положением Ваканды и наложить лапу на запасы ценнейшего вибраниума, с другой — объявляется правитель подводного царства Нэмор с щекотливым предложением. У него тоже есть залежи заветного металла, а также крутые технологии и необходимость защищать свои ресурсы. Он предлагает Ваканде свой вариант разрешения конфликта с остальным миром.
В 2020 году, когда от болезни скончался актер Чедвик Боузман, создатели сиквела «Черной пантеры» оказались в сложном положении — необходимо было сделать историю без главного героя. Райан Куглер, режиссер первого фильма, получил довольно большой уровень режиссерской свободы, что для проекта в рамках мегафраншизы Marvel кажется почти невероятным. В серьезном споре продюсерского и режиссерского кино, по мнению критиков, в данном случае победу можно присудить Куглеру, который создал запоминающуюся картину.
Соседи Джон и Ливай живут на окраине Лос-Анджелеса. Джон — свадебный фотограф, а Ливай — бармен вот уже 20 лет. Ливай переехал в дом совсем недавно, и у него дефицит мебели, а Джон как раз расстался с мужем и теперь не прочь избавиться от лишних предметов обстановки и воспоминаний. Странная парочка становится свидетелями необычного явления — летающей и светящейся пепельницы. Мужики решают, что это отличный способ разбогатеть, хватаются за камеры и начинают документальное расследование, накидывая теорию за теорией, одна безумнее другой. Интересная сюжетная перекличка с описанным выше фильмом «Нет».
Слаженный режиссерский дуэт Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда создал малобюджетный разговорный триллер и драму о странной дружбе, в которой двое людей пытаются спастись от одиночества и разочарования. Создатели фильма исполнили главные роли, спродюсировали и смонтировали кино, Бенсон писал сценарий, Мурхед выступил оператором — всё как заведено в их авторских работах вроде «Паранормального» и «Ломки». Авторы сейчас работают на коммерческие проекты, такие как сериалы «Лунный рыцарь» и «Локи», но находят время и для того, чтобы поснимать с другом что-нибудь эдакое загадочное и прекрасное.
Неприметная школьница Судзу всегда грустна и одинока. Она тяжело пережила гибель мамы и теперь никак не идет на контакт с другими людьми. Судзу кажется, что она недостаточно красива и талантлива, чтобы с нею дружить, а еще девочка не может петь, хотя очень хочет. Всё меняется, когда она регистрируется в VR-соцсети U: она получает прекрасный аватар Белль и под его прикрытием находит в себе силы петь. Причем поет так проникновенно, что быстро становится самой популярной певицей U. Однажды большой концерт Белль срывает неизвестный в образе дракона, который ведет себя крайне агрессивно. Все пользователи мечтают избавиться от дракона, но Судзу хочет выяснить, кто он на самом деле, почему так зол и как можно ему помочь.
Режиссер Мамору Хосода из тех авторов, чьи работы привлекают безусловное внимание самим фактом своего появления. У него в карьере уже достаточно шедевров: «Мирай из будущего», «Девочка, покорившая время», «Летние войны», «Ученик чудовища», – так что его имя бежит впереди произведений. На этот раз Хосода взялся за переосмысление диснеевского мультфильма «Красавица и чудовище», но по ходу сюжета вышел на совершенно неожиданные темы. Помимо сюжетной игры, обращают на себя внимание и технические эксперименты: удивительно уместное сочетание традиционного аниме и 3D. Реальная жизнь девочки Судзу отрисована вручную, а все ее приключения в виртуальном мире U исполнены в компьютерной анимации.
23 мая 2012 года школьники едут на экскурсию в Гатчину и по пути заворачивают на недавно начавшиеся раскопки. Самое интересное в скучной яме археологов — серый камень с нацарапанными на нем письменами. Один из школьников, Глеб Елизаров, решает пошутить и пишет на камне дату «23.05», в это время рядом с ним оказываются упитанный Юра Карасев и рыжеволосая Лена Зюзина. На следующий день герои обнаруживают, что время для них движется в обратном направлении: день за днем они проживают события, уже случившиеся прежде, и всё идет к тому, что через 13 лет они просто станут младенцами и исчезнут. Школьники предполагают, что исправить ситуацию можно, если стереть надпись на камне. Но как это сделать, если она там еще не появилась?
Российский фантастический фильм для детей покоряет необычной завязкой и не менее увлекательным развитием сюжета. Он может заинтересовать и взрослых, которым близки истории о необычном течении времени вроде «Загадочной истории Бенджамина Баттона» и «Дня сурка». Картина поставлена по одноименному роману Виктории Ледерман. Для писательницы книга была дебютом в литературе и первым успехом: «Календарь ма(й)я» быстро стал бестселлером и получил в 2014 году премию имени В.П. Крапивина.