Любовь, инопланетяне и революция: 10 индийских фильмов, покоривших зрителей по всему миру
Те, кто давно не смотрел индийское кино, наверняка до сих пор представляют его как смесь танцев и утрированной драмы. Но на самом деле оно гораздо богаче и разнообразнее. Рассказываем про индийские фильмы, которые получили признание как у себя на родине, так и за рубежом.
Британская Индия, начало XX века. У Комарама Бхима и Рамы Раджу очень мало шансов подружиться. Первый — парень из племени гондов, второй — офицер на службе у колониального правительства. Однажды губернатор похищает девушку Малли из племени Бхима, и тот отправляется на ее поиски, а Рама ради повышения на службе вызывается поймать его. Случайно став свидетелями катастрофы, они сближаются, и их союз приводит к таким событиям и переменам, которые они не могли и представить. Преследуя каждый свою цель, они постоянно оказываются на пути друг друга. Сначала один спасает другого, потом тот должен стать палачом первого, но в конце концов героям предстоит объединиться ради общей цели — борьбы за независимость родины.
Исторический боевик С. С. Раджамули получил много хвалебных отзывов за великолепную актерскую игру, зрелищность и неожиданные повороты сюжета, которые не отпускают внимание зрителя, несмотря на внушительную продолжительность ленты. «RRR» установил рекорд по сборам в день премьеры среди индийских картин, а также стал одним из самых кассовых индийских фильмов в США.
ПиКей выглядит как обычный человек, но на самом деле он инопланетянин, оказавшийся на Земле, в Индии, со специальной миссией. Ему нужно изучить эту планету и понять человеческую природу. Знакомство с последней происходит сразу же по прибытии — у ПиКея крадут ключ-маячок от корабля, без которого он не сможет вернуться домой, и теперь его миссия значительно усложняется. На родной планете ПиКея не используют деньги, не носят одежду и общаются без слов, прикасаясь друг к другу. Так что неудивительно, что на Земле его принимают за сумасшедшего, а его попытки объяснить, что он с другой планеты, явно не способствуют взаимопониманию. Но ПиКей не сдается — он задает по-детски наивные вопросы и искренне пытается понять людей. Особенно его сбивает с толку религия. Он хочет разобраться со множеством богов, в которых верят индийцы, и выбрать для себя одного. Но и на людей встреча с ПиКеем оказывает большое влияние: отвечая на его простые и даже как будто глупые вопросы, они начинают по-другому смотреть на мир глазами этого странного пришельца. ПиКей тем временем знакомится с журналисткой Джаггу, пострадавшей от самонадеянного религиозного лидера Тапасви-джи. Объединившись, они пытаются помочь друг другу и добиться справедливости.
Фантастическая комедия Раджкумара Хирани полюбилась зрителям по всему миру и стала самым кассовым фильмом Болливуда, сатирически, но с теплотой показывая нам, землянам, нас самих.
Мусульманин Ризван Кхан переезжает из Индии в Сан-Франциско и живет со своим братом и невесткой. Ризван добрый, отзывчивый и, несмотря на синдром Аспергера, умеет ладить с людьми. В Штатах он влюбляется в Мандиру, индуистку по вероисповеданию, которая воспитывает маленького сына Сэма. Ризван и Мандира женятся, открывают небольшой семейный бизнес и живут вполне счастливо. Но 11 сентября 2001 года отношение к мусульманам резко меняется. Теперь их воспринимают только как террористов. К тому же в семье Ризвана и Мандиры происходит трагедия, в которой Мандира винит мужа. Ризван в отчаянии и не знает, как ему доказать людям, что он не террорист, а такой же человек, как они. Однажды к нему приходит решение, и он отправляется в путешествие через всю страну, во время которого встретит как ненависть и непонимание, так и поддержку со стороны незнакомых людей.
Хотя поворотным моментом сюжета являются всем известные трагические события, фильм Карана Джохара вовсе не о политике. Он о том, что каждый человек гораздо глубже, сложнее и ценнее, чем его вероисповедание или любая другая идентичность.
Работать учителем в школе — уже задача не из простых, но что, если у преподавательницы еще и синдром Туретта? Наину Матур не принимает на работу ни один директор школы, но она не сдается и продолжает ходить на собеседования, ведь это мечта всей ее жизни. Однажды происходит чудо, и Наину приглашают преподавать в одну из самых элитных школ. Она счастлива, но ее испытания только начинаются — ей предстоит найти общий язык с классом, состоящим в основном из хулиганов, которые только рады поиздеваться над странными тиками новой учительницы. И Наина вступает в эту борьбу, призвав всё свое жизнелюбие, оптимизм и самоиронию.
Режиссер Сидхартх Малхотра снял комедийную драму, взяв за основу автобиографию Брэда Коэна «Перед классом», которую тот написал в соавторстве с Лизой Высоцкой. В детстве Брэд страдал синдромом Туретта и в школе был постоянным объектом насмешек. Учителя за него не вступались, а часто, наоборот, наказывали и выгоняли с уроков. И тогда Брэд решил, что станет (и стал) чутким и понимающим учителем, которого ему так не хватало в детстве. Фильм получился трогательным, проницательным и очень вдохновляющим на то, чтобы идти к своей цели, несмотря на любые преграды.
Индия, XIV век. Брахман Рагхав Четан приезжает в княжество Мевар, которым правит Ратан Сингх. Там он совершает проступок, за который по закону должен быть казнен, но жена Сингха принцесса Падмавати вступается за него, и вместо казни его с позором выгоняют из города. Обозленный брахман придумывает изощренную месть: он сообщает жестокому военачальнику Ала ад-Дину, что тот сможет покорить весь мир, если добьется благосклонности всего одной женщины — Падмавати. Ала ад-Дин становится одержим этой идеей и развязывает войну с княжеством Мевар. Он надеется добиться своего в короткие сроки, но осажденный город не сдается несмотря на то, что ему никто не хочет помочь, опасаясь конфликта с Ала ад-Дином. Всё это сопровождается дворцовыми интригами и борьбой за власть. Видя немыслимые потери Мевара, принцесса Падмавати вступает в борьбу, пытаясь разрешить конфликт. Но амбициозный Ала ад-Дин не согласен ни на какие компромиссы, и постепенно война приобретает ужасающие масштабы. Однако и гордая Падмавати не собирается сдаваться.
Основанный на эпической поэме XVI века «Падмават», фильм стал одним из самых дорогих в Индии и был номинирован на две главные премии страны — Национальную кинопремию и Filmfare Awards.
Нандан Кумар устал от постоянного безденежья. Изо дня в день он перебивается подработками и ругается с женой, а его сын считает отца неудачником и относится к нему соответствующе. Неудивительно, что когда Нандан случайно находит красный чемодан, набитый деньгами, он берет его, не думая о последствиях, прячет у соседа и начинает понемногу тратить деньги на нужды семьи, не рассказав о чудесной находке жене. Но у чемодана есть богатая предыстория — он принадлежит криминальному авторитету Патилу, который, конечно же, его ищет. Он должен найти его во что бы то ни стало, ведь кроме денег в чемодане был очень важный файл. И пока Патил пытается разобраться с проблемами, в которых погряз из-за потери чемодана, Нандан старается как можно быстрее решить все финансовые вопросы семьи, пока его не нашли. Сумеет ли Патил вернуть свои деньги и что грозит Нандану за такой дерзкий поступок?
Боевик Раджеша Кришнана чрезвычайно понравился зрителям, в особенности за его юмор и актеров, отлично сыгравших комедийные роли.
В 90-х капитан индийской сборной по хоккею на траве Кабир Хан был вынужден уехать из страны из-за религиозной нетерпимости — после одного из матчей его обвинили в том, что он намеренно проиграл сборной исламского Пакистана, так как сам является мусульманином. Через несколько лет Хан возвращается, чтобы стать тренером женской сборной. В его команде 16 девушек из разных уголков страны. Разногласия между ними усиливаются их этническими особенностями, к тому же в команду никто не верит, для Индии того времени женская сборная — слишком странная диковинка. Хан как никто другой понимает, что спортсменки должны преодолеть все эти противоречия, объединиться и стать настоящей командой — только тогда из них получатся хорошие игроки. Однако девушки не спешат следовать правилам, который установил Хан, и даже хотят сместить его с поста тренера. Фильм рассказывает о пути, который предстоит пройти Хану и команде девушек, чтобы достичь своей цели.
Режиссер Шимит Амин попытался разобраться в том, что объединяет миллионы людей разных вероисповеданий и этносов в единый индийский народ. Также картина поднимает такие важные для индийского общества проблемы, как сексизм и развитие спорта. Фильм завоевал 26 наград различных премий и фестивалей.
Джамаль Малик оказался в полицейском участке, где его избивают и требуют признаний. Что же сделал этот 18-летний сирота? Всего лишь пришел на игру «Кто хочет стать миллионером?» и правильно ответил на 9 вопросов из 10. Может быть, он ответил бы и на последний, но его увезли в полицию, ибо откуда этот парень из трущоб знает все ответы? Мошенник, не иначе. Но Джамалю нечего скрывать, и на допросе он рассказывает историю своей жизни, наполненной печальными событиями, начиная с детства, проведенного на свалке, и заканчивая трагичной историей любви. Дело в том, что Джамаль знал ответы именно благодаря этим событиям. Он назвал автора песни «Явись, Кришна», потому что разучивал ее, работая на Мамана — сутенера и эксплуататора детей. А от своего друга-попрошайки узнал, что на стодолларовой купюре изображен Бенджамин Франклин. Поверит ли в эти истории инспектор полиции? И зачем на самом деле Джамаль решил участвовать в этой игре? Одно можно сказать точно — совсем не из-за денег.
Режиссерский дуэт Дэнни Бойла и Лавлин Тандан принес картине восемь премий «Оскар» (в том числе за лучший фильм года), четыре премии «Золотой глобус» и семь премий BAFTA.
В пакистанской тюрьме вот уже 22 года заключен индиец Вир Пратап Сингх. За всё это время он не произнес ни единого слова. Когда правительство Пакистана решило пересмотреть дела некоторых заключенных, уроженцев Индии, за дело Вира берется известная пакистанская правозащитница Самия Сиддики. Ей предстоит выяснить, что произошло с этим молчаливым заключенным, и, самое главное, заставить его говорить. Так постепенно раскрывается история несчастной любви Вира, которая и привела его в тюрьму. Что случилось с ним и его возлюбленной Зарой? Где сейчас Зара? И как вытащить Вира из тюрьмы? Самия готова бороться до конца и добиться справедливости.
У режиссера Яша Чопры получилась пронзительная и сильная история двух влюбленных, разделенных национальными конфликтами и религиозными распрями. Фильм высоко оценили в Индии и за рубежом. Для многих он стал не только историей любви, но и символом примирения Индии и Пакистана. Картина была показана на Берлинском кинофестивале, получила главную премию Filmfare Award (за лучший фильм), а также Национальную кинопремию Индии.
Один из немногих научно-фантастических фильмов Индии. Главный герой — Рохит, отстающий в умственном развитии подросток, чей отец, ученый, погибший много лет назад в аварии, был одержим желанием связаться с инопланетянами. Рохит дружит с Нишей, девушкой, недавно переехавшей в их городок. Однажды он находит старый компьютер отца, показывает его подруге, и они случайно вызывают с его помощью инопланетян. Так начинаются их приключения и дружба с Джаду, пришельцем с другой планеты. Пока полиция ищет Джаду, тот помогает Рохиту справиться с его маленькой личной трагедией — Рохит влюблен в Нишу, но его особенности мешают им быть вместе.
Для работы над картиной режиссер Ракеш Рошан привлек специалистов из Австралии, которые помогли создать костюм инопланетянина, а также экспертов из Голливуда, ранее работавших над «Годзиллой» и «Детьми шпионов». Актерская игра Ритика Рошана получила похвалы за блестящее изображение человека с психическими особенностями. Также критики и зрители обратили внимание на саундтрек, идеально дополняющий эту ленту.