10 фильмов про каникулы: «Солнце мое», «Лето 84» и «Сто дней после детства»
Летние каникулы в самом разгаре, а это значит, что школьники и студенты могут проводить целые дни на солнце с друзьями. Вспоминаем 10 фильмов, которые по-разному изображают это прекрасное время года: от милых и уютных ностальгических драм про счастливое детство до инфернальных хорроров — после них лето уже не будет казаться прежним. Также предлагаем познакомиться с подборкой лучших фильмов про лето.
2000-е. Девочка Софи (Фрэнки Корио) и ее отец Калум (Пол Мескал) прилетают на турецкий курорт и проводят неделю в окружении бассейнов, сладостей и колоритных магазинчиков. Папа героини повсюду носит старую цифровую видеокамеру и запечатлевает даже незначительные детали отдыха. Спустя годы повзрослевшая Софи вспоминает о счастливом летнем отпуске и понимает, что всё было не так сказочно: возможно, отец проходил через трудный этап жизни и даже боролся с депрессией.
Дебютный фильм Шарлотты Уэллс «Солнце мое» начинается как солнечная ностальгическая драма о каникулах на берегу теплого моря. Софи и Калум дурачатся, общаются с незнакомцами и бродят по красивейшим улочкам небольшого турецкого города. Но постепенно в сюжете возникают мрачные двусмысленные моменты: иногда отец девочки замыкается в себе, плачет и даже уходит из номера отеля на целую ночь. Молодая режиссерка понимает: зрителю не стоит раскрывать все секреты и мотивации — пусть лучше публика сама решит, что тяготит Калума. А для тех, кому не хочется вдаваться в сложности сценария, всегда есть лучезарные турецкие декорации, заснятые в лоу-фай-эстетике старой камеры: Турция в кино давно не была столь притягательной и атмосферной.
Четверо друзей-подростков Дэйви (Грэм Верчир), Томми (Джуда Льюис), Дэйл (Калеб Эмери) и Кёртис (Кори Грютер-Эндрю) моментально находят, чем себя занять на летних каникулах. Компания решает во что бы то ни стало найти страшного маньяка, который убивает детей по всему городу. Следы ведут к местному добродушному полицейскому: четверка уверена, что именно он — преступник.
Меланхоличный синтвейв, бесконечные разговоры о комиксах и девочках и стильные костюмы 1980-х — фильм подхватил тренд, заданный «Очень странными делами», и скрещивает мрачную жанровую историю с ностальгической драмой о счастливом детстве. Но, в отличие от знаменитого сериала Netflix, «Лето 84» в финале бескомпромиссно выбивает почву из-под ног у зрителя. Неожиданная кровавая концовка как бы заявляет: у всех в жизни рано или поздно наступает последнее беззаботное лето — после него детство закончится навсегда.
Подростки Сэм (Джаред Гилман) и Сьюзи (Кара Хэйуорд), живущие на маленьком острове, сбегают из дома: первый — потому что его родители погибли и ни одна семья не рискует взять мальчишку на попечительство, вторая — так как гиперопекающие отец и мать сами находятся на грани развода. На поиски тинейджеров отправляются родственники и вожатый отряда Уорд (Эдвард Нортон), а также его юные скауты и еще с десяток людей.
Действие разворачивается в последние дни лета и первые недели осени — прямо на границе между каникулами и началом учебного года. Сам фильм тоже постоянно балансирует между двумя крайностями. С одной стороны, это печальное эстетское кино о неминуемом взрослении с кучей отсылок к классической музыке и старым фильмам. С другой — красочная и нежная ода детству со свойственным Уэсу Андерсону юмором: Эдвард Нортон здесь носит смешной костюм бойскаута, а Брюс Уиллис играет шерифа в кризисе среднего возраста.
Американские студенты-антропологи отправляются в Швецию, чтобы побывать на ежегодном праздновании солнцестояния в старинной изолированной общине. Один из них — Кристиан (Джек Рейнор) — берет в поездку девушку Дэни (Флоренс Пью). У молодых людей уже давно проблемы в отношениях. А после смерти родителей возлюбленная и вовсе ни на шаг не отходит от парня и жаждет его поддержки. Поначалу путешествие проходит хорошо, но чем больше времени туристы проводят в общине, тем страннее ведут себя местные. Вскоре шведы устраивают ритуалы с человеческими жертвами.
Режиссер «Реинкарнации» Ари Астер снял нетипичный фильм ужасов — ведь всё действие происходит в самый разгар солнцестояния, когда почти нет ночи. Автор пугает не скримерами и монстрами, вылезающими из мрака, а жуткой эстетикой шведской общины: с каждой минутой руны на стенах, блаженные лица местных и их ритуалы становятся всё более зловещими. А еще это инфернальная история о расставании и о том, как нездоровые отношения приводят к трагедии. Если лето для вас — мука, а яркий солнечный свет — самая страшная пытка, вы точно можете разделить свои чувства с этим фильмом.
Бывший полицейский Евгений Кольцов (Дмитрий Дюжев) попадает в тюрьму и знакомится с авторитетным заключенным Виктором Сумароковым (Сергей Безруков). Вместе они сбегают на волю и прячутся в речном пионерлагере «Юнга», где как нельзя кстати не хватает вожатых. Мужчины учатся взаимодействовать с коллегами и детьми и постепенно смягчаются, привязываясь к новым знакомым.
Фильм основан на одноименном романе Андрея Кивинова и Фёдора Крестова. При создании героев авторы вдохновлялись собственными историями: ведь один из них работал полицейским, а другой отсидел в тюрьме. Экранизация напоминает наивные советские комедии о летних лагерях вроде «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» — только с поправкой на криминальный сюжет. Здесь тоже есть трогательная история об исправлении, а каждое брошенное слово становится хлесткой крылатой фразой.
Пионервожатый Серёжа (Сергей Шакуров) работает в элитном лагере, куда отправляют одаренных детей. Он наблюдает, как они постепенно вырастают и меняют отношение к жизни. На глазах героя бушует любовный треугольник: подросток Митя Лопухов (Борис Токарев) влюбляется в одноклассницу Лену Ерголину (Татьяна Друбич), но сама она заинтересована в парне по имени Глеб Лунёв (Юрий Агилин).
Советский и перестроечный классик Сергей Соловьёв превратил избитую лагерную мелодраму в чувственное летнее кино о первой любви, поиске себя и взрослении. Главные герои не понимают поэзии Лермонтова и совсем неопытны в романтических делах, но отчаянно идут вперед, совершая ошибки и завоевывая сердца.
Детский пионерлагерь под руководством товарища Дынина (Евгений Евстигнеев) — крайне суровое место со строгими порядками. Непослушный подросток Костя Иночкин (Виктор Косых) осмеливается проигнорировать местные законы, за что скоропостижно вылетает из учреждения. К нему вот-вот должна приехать бабушка, и мальчик боится, что если она узнает о ситуации, то непременно умрет. Поэтому Костя делает всё, чтобы тайком пробраться на территорию лагеря. А помогают ему в этом старые друзья-пионеры.
Первый полнометражный фильм Элема Климова сразу же стал народным хитом. Зрители оценили и едкую насмешку над советскими политиками в лице вечно хмурого Дынина, и авторское мастерство визуальной комедии: знакомый сюжет разбавляли ироничные вставки из фантазий главного героя — вроде культового эпизода с плакатом «Зачем ты убил бабушку?». Теплый солнечный юмор и харизматичный Виктор Косых в главной роли надолго научили нас тому, что детство и бунтарский дух надо беречь как зеницу ока — даже если вокруг одни товарищи Дынины.
Четыре подруги-студентки — Кэнди (Ванесса Хадженс), Брит (Эшли Бенсон), Котти (Рэйчел Корин) и Фейт (Селена Гомес) — едут отдыхать во Флориду. Они тусуются, бесчинствуют и угоняют машины. А однажды встречают торговца оружием по прозвищу Пришелец (Джеймс Франко), который знакомит их с преступным миром. Каникулы идут не по плану, но только Фейт всё чаще задумывается о том, чтобы вернуться домой.
Инди-режиссер Хармони Корин переосмыслил явление американских весенних каникул. Он довел до абсурда молодежные комедии про пляжных тусовщиков и снял едкое кино в стилистике клипов нулевых с MTV. При этом наркотики, преступность и бесконечные вечеринки не романтизируются, а показаны отталкивающе: герои пробуют себя на прочность и нарушают один закон за другим, а в результате несут наказание.
Компания американских студентов отправляется в лес с палатками… и подростки начинают умирать один за другим. Пока они еще живы, винят во всём двух местных здоровяков Дейла (Тайлер Лабин) и Такера (Алан Тьюдик). Они уверены, что мужчины — маньяки, которые открывают охоту на беззащитных людей. В реальности всё куда проще: студенты умирают сами и по глупой случайности.
Черная комедия иронизирует над старомодными слэшерами о компании подростков на природе, которых преследует убийца. Жуткие смерти тинейджеров становятся комедийным элементом: ведь по своей вине герои сами то натыкаются на топоры, то прыгают в измельчители. Фильм раскрывается с новой стороны во время просмотра в шумной дружеской компании: можно устроить счетчик смертей или расставить их по местам от худшей к лучшей.
1980 год. Молодой студент Джейк (Блейк Дженнер) поступает в колледж и начинает взрослую жизнь. Парень пытается завести знакомство с участниками бейсбольной команды, покорить девушку мечты (Зои Дойч) и морально подготовиться к учебному году.
«Каждому свое» — двухчасовая уютная стилизация под американские фильмы 1980-х о колледже. Ричард Линклейтер собирает на одном экране все знакомые архетипы жанра: скромный парнишка-антагонист, грубые спортсмены, одногруппница-красавица и многие другие. События фильма разворачиваются за несколько дней до начала учебного года: режиссер с любовью и ностальгией показывает беспечный момент в жизни подростков, когда детство еще не закончилось, а взрослая жизнь пока не наступила.