10 фильмов о том, чего на самом деле хотят дети
Ко Дню защиты детей составили подборку фильмов о том, чего желают и к чему стремятся будущие взрослые. На самом деле мечты больших и маленьких не слишком отличаются, хотя воплощаться могут по-разному.
Дети хотят приключений
Эстет Уэс Андерсон взял и снял идеальный детский фильм, но предназначенный скорее тем, у кого детство позади. Это калейдоскоп культурной ностальгии, где все детали подогнаны, ножа не просунешь. Скаутский лагерь, 1960-е, юные аутсайдеры против всего мира, первый романтический танец подростков на морском берегу. Проблемы взрослых, которых играют суперзвезды, на втором плане. А главное — летнее приключение, которое случается лишь раз в жизни. Центральные персонажи — бунтарь-одиночка и мечтательная затворница. Они несут ощущение избранности, настолько сильное в детские годы, что даже молния, поразившая мальчика, не принесет ему вреда, а невозможный хэппи-энд мыслится, как должное.
Дети хотят самореализации
Культовый хит «Сандэнса», незабытый до сих пор, рассказывает о дисфункциональной семье, одни члены которой скандалят, другие думают о суициде, а третьи переживают переходный возраст. Могла бы получиться чернушная комедия в духе Тодда Солондза, но фокус на девочку Олив в исполнении юной Эбигейл Бреслин делает фильм милым и действительно вдохновляющим. В тандеме с Бреслин, которая получила в 10 лет номинацию на «Оскар», — гениально молчащий в роли подростка-ницшеанца Пол Дано. История о том, как простодушная девочка решила выиграть конкурс красоты для детей, — вывернутый наизнанку типичный голливудский рассказ о достижении большого успеха. В конечном итоге маленькая Олив получает свой звездный час, но на собственных условиях и ради себя самой.
Дети хотят справедливости
Классический голливудский фильм по культовому американскому роману Харпер Ли. История о детстве в южном городке 1930-х годов одновременно является судебной драмой. Если вдуматься, это необычное сочетание. Однако скучно не будет ни детям, ни взрослым. Главная героиня по прозвищу Скаут и ее старший брат Джим — дети овдовевшего адвоката, который защищает в суде явно ложно обвиненного в изнасиловании черного парня Тома. Дети тайком присутствуют в зале суда, где невинность Тома и правота Аттикуса, защитника, ясны, как день. Но предрассудки заставляет присяжных приговорить несчастного к смерти. Дети впервые сталкиваются с торжеством несправедливости и осознают слабость стоической философии их отца — лишь часть этой утраты они смогут компенсировать позже. Грегори Пек за роль «Аттикуса» получил «Оскар», а юная Мэри Бэдам — опять же номинацию в 10 лет. Позднее она с удовольствием завязала с кино.
Дети хотят крови
Миф о природной чистоте и неиспорченности ребенка, расхожий в литературе XIX века, окончательно умер, когда вышел великий роман Уильяма Голдинга. Притча о паре десятков мальчишек на необитаемом острове стала одной из самых злых антиутопий и в своем роде нехорошим диагнозом для всего человечества. Дети, затерянные среди океана во время Третьей мировой, сперва пытаются поддерживать порядок, усвоенный в английской частной школе. Однако этот карго-культ быстро сменяется культом первобытным, кровавым, с элементами сатанизма. Немногие, пытающиеся сохранить разум и совесть, рискуют стать жертвами детей-охотников. Британский режиссер Питер Брук, известный по театральным постановкам шекспировской классики, максимально близко перенес на экран тогдашнюю книжную новинку — мрачно и завораживающе.
Дети хотят мира
Писатель Луи Перго был молод и знаменит в начале прошлого века. В 1912-м он написал книжку о детской войне, в 1915-м был убит на войне настоящей. В 1962-м вышла экранизация «Войны пуговиц» Ива Робера, один из самых любимых французами фильмов, а всего экранизаций было 5. Рассказ о мальчишках из соседних деревень, которые в сражениях срезают друг у друга пуговицы в виде трофеев, идеально укладывается в любой антураж, поэтому режиссеры переносили действие в современность, в Северную Ирландию, во времена нацистской оккупации Франции. Версия Яна Самуэля (автора кинохита «Влюбись в меня, если осмелишься») близка к фильму шестидесятых. Две партии подростков ведут всё более серьезную войну, которую в итоге прекращает любовь. Вернее влюбленность лидера одной «банды» в девочку из другой деревни, которая делает его другим человеком. Взросление мальчика заставляет его сложить оружие, чего не могут сделать уже выросшие бывшие дети.
Дети хотят любви
Сентиментальный предперестроечный хит, еще одна версия «Ромео и Джульетты», сразившая аудиторию наповал. Илья Фрэз за несколько десятилетий стал корифеем детского кино, но впервые его герои-старшеклассники доросли до настоящего чувства, к тому же явно пропитанного эротизмом. Спустя годы всё так же подкупает игра актеров в главных ролях: причем Татьяна Аксюта на самом деле была уже взрослой, а вот Никита Михайловский действительно еще учился в школе. Влюбленность героев не просто сильна здесь — она учит ответственности, наполняет спокойной уверенностью и возвышает над обыденностью спальных советских районов. Неплохая ролевая модель для подростков-романтиков, несмотря на (возможно) печальный конец.
Дети хотят дружбы
Четверо приятелей идут посмотреть на мертвеца и сами едва не расстаются с жизнью — страшная летняя сказка по мотивам лучшей повести Стивена Кинга «Тело: Падение невинности». Все молодые актеры в фильме, от Уила Уитона до Кифера Сазерленда, впоследствии сделали голливудскую карьеру. Главная звезда здесь — рано погибший Ривер Феникс, выдающийся талант которого был очевиден уже тогда. Снова это история о путешествии, из которого никто не вернется прежним. И пронзительное повествование о дружбе, постоянно подвергающейся испытаниям на протяжении одного длинного-длинного дня. Ранняя подростковая дружба — опаляющая, безудержная, болезненная и незабываемая, как сама эта история.
Дети хотят ответов на все вопросы
Роуд-муви о взрослых и детях — почетный американский жанр, да еще и широкого спектра от «Бумажной Луны» до «Капитана Фантастик». Новенький «Камон-камон» в этом ряду смотрится вполне достойно — черно-белый обаятельный мамблкор, мало на что похожий. Радиоведущий в исполнении Хоакина Феникса интервьюирует детей о проблемах современного общества для своей авторской программы: эти вставки с рассуждениями нового американского поколения документальные. Однажды у диджея появляется компаньон, его десятилетний племянник Джесси, с которым они побывают всюду от Нью-Йорка до Нового Орлеана. Причем не по годам смышленый молодой человек сам готов задать дядюшке очень непростые вопросы. Здесь путь к переменам проходят оба героя, большой и маленький, при этом Вуди Норман в актерском мастерстве ничуть не уступает маститому профи Фениксу.
Дети хотят познать неведомое
Дети любят фантастику, но ее герои обычно, увы, взрослые. Впрочем, есть и заметные исключения, как эта советская дилогия. Школьники летят с научной миссией в космос, потому что не успеют состариться за 27 лет полета — ответственное решение для шестерых комсомольцев, трех мальчиков и трех девочек, перекрестно влюбленных друг в друга. Ситуацию смешивает трикстер Лобанов — случайно оказавшийся на корабле двоечник. В некотором смысле это наша детская версия «Космической Одиссеи»: чего стоят сюрреалистические сцены, где на борту затерянного в космосе корабля возникает декорация советской гостиной. Школьники поют «Если что-то я забуду, вряд ли звезды примут нас», ведь, отправляясь в неизведанное, мы всегда берем с собой наше прошлое.
Дети хотят вернуться домой
Тотально недооцененный фильм мечтателя Гондри — нет даже страницы в английской Википедии. А между тем, на сегодня это его последняя полнометражная работа (позднее режиссер занялся сериалом «Шучу» с Джимом Керри). После игр разума и путешествий в сновидения Гондри создал идеально простое подростковое кино — очевидна параллель с «Простой историей» Дэвида Линча (только у американского автора герой на газонокосилке пенсионного возраста). Микроб и Бензин — классический дуэт друзей: тихоня и хулиган, художник и изобретатель. Никому ничего не говоря, они едут по Франции в собственном доме-автомобиле, в дороге встречая интересных людей и традиционные опасности. Пересказывать сюжет не имеет смысла, ведь это фильм об инициации, превращении мальчика в юношу — магия работает, только когда ты проходишь путь вместе с героем. В конце все дороги замыкаются в кольцо, и жизнь продолжается, только в другой тональности.