«Зло не существует» Рюсукэ Хамагути: Люди среди оленей
В Okko появилась медитативная и завораживающе красивая драма Рюсукэ Хамагути «Зло не существует». Автор, пожалуй, является самым интересным и заметным японским режиссером современности. После масштабной разговорной оскароносной драмы «Сядь за руль моей машины» Хамагути снимает созерцательное кино образов, близкое к притче. Объясняем, как в «Зло не существует» соединяются личная история и актуальная экологическая повестка. А еще японский режиссер убедительно доказывает, что природе без человека точно было бы лучше.
Такуми (Хитоси Омика) живет вместе с дочкой Ханой (Рё Нисикава) в просторном и уютном доме посреди леса. В деревне Харасава в нескольких часах езды от Токио обитают шесть тысяч жителей. Местные внимательно относятся к природе и стараются лишний раз не вмешиваться в мир животных и растений. Каждое утро Такуми рубит дрова и набирает кристально чистую воду из горного ручья. Супружеская пара (Хадзуки Кикути и Хироюки Миура) переехала сюда четыре года назад и открыла ресторан, где варит вкуснейшую лапшу, а в новые блюда смело добавляет местные растения. Заметный кусок земли купил токийский бизнесмен, который хочет построить в Харасаве глэмпинг для богатых клиентов. Представители столичной компании Такахаши (Рюдзи Косака) и Маюдзуми (Аяка Сибутани) встречаются с жителями деревни и сталкиваются со шквалом вопросов. Если строить глэмпинг по изначальному плану, то ручьи наверняка будут загрязнены, а природе будет нанесен непоправимый вред. Постепенно Такахаши и Маюдзуми проникаются доводами местных, спорят с токийским боссом и даже думают о смене работы.
Рюсукэ Хамагути и до «Сядь за руль моей машины» участвовал в престижных европейских фестивалях и был видным автором, но теперь его статус поменялся. Повышенное внимание обеспечено любому новому фильму постановщика. Изначально Хамагути задумал «Зло не существует» как 30-минутную картину с музыкой Эико Исибаси. Красивейшие мелодии композитора играют важную роль и в получившемся в итоге полном метре. Премьера драмы прошла на Венецианском фестивале, где «Зло не существует» взял Гран-при и приз ФИПРЕССИ.
Хамагути любуется заснеженными пейзажами японского леса, убеждая зрителей в том, что приход людей в эти края может разрушить всю экосистему. Человек в целом редко когда несет что-то, кроме разрушения. На месте будущего глэмпинга сейчас проходит тропа оленей. Что будет с животными в будущем — неизвестно. А если вдруг будет загрязнена вода в реке, то проблемы возникнут и у жителей деревень вниз по течению. Городские ничего не понимают в законах природы и чаще интересуются исключительно прибылью. Хамагути показывает два возможных варианта развития событий: гармоничное сосуществование человека и окружающего мира или же уничтожение всех красот. Нельзя сказать, что режиссер ставит приговор человечеству. Ведь два сотрудника токийской фирмы встают на сторону деревенских. Хотя, возможно, это лишь частности, не отменяющие общего правила.
Японский автор может бесконечно долго смотреть на синее небо, занесенные снегом ветки деревьев и вглядываться в следы оленей на снегу. Проводником в таинственно прекрасный мир природы становится Такуми. Однако капитализм и внимательное отношение к флоре и фауне не сочетаются. Хрупкое равновесие может быть в любой момент нарушено.
Экологическая повестка и любование природой под чарующие джазовые мелодии — лишь один пласт фильма. Другой — личная история Такуми. Режиссер не спешит рассказывать, что же случилось с супругой мужчины. Мы лишь несколько раз видим фотографию, на которой запечатлены счастливые мама, папа и дочка. Такуми часто один бродит по лесу. Такая же привычка появилась и у дочери. Девочка часто уходит из школы одна и долго гуляет по чаще, словно ищет оленей, а может быть, ответы на вопросы. Кульминацией картины становится исчезновение Ханы в лесу, но понятнее весь фильм ближе к финалу едва ли становится. Режиссер оставляет пространство для трактовок.
«Зло не существует» может раздражить любителей прозрачного кино, в котором не остается никаких загадок. Хамагути же не спешит с ответами, а порой и вовсе путает аудиторию. Словно бы неспешное развитие событий должно окончательно расслабить и обезоружить. Рваный сюжет потому сильнее удивляет неожиданными поворотами. Наверняка Такуми замкнулся в себе и мало общается с внешним миром не просто так. С оленями и деревьями ему как-то уютнее и спокойнее.
Японский автор не раз проводит параллели между мирами людей и животных. И в природе действительно нет зла, а вот в отношении человека есть сомнения. На протяжении всего фильма мы то и дело слышим выстрелы. Это охотники где-то вдалеке убивают оленей. Кроме того, Такуми, Хана и гости из Токио пару раз натыкаются на тушу поверженного зверя. Строительство одного глэмпинга видится гигантской трагедией, которая окончательно прогонит оленей из здешних лесов. Люди здесь лишние, но, похоже, понимать это они не собираются.