«Заветное желание»: Индоктринация и радикализация в королевстве Disney
В международный прокат вышел новый мультфильм от студии Disney — «Заветное желание». Почему в мультфильмах Disney одни животные говорят, а другие — нет? Откуда взялась фея-крестная, подарившая Золушке шанс на личную жизнь? Кто сидит в волшебном зеркале и уверяет Злую Королеву, что она прекрасней всех на свете? Почему Питер Пэн летает? На эти вопросы мог бы ответить новый мультфильм студии Уолта Диснея, но его основная история слишком стандартная, предсказуемая и заурядная, чтобы взваливать на себя бремя точки, откуда начинается анимационная вселенная Disney.
«Заветное желание» — довольно проходной мультфильм, что особенно обидно, поскольку он вышел в год столетия студии Уолта Диснея. Каждая заставка диснеевских полнометражных картин — звезда, что пролетает над замком Золушки, — сопровождается мелодией из «Пиноккио» When You Wish Upon A Star, в которой есть строки: «Когда загадываешь желание на падающую звезду, неважно, кто ты такой, сбудется всё, что сердце пожелает». Песня Ли Харлайна и Неда Вашингтона получила «Оскар», стала визитной карточкой студии, а в ряде стран ее считают рождественской композицией. Сделать фильм из песни одной из героинь мультфильма, в принципе, неплохая идея, но воплощение страдает так, что остается перечитывать имена шестерых человек, приложивших руку к сценарию, и думать, что произошло в процессе производства: то ли не было идей, то ли торопились, то ли кто-то слишком осторожничал и максимально сгладил углы.
Жил-был Магнифико — юноша, считающий, что нет в жизни ничего важнее желания. Но не простого, а такого, которое делает вас теми, кто вы есть. Безусловно, это интересная концепция, ведь довольно сложно определить, что именно формирует нас — то ли родители, то ли воспитание, то ли прочитанная в пять лет книга, то ли миллиард долларов, полученный в наследство. Желание в фильме — вполне материальный предмет, оно легко может быть уничтожено физически (символизм!).
Магнифико становится могущественным волшебником и способен исполнять желания. Он удаляется на остров в Средиземноморье, основывает город-королевство Розас с безвизовым режимом, где может поселиться кто угодно. Жители, в свою очередь, в знак благодарности несут Магнифико свои желания — они манифестируются в виде шарика с гифками внутри, — и король надежно хранит их в замке. Что важно, при этом люди начисто забывают, чего они хотели, становясь покорными и довольными. Церемония передачи желаний королю проходит на 18-летие жителя, избежать ее нельзя, ведь однажды (раз в месяц) Магнифико может исполнить его.
Экспозиция довольно запутанная, длится первые пять минут и продолжается уже с песней главной героини. Аша, будучи индоктринированной системой королевства с детства, видит Магнифико и созданный им мир через розовые очки. Как часто бывает у диснеевских героинь, девушка лишена одного из родителей (отца), но она полна энергии, весела и очаровательна. Если вам не нравилась нестандартная Мирабель из «Энканто», «Желание» подарит вам встречу с конвенционально красивой протагонисткой, типичной для диснеевских принцесс, большеглазой и стройной. У нее есть компания нестандартных друзей, включая подругу, пышную брюнетку с костылем, но все они никак не влияют на сюжет.
К слову, о друзьях. «Желание» нарушает один из классических тропов диснеевских мультфильмов: второплановые персонажи зачастую прикольнее и смешнее главных. Мы обожаем зверюшек и друзяшек протагонистов (или антагонистов — привет Боли и Панике из «Геркулеса»), даже если они ни слова не произносят за весь фильм, как, например, хамелеончик Паскаль у Рапунцель. Зачастую они ровным счетом ничего не делают, просто добавляют милоты на экран. Так вот, в «Желании» претендующий на эту должность говорящий козлик Валентино вряд ли завоюет много сердец. Все его ужимки и прыжки с лихвой перекрывает горка говорящих мухоморов. Психоделичные грибы напоминают об «Алисе в стране чудес» с ее милыми антропоморфными цветами, отпускают шутки, поют, но, самое главное, запоминаются гораздо больше всех остальных героев.
В истории не хватает антагониста, и Дженнифер Ли с Эллисон Мур (они значатся главными сценаристами) переворачивают Магнифико с ног на голову, превращая милого юношу-альтруиста в тирана-нарцисса. Идеализм Аши разбивается после личного знакомства с Магнифико — оказывается, он держит желания при себе, только чтобы исполнить те, что потенциально полезны для королевства. Он не рискует (как и создатели мультфильма), а потому никогда не исполнит желание деда Аши, который хотел бы вдохновлять людей. А ну как он вдохновит их на переворот? Аша настолько расстроена, что бежит в лес, поет песню и загадывает желание звезде. Звезда появляется в виде смешливого желтого колобка с уголками и начинает исполнять всё что угодно.
Возможно, Магнифико всегда был королем с гнильцой, но мы этого не узнаем, равно как и не поймем, зачем вообще он устроил эту аферу с желаниями. Устройство мира в мультфильме не продумано досконально, зритель полагается только на Ашу — она наш проводник в мир Розаса (в прямом смысле, поскольку в первой песне она буквально устраивает экскурсию для новоприбывших граждан). Но если представить, что за образом Магнифико скрывается Уолт Дисней, то сюжет принимает новый, зловещий оборот: король симпатичного королевства обещает исполнить все ваши желания, но вам нужно при этом отказаться от них, не возмущаться и сохранять верность, не задаваясь вопросами. На месте сотрудников компании я бы призадумалась, ведь корпоративная этика Disney настолько строгая, что иногда думается, что работать на этот многомиллиардный развлекательный концерн должны только святые люди.
Радикализированная Аша пробирается в дворец Магнифико, чтобы освободить желания людей, придать им силу и собственное мнение. Революция в королевстве Розас проходит максимально бескровно, и король-наглец получает по заслугам. Никто, конечно, не сомневается, что зло будет наказано, причем не без помощи супруги Магнифико (резкий разворот королевы от любимого мужа к повстанцам вызывает вопросы к их браку), но всё, что происходит на экране, даже хореографический номер а-ля Басби Бёркли (но с курицами), не вызывает ощущения волшебства, как это было с множеством других диснеевских мультфильмов. «Заветное желание» напрочь лишено оригинальности и символизирует начало 2020-х годов для кино производства компании Disney, что пытается выехать на ремейках популярных фильмов или из фильма в фильм повторяет уже набившие оскомину сюжеты.
Авторы пичкают «Желание» намеками на другие диснеевские произведения, но узнавание не придает радости. Иными словами, когда волшебное перо начинает рисовать уши Микки Мауса, жди беды.