«Затерянные» Романа Каримова: Корпоративный квест и провинциальная хтонь
В российский прокат вышел триллер Романа Каримова. Для режиссера, работающего преимущественно в комедийном жанре (дилогии «Гуляй, Вася!» и «Неадекватные люди»), это уже вторая попытка зайти на территорию триллера после не самой удачной «Черной воды». В центре сюжета — четверо коллег, которые во время командировки застревают в небольшом городке. Рассказываем, на что похожа новая работа Каримова и почему ее не стоит пропускать.
Четверо сотрудников столичной фирмы приезжают в провинциальную глушь, дабы подписать стратегически важный контракт с китайскими партнерами. Выполнив поставленную задачу и изрядно пригубив спиртного, герои коллеги отправляются обратно в Москву, вот только некстати заканчивается бензин. Теперь все четверо оказываются в безвыходной ситуации в силу невозможности пополнить запасы горючего. Оказавшись вдали от привычных атрибутов комфортной жизни, они вынуждены провести ночь в пугающем безымянном городе.
Как это обычно бывает у Каримова, «Затерянные» — в первую очередь высказывание о насущном, завернутое в обертку мистического триллера. В городе, где волею судеб очутились герои, нет связи и интернета, в магазинах не принимают карты, на заправках есть только 92-й бензин, в автобусах — о ужас! — отсутствуют розетки для зарядок, а ночной клуб носит банальное до пошлости название «Сирена». Всё местное сообщество готовится к празднованию Дня города, словно это какой-то макабрический древний ритуал. Само собой, все всех знают. Это своеобразный портрет российский глубинки, написанный широкими гоголевскими мазками. И если для персонажей, что приехали из Москвы, это сущий кафкианский кошмар, преисполненный абсурдом, то для всех остальных — реальность разной степени гиперболизации. Хотя, конечно, определенный градус абсурда всё же имеется, отчего «Затерянные» местами ощущаются как духовный наследник «Человека из Подольска» Семёна Серзина.
Один из героев в исполнении Даниила Толстокулакова постоянно задается вопросом, а реально ли всё, что вокруг них происходит, или же это всё часть состязания, что устроил им босс. Каримов, сталкивая миры, столичный и региональный, на протяжении большей части хронометража пугая нас последним, в конце подталкивает к выводу, что фальшивого и ненастоящего гораздо больше в первом. Режиссер признает несовершенство провинции, но отдает предпочтение скорее ей, чем бездушному царству конкуренции и карьеризма. Уж лучше постоянно колесить по окружной дороге, чем вечно гнаться за высокими потолками, всё больше теряя в человечности.
Пусть персонажи у Каримова в «Затерянных» выступают прежде всего как проводники в заМКАДное чистилище, следить за ними более чем интересно. Андрей (Егор Корешков) — уставший от выходок работодателя семьянин, Сергей (Никита Кологривый) — наглый столичный яппи с большими амбициями, Валера — зашоренный скромняга, желающий всем доказать обратное, а Аброскин (Артём Цуканов) — просто веселый балагур, который очень скоро оказывается за бортом истории. Каждый из них проходит эволюцию, позволяющую взглянуть на собственную жизнь под иным углом и сменить ценностные ориентиры.
Подпортить впечатление в силу своей предсказуемости от просмотра может разве что финал. Мистические навороты часто становятся камнем преткновения для режиссеров. Ведь как-то же странные события нужно объяснять. Сюжетный поворот, вскрывающийся в концовке, едва ли удивит подготовленного зрителя, поскольку на такой расклад дел намекает множество очевидных предзнаменований и чеховских ружей, щедро раскиданных по всему хронометражу с самого прибытия четверки в город. В остальном же это сильная работа, дарящая эмоции и пищу для размышлений. «Затерянные» — задушевная философская новелла — по форме скорее напоминают притчу, нежели остросюжетный триллер о месте, откуда нельзя сбежать, на манер сериалов «Сосны», «Извне» или отечественного хита «Топи».