«Заговор в Каире»: Пешка в большой игре
В Okko вышел необычный политический триллер «Заговор в Каире». Картина удостоилась приза за лучший сценарий Каннского фестиваля, Швеция уже выдвинула работу Тарика Салеха на «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». Подробно разбираемся в увлекательном триллере о выборах духовного главы мусульманского мира.
Сын рыбака из провинциального египетского городка Адам (Тауфик Бархом) поступает в духовный университет Аль-Азхар. Учебное заведение расположено в Каире, Аль-Азхар также является мечетью и резиденцией высших чинов духовенства. Стипендию Адама оплачивает государство, так что для парня это прекрасная возможность получить образование и не стать рыбаком, как отец. Через несколько дней после приезда Адама в Аль-Азхар, закашлявшись кровью, от сердечного приступа умирает Великий имам. Шейхи духовного университета должны выбрать нового главу церковной общины. Выбирают Великого имама пожизненно, так что цена ошибки высока. На глазах Адама жестоко убивают его товарища. В учебное заведение приезжает полковник государственной безопасности Египта Ибрагим (Фарес Фарес). У правительства свои интересы на выборах, президент и приближенные хотят, чтобы победил правильный человек. Ибрагим вербует Адама. Теперь юноша приносит свежие новости полковнику, становясь пешкой в смертельно опасной игре.
Премьера «Заговора в Каире» состоялась в основном конкурсе Каннского фестиваля, где картина удостоилась приза за лучший сценарий. А осенью стало известно, что Швеция выдвинула политический триллер на «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». «Заговор в Каире» опередил «Треугольник печали» Рубена Эстлунда, завоевавший «Золотую пальмовую ветвь» Канн.
Режиссер Тарик Салех родился в Стокгольме. Его мама — шведка, папа — египтянин. Салех снимал эпизоды сериалов «Мир Дикого Запада» и «Рэй Донован», боевик «Наемник» и триллер «Случай в отеле „Нил Хилтон“». В 2017 году, после премьеры на «Сандэнсе» картины «Случай в отеле „Нил Хилтон“», Салеху запретили въезд в Египет. Поэтому «Заговор в Каире» снимали в Стамбуле, в роли Аль-Азхара выступила мечеть Сулеймание.
Салех снимает антиклерикальное и антитрадиционалистское кино, резко осуждая сращение церкви и государства. При этом с одинаковой критикой режиссер относится к обоим институтам власти. Пожалуй, религиозному начальству достается больше, ведь именно они цинично и лицемерно рассказывают, как правильно жить мусульманам, при этом внутри закрытого общества плетутся интриги, а сами шейхи не соблюдают законы ислама или находят возможность оправдаться и найти лазейку в Коране. Один из важных сановников, претендующих на звание Великого имама, не только завел роман на стороне, но и стал отцом рожденного вне брака от горничной ребенка. В центре мусульманского мира происходят убийства, а уж об угрозах, коррупции и интригах и говорить не стоит. Система прогнила насквозь.
Проводником в удивительный и мало на что похожий мир Аль-Азхара становится Адам. Как и зрители, он широко открытыми глазами смотрит на порядки духовного университета. Естественно, молодой человек никак не ожидал столь стремительно оказаться в центре политических скандалов и игр службы государственной безопасности. В самом начале фильма отец Адама бьет розгами по рукам парня и двух его братьев за то, что один из них посмел выкурить сигарету. В университете юноша тоже не является хозяином своего положения, дисциплина, вера религии и родине побеждают в схватке с любыми проявлениями индивидуализма. Нет ничего удивительного в том, как легко Адама вербуют спецслужбы. Можно с такой же легкостью представить, как юноша становится целью террористов-исламистов. Наверняка Адам не нашелся бы, что ответить, и в таком случае. Послушание и беспрекословное выполнение чужой воли у мальчика в крови с ранних лет. Побочным сюжетом в фильме Салеха становится опасность главенства коллективизма над личностью. Покорные люди в одно мгновение превращаются в пешек сильных мира сего.
«Заговор в Каире» снят в американской традиции политических триллеров, пусть и на восточной основе. Получается любопытное сочетание чисто жанрового фильма и необычного сеттинга. Именно декорации духовного университета превращают картину в авторское кино и личное высказывание. Блестяще со своими ролями справляются Фарес Фарес и Тафик Бархом. Оба актера уже давно снимаются как в Европе, так и в Штатах. В образе лидера маленькой радикальной исламистской ячейки предстает Шерван Хаджи, снимавшийся у Аки Каурисмяки в комедии «По ту сторону надежды».
Картина Тарика Салеха — редкий случай фильма, который может порадовать как синефилов, так и более широкую аудиторию. Неудивительно, что Швеция выбрала именно «Заговор в Каире» как своего представителя на «Оскаре». Это цельное и захватывающее кино на актуальную тему, которое будет прекрасно понятно не только знатокам исламского мира.