«Задира» с Харрисом Дикинсоном: Вечные дети и похитители велосипедов
«Задира» дебютантки Шарлотты Риган о возвращении блудного отца со звездой «Треугольника печали» Харрисом Дикинсоном сначала победил на «Сандэнсе», а затем регулярно мелькал в списках лучших фильмов прошлого года. Теперь британское драмеди появилось в подписке Okko. Инди-хит оригинально подходит к вопросу взросления как к взаимному процессу и любовно передает приветы не повзрослевшим отцам большого экрана. Рассказываем об интересном фильме подробнее.
12-летняя Джорджи (Лола Кэмпбелл) тщательно убирается в квартире и сверяет по фото, чтобы все подушки на диване стояли точно так же, как их ставила мама. А еще вычеркивает в списке из пяти стадий принятия горя «торг» — мама не так давно умерла. Следующей стадией должна стать депрессия, она останется для какого-то другого фильма, а здесь Джорджи деловито выбирает кондиционер для белья, водит за нос социальные службы и на пару с другом Али (Алин Узун) угоняет велосипеды. Маленькую бунтарку не любят мальчики — опасаются (не зря) за свои велики, не любят девочки — она пренебрегает косметикой, с трудом выносят учителя — нрав у бунтарки еще тот. Джорджи твердо намерена вырасти без посторонней помощи, но однажды утром на задний двор прямо через забор сигает крашеный разгильдяй лет 35 (Харрис Дикинсон) и круто меняет ее планы. Нарушителя границ зовут Джейсон, и он отец девочки, который за 12 лет так и не удосужился с ней познакомиться. Отец приходит с условием — он остается в доме, а взамен обещает не рассказывать социальным службам о воображаемом дядюшке. Так в компании Джорджи и Али появляется третий не то товарищ, не то сообщник, но точно не ответственный взрослый.
Пожалуй, это самая радужная история о взрослении на лондонских окраинах, похожая скорее на детскую фантазию, чем на суровую реальность. В службе опеки верят в вымышленного дядюшку Уинстона Черчилля и долгое время разговаривают с не слишком изобретательным на ответы диктофоном, вопрос денег не возникает в принципе, домики на окраине раскрашены в яркие цвета, словно это не гетто, а большая детская площадка. Мир будто бы обеспечивает все условия, чтобы такие, как Джорджи и Джейсон, могли сколько угодно играть во взрослых и не взрослеть.
Фильм дебютантки в большом кино Шарлотты Риган (до этого Риган отметилась несколькими короткими метрами) сравнивают с прошлогодней драмой еще одной британки Шарлотты Уэллс «Солнце мое», но по своему беззаботному задору он скорее ближе к «Проекту Флорида» Шона Бэйкера. Фильм также рассказывает без надрыва и патетики о детях, вынужденных повзрослеть раньше времени, и о родителях, которые навечно остаются детьми. Тема не то что не новая, но одна из самых любимых в истории кинематографа. Самой яркой парочкой, где отец и ребенок поменялись местами, конечно, остаются «Похитители велосипедов» Витторио Де Сики, так что промысел маленькой Джорджи тоже не случаен. Риган цитирует еще один великий фильм о возвращении непутевого отца — «Париж, Техас» Вима Вендерса: отец и ребенок идут по разные стороны дороги, и неожиданно взрослый, чтобы хоть немного сократить дистанцию между ними, начинает вести себя как дитя, дурачиться, изобретать смешные походки и корчить рожи. Это одна из самых эмоциональных и удачных сцен фильма, и, что любопытно, подобные кадры есть не только у Вендерса, но и у Де Сики.
В «Задире» сюжетом становится история взаимного исцеления и перевоспитания двух одиночеств через любовь и привязанность. Оказывается, не всем детям нужен взрослый, некоторым достаточно любви. Нежная, но незамысловатая история покорила жюри «Сандэнса» во многом благодаря отменной игре главной экранной пары. Юная Лола Кэмпбелл, кажется, не играет, а живет в предложенных обстоятельствах, настолько она органична в образе 12-летней взрослой, которая не признает авторитетов и со всеми ведет себя на равных. Для Кэмпбелл это первая роль, но все реплики слетают с ее уст естественно, словно импровизация (впрочем, Риган отмечает именно особый талант своей юной звезды в импровизации). Харрис Дикинсон не менее органичен в роли раздолбая, который внезапно обнаружил в себе пробудившиеся отцовские чувства. Как и в «Треугольнике печали», Дикинсон играет мало приспособленного к жизни, ведомого, но обаятельного и доброго малого. А самое интересное, что есть в фильме, — это их взаимодействие.
Риган также удается перенести на экран сумбурный мир фантазий маленького взрослого: Джорджи с Али еще придумывают имена и рисуют домики для паучков в маминой комнате, но при этом уже заправски торгуются с перекупщицей украденных великов. Эти двое всё еще страстные выдумщики, сочиняющие невероятные сюжеты на ходу, но в их мире выдумки о жизни пауков уже соседствуют с пятью стадиями принятия горя. Изображение горя без лишнего мелодраматизма, но с должным вниманием — пожалуй, главная находка «Задиры».