«Выгон» с Сиршей Ронан: Борьба с зависимостью на краю света
В зарубежных онлайн-кинотеатрах появилась драма Норы Фингшайдт «Выгон» — экранизация одноименного романа Эми Липтрот. Главную роль в адаптации исполняет Сирша Ронан. В центре внимания — героиня с алкогольной зависимостью, которая из шумного Лондона возвращается на родные Оркнейские острова. Премьера фильма прошла на «Сандэнсе» в этом году. С тех пор Ронан пророчат номинацию на «Оскар». Присоединяемся к восхищенным отзывам об игре актрисы и рассказываем, стоит ли смотреть меланхоличный фильм.
Рона (Сирша Ронан) пытается бросить пить. Зависимость разрушила многие сферы жизни девушки, в том числе и отношения с любимым человеком. Без четкого плана она уезжает из Лондона на Оркнейские острова в Шотландии, где прошло детство Роны и всё еще живут ее родители. В окружении бескрайних полей и порой в полном одиночестве героиня ищет исцеления.
Книга «Выгон» вышла в 2016 году и принесла славу дебютантке Эми Липтрот. Спустя несколько лет писательница выпустила «Момент» — своеобразное продолжение «Выгона», в котором героиня покидает умиротворенный остров и держит путь в Берлин, — там британка будет искать себя, наблюдать за птицами и знакомиться с мужчинами онлайн. Обе книги представляют собой не классическое произведение с завязкой, кульминацией и развязкой, а дневниковые записи, благодаря которым авторка осмысляет свое психологическое состояние. Липтрот — одна из ярких представительниц современного автофикшена — жанра, в котором сплетены биографические и художественные элементы. «Выгон» же стал настоящим хитом в современной литературе: вряд ли в дискурсе об автофикшене можно пройти мимо дебюта Липтрот. С одной стороны, нет ничего удивительного, что нашумевшая книга привлекла внимание кинематографистов. С другой, с самого начала производства фильма поклонники первоисточника могли задаться логичным вопросом: а можно ли вообще перенести хаотичный текст Липтрот на экраны?
За непростую задачу взялась немецкая постановщица Нора Фингшайдт. Ее предыдущие работы: «Разрушительница системы» о девятилетней девочке с психологической травмой и «Непрощенная» — криминальная драма с Сандрой Буллок о женщине, которая только что вышла из тюрьмы. Как видите, Фингшайдт не впервые снимает кино о сложной и неоднозначной героине. Интересно, что в ходе экранизации «Выгона» режиссерка изменила имя персонажа: вместо Эми — Рона. Возможно, решение продиктовано желанием дистанцироваться от личности Липтрот и рассказать универсальную историю.
Роман соткан из звуков природы: вдалеке перекрикиваются птицы, в шторм бушует Северное море, а холодный ветер не затихает ни на минуту. Описания окружающего мира в тексте больше, чем сюжетных перипетий: флора и фауна заземляют и позволяют беспорядочным мыслям в голове утихнуть. Постановщица тонко чувствует настроение книги и бережно передает его зрителям. Да, в фильме тоже мало что происходит, но на удивление немногословность лишь идет драме на пользу. Ронан пытается услышать пение коростеля и не поддаться искушению пойти в местный бар, а время от времени проваливается в болезненные воспоминания: в закоулках памяти спрятались фрагменты с разочарованным лицом бывшего бойфренда, который однажды попросту устал терпеть пьяные выходки подруги.
Фильм Фингшайдт начинается с кадров из детства Роны и закадрового голоса Сирши: комментарии героини о местных легендах, птицах и алкоголе будут то убаюкивать, то, напротив, зажигать интерес в глазах зрителей к этому маленькому путешествию на край света. Повествование скачет из настоящего в прошлое — недавнее и далекое. Разумеется, многие проблемы Роны кроются в тяжелом детстве и отношениях с родителями. Мы также видим походы девушки в пабы и общество анонимных алкоголиков: калейдоскоп моментов вырисовывает портрет барышни, которая потеряла контроль над собственной жизнью, но не надежду всё исправить. Постановщица предлагает вдумчивое исследование зависимости. От страшных сцен агрессивного поведения до полного отчаяния и честных признаний. «Я не могу быть счастливой в трезвом состоянии», — произносит Рона. Постановщица иллюстрирует, как тяжело зависимому человеку испытывать радость от обыденных вещей, как важно держаться за сегодня и день за днем оставаться трезвым. Других выходов попросту нет.
«Выгон» — целиком и полностью бенефис Ронан. Перформанс актрисы, пожалуй, заслуживает больших аплодисментов, чем драматургия и режиссерская работа. Бесспорно, создателям проекта дико повезло с исполнительницей главной роли. Ирландка и раньше демонстрировала невероятное мастерство, но роль Роны позволила ей в очередной раз заявить о себе миру и заставить киноакадемиков краснеть: у актрисы четыре номинации на «Оскар» и ни одной победы! «Выгон» точно не станет фаворитом у широкой публики, но окажется маленьким сокровищем для поклонников Сирши. Впрочем, умалять достоинства самого фильма тоже не хочется: Фингшайдт сняла не выдающееся, но предельно чувственное и чрезвычайно поэтичное кино, способное в равной мере оставить тяжелый осадок и внушить толику надежду. Примириться с прошлым и начать новую главу в жизни может каждый: даже на отдаленном острове и в компании одних лишь тюленей.